Автоматизация операционного учета в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание

Актуальность темы связана в первую очередь с тем, что сегодня в условиях рыночных отношений и нестабильной внешней среды, наряду с активными процессами гармонизации и стандартизации учета в мире, отечественные банки все больше ощущают потребность в совершенствовании нормативного обеспечения данных вопросов как на уровне государства, так и на уровне отдельного банка.
Суть проблемы обусловлена, прежде всего, необходимостью адаптации учетных систем банка к изменениям информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей информации. Потребность в выявлении, измерении, регистрации, накоплении, анализа и расширении объема и содержания такой информации постоянно возрастает.

Работа состоит из  1 файл

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОГО УЧЕТА В БАНКЕ.doc

— 612.00 Кб (Скачать документ)

Сегодня в банке «А» активно проводится реорганизация организационной структуры банка, структуры учетно-операционного аппарата для повышения эффективности их работы. На ряду с этим происходит создание зон самообслуживания в банковских офисах или в обособленных специальных пунктах самообслуживания посредством использования электронного банкинга.

Проблемой на данном этапе остается отсутствие оптимальной  и оперативной работы операционных касс банка: большие очереди, низкая скорость обслуживания, как следствие  потеря имиджа, снижению конкурентоспособности, отток клиентов, снижение прибыльности.

Для решения  данной проблемы целесообразно было бы предложить использовать наработку  компании «Гамма-Центр», а именно их систему Система управления очередью (СУО) DoCash Q2.

DoCash Q24 - электронная система управления очередью, предназначена для эффективного управления очередью в операционных залах банков, чья деятельность связана с интенсивными потоками клиентов. Применение такой системы в банке «А» позволит оптимизировать работу клиентского центра, создаст комфортную обстановку для клиентов и персонала. Автоматизация процесса ожидания позволяет существенно повысить эффективность работы клиентского центра за счет повышения качества и производительности труда операционистов и порядка в очереди (Приложение 1).

Система управления очередью позволяет собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию о работе клиентского центра в целом и каждого оператора отдельно. Возможности и преимущества системы DoCash Q2:

– упорядочение процесса обслуживания клиентов или оптимизация потоков клиентов (система автоматически распределяет клиентов по типам необходимых услуг в соответствующих стоек обслуживания);

– создание комфортной обстановки для клиентов и обслуживающего персонала (отсутствие "живой" очереди, получив талон с номером очереди, клиент располагается в зоне ожидания, где может провести время по своему усмотрению);

– существенная экономия времени (согласно статистическим данным применения системы сокращает время ожидания клиента в среднем на 30%);

– персонализация обслуживания и выделение различных групп клиентов.

СУО позволяет  получать статистическую информацию о  работе каждого оператора и клиентского центра в целом (в том числе среднее время пребывания в очереди и обслуживание одного клиента, время работы и количество клиентов, обслуженных каждым оператором, количество клиентов в час, день, месяц или другой временной интервал). Это дает возможность оценивать производительность труда операторов и планировать их работу.

Алгоритм работы системы управления очередью характеризуется тем, что на входе в клиентский центр установлен пульт регистрации (диспенсер). На его панели находятся показатели, с помощью которых клиент может выбрать необходимую услугу. Подойдя к пульту регистрации, клиент выбирает необходимую ему услугу путем нажатия на соответствующую кнопку, после чего получает талон, на котором напечатан номер его очереди Получив талон с номером очереди, клиент проходит в зону ожидания, где установлен главный экран (табло) для вызова клиентов к оператора.

Свободный оператор нажимает на кнопку вызова клиента и на табло возникает номер очереди и номер окна, к которому вызывается клиент.

Одновременно  сообщение на табло дублируется  речевым вызовом. Подойдя к окну с соответствующим номером, клиент получает необходимую услугу. В момент вызова на малом табло окна оператора появляется номер очереди клиента, вызывается в мигающем режиме.

Это позволяет  вызванному клиенту быстро найти подходящую стойку обслуживания. Ожидая, клиенты автоматически направляются на другую открытую для обслуживания стойку. При желании заказчика терминал оператора может эмулироваться соответствующим программным обеспечением, устанавливаемым на рабочую станцию (компьютер) оператора.

После завершения работы с клиентом оператор нажимает на кнопку вызова следующего, и на табло, установленном в зоне ожидания, появляется сообщение о вызове очередного клиента.

Главный экран  устанавливается в зале ожидания в удобном для обзора месте. Когда  вызывается очередной клиент, номер  его очереди появляется на экране вместе с номером стойки, в которой будет обслуживаться этот клиент. Цвет свечения - красный и зеленый.

Таким образом, применение системы DoCash Q2 позволит банку «А» не только оптимизировать очереди в операционной кассе, но и значительно повысит его конкурентоспособность, повысит скорость обслуживания клиентов тем самым закрепив имидж современного банка, который идет на шаг впереди конкурентов.

3.2 Общие направления совершенствования автоматизации банковской деятельности в Российской Федерации.

 

По состоянию на 2009 год в пятерку наиболее популярных разработчиков АБС входили Диасофт, R-Style, ЦФТ, ПрограмБанк, Инверсия, ЮниСАБ[1]. В крупных банках популярностью также пользуются системы Новая Афина и, в меньшей степени, БИС и АБС "Кворум" (по состоянию на 2010 год)[7]. Системы иностранного производства не пользуются большой популярностью в силу сложности адаптации к российскому законодательству.

В последние годы наблюдается процесс  интенсивной автоматизации банковской деятельности, связанный с внедрением в кредитных организациях банковских автоматизированных систем и технологий дистанционного банковского обслуживания, что позволяет существенно расширить клиентскую базу кредитных организаций и предложение банковских услуг.

Так, основанная на применении передовых  информационных технологий возможность  обслуживания банковских пластиковых  карт не только кредитными организациями, но и операторами связи, имеющими соответствующий договор с кредитной организацией, способна существенно повысить степень обеспеченности населения банковскими услугами даже в регионах Российской Федерации, где услуги кредитных организаций представлены не достаточно широко.

Вместе с тем, развитие таких  передовых технологий ставит на повестку дня вопросы обеспечения надежности функционирования банковских автоматизированных систем, их информационной безопасности. Важным направлением в деятельности кредитных организаций должно стать обеспечение защиты информации, выявление рисков, имеющих технический и технологический характер, а также рисков использования кредитной организации в деятельности, направленной на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Банк России будет поддерживать деятельность банковских ассоциаций и  отдельных кредитных организаций, направленную на регламентацию высокотехнологичной  банковской деятельности, выработку  соответствующих отраслевых стандартов и обеспечение условий их соблюдения.

Правительство Российской Федерации  и Банк России обеспечат формирование соответствующей нормативной правовой базы, а также общие условия  для применения электронных средств  платежа и электронной обработки платежной информации на основе развития конкуренции и внедрения инноваций в сфере высокотехнологических банковских продуктов при соответствующем государственном регулировании и контроле5.

Внедрение новых  технологий и новых продуктов  позволят кредитным организациям существенно повысить скорость и качество проведения банковских операций, упростят осуществление расчетов для населения, создадут условия для продвижения банковских продуктов и услуг в удаленные регионы со слабой степенью развития банковского обслуживания, а также на территории, где отсутствуют кредитные организации, их филиалы или офисы.

 

Выводы к  разделу 3 

 

На современном  этапе развития IT-технологий банкам довольно трудно удерживать лидирующие позиции и положительный имидж. Технологический прогресс предлагает свои правила, поэтому на сегодня актуальными являются вопросы рациональной и эффективной организации учетно-операционной работы в банке по использованию высокотехнологичных проектов и систем.

Наиболее прогрессивным  достоянием современной банковской системы является использование систем дистанционного банковского обслуживания.

Банк «А» активно использует некоторые виды электронного банкинга, такие как: классический «Клиент-Банк», интернет-банкинг, телефон-банкинг.

Последним и новейшим видом электронного банкинга является мобильный банкинг, поэтому целесообразным было бы принятие решения по внедрению и активного применения данной системы в ближайшем будущем в банке «А», что существенно сократит время за счет отсутствия необходимости посещать банк; клиент будет иметь возможность 24 часа в сутки контролировать личные счета и оперативно реагировать на изменения на финансовых рынках; клиент сможет отслеживать операции с платежными карточками через Интернет, что в свою очередь приведет к увеличению прибыли за счет абонентской платы за использование системы, комиссионных, процентов, увеличение клиентской активности за счет роста активности использования счетов клиентами и рост среднего остатка на счете, расширение клиентской базы за счет привлечения клиентов, которые не используют онлайн-банкинг и привлечения более прогрессивного и активного поколения.

С целью оптимизации  и повышения производительности работы операционной кассы банка, было предложено использовать систему управления очередью DoCash Q2, положительным следствием применения которой будет упорядочения процесса обслуживания клиентов, создание комфортной обстановки для клиентов и обслуживающего персонала, сокращение времени обслуживания клиентов, возможность получать статистическую информацию о работу каждого оператора и клиентского центра в целом, повышение имиджа банка и его конкурентных преимуществ; увеличит доходность банка.

Дополнительно предложено использование системы  электронного документооборота (СЭД) и  электронной подписи, как метода повышения эффективности процесса документооборота в банке А. Система призвана обеспечить прозрачность управления, повысить скорость обработки документов и уменьшить расходы, сделает сроки подготовки документов более прогнозируемыми и управляемыми. Использование электронной подписи ускорит проведение коммерческих операций, сократит объемы бумажной бухгалтерской документации, сократит время сотрудников и расходы банка, связанные с заключением договоров, оформлением платежных документов, предоставлением отчетности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного исследования были сформулированы выводы теоретического, методического и практического характера, имеющие значение для повышения эффективности и рациональности организации учетно-операционной работы в банке «А» на современном этапе.

В первой главе дипломной работы нами были исследованы теоретические основные учетной и операционной работы в банке. Рассмотрены основные черты внутри банковскогоучета, а именно: отражение банковских операций в учете в день их совершения, составление ежедневного баланса и полная компьютеризация учета.

Обособленно понятие  учетной и операционной работы в  банке. Под учетной работой рассмотрены  ведение бухгалтерского учета в автоматизированном режиме на основе мемориально-ордерной формы счетоводства с использованием информационных компьютерных технологий по использованию подсистемы ОДБ и обязательным законодательно закрепленным формированием и ведением учетной политики, которая определена как совокупность принципов, методов и процедур, используемые банком для составления и представления финансовой отчетности.

Под операционной работой рассмотрены процессы обслуживания клиентов, проверка и обработка документов, являющихся основанием для проведения и отражения операции по бухгалтерским счетам.

Определены  основные требования к организации  операционной деятельности: распределение  обязанностей и полномочий по осуществлению  операций; должное документирование всех операций, своевременное, полное и достоверное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета; накопление и предоставление подробной информации по каждой операции с обязательным указанием данных о ее участниках, защита активов банка от потенциальных убытков и контроль за их качеством; установление лимитов на осуществление отдельных операций, определение имеющихся и возможных операционных рисков и управления ими; хранения информации обо всех операциях банка; конфиденциальность информации о каждой операции и ее контрагентов.

Указано, что  учетно-операционная работа в банке  должна осуществляться согласно требованиям законодательства РФ, Международными стандартами финансовой отчетности, решений Правления Банка, внутренних документов, определяющих порядок осуществления операций с различными финансовыми инструментами и внутренними организационными регламентами.

Дополнительно в дипломной работе рассмотрены особенности построения учетно-операционного аппарата банка. По отношению к учетно-операционному аппарату рассмотрена работа фронт и бэк-офисов.

Переходя к  прикладной части дипломной работы, были проанализированы и сделаны следующие выводы относительно особенностей организации учетно-операционной работы в банке «А». Нами выявлено, что в своей деятельности банк руководствуется требованиями действующего законодательства и внутренними организационными регламентами.

Информация о работе Автоматизация операционного учета в банке