Автоматизация операционного учета в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание

Актуальность темы связана в первую очередь с тем, что сегодня в условиях рыночных отношений и нестабильной внешней среды, наряду с активными процессами гармонизации и стандартизации учета в мире, отечественные банки все больше ощущают потребность в совершенствовании нормативного обеспечения данных вопросов как на уровне государства, так и на уровне отдельного банка.
Суть проблемы обусловлена, прежде всего, необходимостью адаптации учетных систем банка к изменениям информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей информации. Потребность в выявлении, измерении, регистрации, накоплении, анализа и расширении объема и содержания такой информации постоянно возрастает.

Работа состоит из  1 файл

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОГО УЧЕТА В БАНКЕ.doc

— 612.00 Кб (Скачать документ)

Система "банк-клиент" позволяет всего лишь исключить из технологической цепочке обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операциониста и перевода его в электронную форму.

Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсолютно те же этапы обработки, предусмотренные существующей банковской технологией, что и бумажный документ.

Ограничения обусловлены  лишь готовностью банка доверить выполнение финансовых операций автоматизированной системе.

В Россию автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала проводиться с начала 1990-х годов, когда появились первые коммерческие банки. Сразу же на рынке программного обеспечения для банковского дела средств появилось ряд зарубежных и отечественных фирм-разработчиков. Развитие процесса автоматизации обусловил появление различных автоматизированных банковских систем, что объясняется не только большим количеством фирм-разработчиков, но и широким спектром функций, которые банки выполняют, разнообразием структур и размеров банковского дела.

БС обычно реализуются  по модульному принципу. Широко используются специализированные мощные или универсальные  компьютеры, объединяющие несколько ЛВС. В БС применяется межсетевой обмен и удаленный доступ к ресурсам центрального офиса банка для выполнения операций "электронных платежей". Банковские системы должны иметь средства адаптации к конкретным условиям эксплуатации. Для поддержки оперативной работы банка БС должна функционировать в режиме реального времени OLTP (On-line Transaction Processing).

Перечислим  основные функции БС (обычно они  реализуются в виде независимых  модулей единой системы):

– fвтоматизация всех ежедневных внутрибанковских операций, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов;

– cистемы коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями;

– cистемы автоматизированного взаимодействия с клиентами (так называемые системы "банк-клиент");

– аналитические системы. Анализ всей деятельности банка и системы выбора оптимальных в данной ситуации решений;

– автоматизация розничных операций - применение банкоматов и кредитных карточек;

– системы межбанковских расчетов;

– системы автоматизации работы банка на рынке ценных бумаг;

– информационные системы. Возможность мгновенного получения необходимой информации, влияющей на финансовую ситуацию.

Создание и  выбор банковских информационных систем базируется на планировании всех систем, связанных с функционированием  полной инфраструктуры банка, построенной на информационных технологиях. Под информационной инфраструктурой АБС понимают совокупность, соотношение и содержательное наполнение отдельных составляющих процессов деятельности банка на основе автоматизации банковских технологий. В инфраструктуре, кроме концептуальных составляющих, выделяют поддерживающие и функциональные подсистемы. К поддерживающим подсистем относят информационное обеспечение, техническое оснащение, системы связи и коммуникаций, программные средства, системы безопасности, защиты и надежности.

Функциональные  подсистемы реализуют банковские услуги, бизнес - процессы и любые комплексы  задач из сферы содержательной или  предметной направленности банковской деятельности.

Кроме этого  создание автоматизированных банковских технологий наряду с общесистемными (системотехнического) принципами требует учета особенностей структуры, специфики и объемов банковской деятельности. Характерной особенностью банковских технологий является разнообразие и сложность видов обеспечения автоматизации деятельности банка.

Процесс проектирования, разработки и внедрения информационных систем в банковских учреждениях  делятся на две стадии:

1. Предпроектная - разработчик совместно с заказчиком проводят организационные мероприятия по подготовке объекта автоматизации к обследованию и создание информационной базы. Составляют технико-экономическое обоснование, постановку задачи и техническое задание на разработку системы. Определяют ожидаемую эффективность системы и стоимость работ по проектированию и разработке системы. Все документы на этой стадии утверждаются в двустороннем порядке.

2. Проектная  - осуществляется разработка проекта,  программирование составных частей, настройка и тестирование программного обеспечения. Создаются два документа: технический и рабочий проект.

3. Внедрение  - система кажется сначала в  опытную, а затем в промышленную  эксплуатацию. Включает апробацию  отдельных элементов, и внедрение  системы в целом.

4. Эксплуатации - осуществляется сопровождение  программного и технического обеспечения, выполнения работ по вводу информации и решения соответствующего класса задач автоматизированным способом.

К АБС в силу определенных обстоятельств выдвигается  ряд требований.

Первым и основным требованием является требование о ее функциональной полноте. Полнофункциональной можно считать систему, если набор ее функций позволяет выполнять все операции конкретного банка. Конечно, система, которая отвечает сегодняшним потребностям, может не удовлетворять их завтра, если у банка появятся новые функции. Поэтому следующим требованием к АБС, является ее гибкость.

Гибкость - это  один из ключевых факторов, который  заключается в том, что любая банковская система должна иметь возможность расширяться и развиваться не только фирмой-разработчиком, но и силами специалистов банка.

Развитие системы  может происходить в двух направлениях: количественном - при увеличении количества филиалов или клиентов и качественном - при расширении спектра банковских операций и услуг.

Изменения количественного  характера приводят к необходимости наращивания системы, которое может производиться двумя способами:

– за счет установки в главной конторе более мощных компьютеров или путем распараллеливания процесса обработки на несколько компьютеров;

– за счет увеличения производительности вычислительных комлексов в филиалах банка и перехода на распределенную обработку данных, сохранив за центральным вычислительным комплексом только функцию консолидации баланса и обслуживание текущих информационных потребностей.

Выбор способа  наращивания АБС зависит от стратегии развития банка, особенностей взаимодействия головной конторы и ее филиалов, а также от принятого распределения функций и ответственности за них. Но в любом случае разработчик АБС должен указать конкретные пути решения проблемы наращивания системы для того или иного банка.

В целом система  должна иметь возможность расширения как по горизонтали (увеличение количества клиентов, каналов связи и т.п.), так и по вертикали (переход на более мощную технику).

При этом должны быть сведены к минимуму возможные изменения:

– интерфейса пользователя;

– технологии работы с системой;

– структуры файлов базы данных.

Также должна быть исключена или сведена к минимуму необходимость модификации прикладного  программного обеспечения и переподготовки персонала.

Надежность  заключается в том, что АБС  должна обеспечивать работу большого количества пользователей, которые  одновременно могут вводить, корректировать документы (счета или сделки), формировать  отчетность без каких-либо конфликтов, связанных с одновременным доступом к данным.

Реальный масштаб  времени после введения документа  АБС должна обеспечивать его бухгалтерская проводка. Новое состояние счетов сразу становится доступным для всех пользователей и отражается в балансе, а также может быть использовано при вычисление нормативов. Система, построенная на основе этого требования, имеет следующие преимущества:

– позволяет в любой момент времени иметь полную картину финансового состояния банка;

– предоставляет возможность оперативно отслеживать информацию, поступающую в систему;

– предоставляет возможность получения дополнительных кредитных ресурсов.

Интегрированность системы означает, что система  должна согласовывать работу  с информационным и функциональным модулями. Информационная связь заключается в том, что все составляющие системы работают с общей базой данных, что позволяет избежать дублирования и обеспечивает целостность и согласованность данных.

Функциональная связь позволяет функциональным задачам, которые характеризуются одинаковой прикладной логикой, но решаются на разных АРМах, использовать общие процедуры, которые хранятся в соответствующих библиотеках (например, начисление процентной ставок и др.)..

Обеспечение многофилиальной  работы банка заключается в том, что для банков, имеющих много  филиалов, и особенно для тех, структура  которых является трехуровневой, важным моментом является обеспечение единственности и целостности технологии.

Выполнение этого требования в идеальном варианте - это обеспечение распределенной обработки данных в режиме On-line. Обеспечение распределенной обработки данных в таком режиме стоит пока довольно дорого и под силу не всем банкам.

Поэтому более  реальным с точки зрения обеспечения этого требования является единственость технологий, то есть как минимум системы всех уровней должны иметь одинаковую структуру данных, одинаковые интерфейсы и инструментальные средства разработки программного обеспечения.

Безопасность  и защищенность системы - это одно из жизненно необходимых требований, которое относится к АБС. По оценкам западных специалистов, даже большой и стабильный банк обанкротится, если он откроет всю свою документацию. Поэтому АБС должна быть защищена как внутри от возможных злоупотреблений сотрудниками банка, так и снаружи от разного рода попыток раскрытия банковской тайны и махинаций с его средствами.

1.3 Нормативно-правовое  обеспечение организации учетно-операционной  работы банка

 

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России уполномочен вводить для банков и кредитных организаций особые правила бухгалтерского учета и отчетности, отличающиеся от таких правил для предприятий. Специальный план счетов и большой объём специализированной отчетности перед Банком России делает невозможным использование в банках обычных бухгалтерских систем, не имеющих средств автоматизации получения такой отчетности.

Кроме того, постоянные изменения  законодательства и правил учета  означают необходимость регулярных доработок программного обеспечения. В связи с этим иностранные производители такого программного обеспечения испытывают сложности с выходом на данный рынок.[1]

Нормативные акты, регулирующие осуществление банковских операций

Осуществление банковских операций регулируется различными нормативными актами:

· Гражданский Кодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (с изм. и доп., от 01.07.2009) определяет понятия кредита, банковского вклада, банковского счета, регулирует кредитные, расчетные отношения, общие положения учреждения кредитной организации и условия осуществления ее деятельности;

· Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009) определяет Центральный банк РФ как орган, регулирующий деятельность кредитных организаций, осуществляющий банковский надзор и банковский контроль, основные положения осуществления банковской деятельности;

– Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 30.12.2008) регулирует основные положения осуществления банковской деятельности, организации, реорганизации и ликвидации кредитных учреждений, определяет основные понятия и виды банковских операций.

– Положение ЦБР от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (с изм. и доп., от 11.01.2009) определяет правила оформления банковских операций.

Нормативные акты, регулирующие отдельные  виды банковских операций:

– Федеральный закон от 16 июля 1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изм. и доп., вступающими в силу с 26.01.2009) определяет понятие ипотеки, условия предоставления ипотеки;

– Положение от 24.12.2004 №266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (ред. от 23.09.2008).

Расчетные отношения  регламентируются также постановлениями  правительства РФ, нормативными актами Банка России. Банка России является органом, регулирующим, координирующим и лицензирующим организацию  расчетных отношений, в том числе  клиринговых систем в России. К компетенции Банка России относится установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов.

Гражданский кодекс РФ регулирует права и обязанности хозяйствующих  субъектов, равно как и устанавливается  ответственность за нарушение этих обязательств. Например, гл. 45, 46 ГК РФ посвящены договору банковского счета и механизму его реализации. В соответствии со ст. 30 Закона «О банках и банковской деятельности» расчетные отношения между клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено Законом. В договоре должны быть указаны стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Информация о работе Автоматизация операционного учета в банке