Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:09, курсовая работа
Структура банковской системы состоит из трех уровней:
1) Центральный банк (ЦБ).
2) Коммерческие банки.
3) Небанковские кредитно-финансовые учреждения.
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.
Правительства во все времена понимали, что банковское дело может быть довольно прибыльным. Поэтому, от случая к случаю использовали центральный банк для обложения своих граждан косвенными налогами. Такие налоги государство получало в виде дохода от эмиссии денег, что вытекало из исключительного права ЦБ создавать деньги, и экономической прибыли, которую ЦБ получал в силу своей монополии на предоставление банковских услуг индивидам и фирмам.
Таблица 10.2. Как банки создают деньги | ||||
Банки |
1. Обязательства |
2. Обязательные резервы (при |
3. Избыточные резервы (прирост кредитных ресурсов (1.-2) |
4. Деньги, которые могут быть отданы в ссуду (=3) |
А |
100000 |
20000 |
80000 |
80000 |
Б |
80000 |
16000 |
64000 |
64000 |
В |
64000 |
12800 |
51200 |
51200 |
Г |
51200 |
10240 |
40960 |
40960 |
Другие банки |
204800 |
40960 |
163840 |
163840 |
Общее количество созданных денег |
400000 |
Обязательные резервы
- это минимальный размер вклада,
который по законодательству коммерческий
банк должен держать в ЦБ. Центральный
банк также устанавливает норму
обязательных резервов, или резервную
норму (в табл. 10.2 она составляет
20%).
Избыточные резервы представляют собой
кассовую наличность банка, которую банк
может отдать в ссуду (4). Таким образом,
обязательные резервы коммерческого банка
- это лишь частичные резервы. Они значительно
меньше обязательств (I) и избыточных резервов
(3). Обязательные резервы служат средством,
с помощью которого ЦБ может контролировать
коммерческие банки и воздействовать
на их способность к кредитованию. Естественно,
что обязательные резервы не являются
фондом ликвидности коммерческих банков,
на которые те могли бы опереться в критической
ситуации.
Вернемся к табл. 10.2 100000 денежных единиц
депозитов (вкладов) в виде наличных сверх
установленной Центральным банком нормы
резервов в банке А приводят к многократному
увеличению депозитов во всей банковской
системе. При норме резервов в 20%, указанной
в табл. 10.2, депозиты расширяются в отношении
5:1. Таким образом, банковская система
может мультиплицировать (множить) предложение
денег в стране.
Формула денежного мультипликатора выражается
следующим образом:
1
денежный мультипликатор = ------------------------------
Способность банков создавать
депозитные деньги используется для
управления денежной массой в стране
и для влияния на деловую активность.
С помощью денежного
максимальное увеличение денег на текущих счетах = избыточные резервы х денежный мультипликатор.
Прибыль банков складывается
как разница между доходами (от
учетно-ссудных операций, инвестиций
в ценные бумаги, расчетных и забалансовых
операций) и расходами (по депозитам, полученным
кредитам, операционным и административным
издержкам).
О величине банковской прибыли можно судить
по данным об отношении чистой прибыли
(то есть после уплаты налогов) к активам.
В конце 1990 гг. оно составляло в США 3,42%,
в - Японии 1,51, в Германии - 1,95%. В России
из-за относительной нехватки ссудного
капитала и повышенного спроса на него
ссудный процент был много выше (ставка
рефинансирования ЦБ - до 33%. Этим объясняется
более высокая норма банковской прибыли
по сравнению о зарубежными банками. Для
стабильности кредитно-банковской системы
первостепенное значение имеет проблема
ликвидности, то есть способности банков
своевременно и в полном объеме покрывать
свои обязательства перед кредиторами.
Для этого активы и пассивы банков должны
быть четко сбалансированы, что обеспечивает
соблюдение оптимального соотношения
между ними.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Если в обороте
больше денег, чем требуется хозяйству,
то это приведет к обесцениванию
денег - понижению их покупательной
способности.
Формирование предложения денег и регулирование
денежной массы является важнейшей функцией
государства.
Центральный банк регулирует
предложение денег через
Если для краткости изложения всю денежную
массу представить как сумму наличных
денег и депозитов (не делая различия между
разными вкладами), то модель денежного
предложения будет выглядеть следующим
образом. В реальной экономике помимо
наличных денег часть доходов экономические
субъекты переводят во вклады (депозиты)
коммерческим банкам. Те же (как было показано
в разд. 10.4) получают возможность выдавать
кредиты, вызывая таким образом процесс
мультипликативного (нарастающего) расширения
денежной массы.
В предложении денег важную роль играет денежная
база - та часть денежного предложения,
которую определяет и непосредственно
создает Центральный банк.
Входящие в денежную
базу обязательные резервы коммерческих
банков вместе с наличными деньгами
называют деньгами высокой эффективности.
Объем денежного предложения находится
в прямой зависимости от величины денежной
базы и в обратной - от коэффициента депонирования
и нормы резервирования. Коэффициент
депонирования и норма резервирования
(избыточных резервов) являются убывающими
функциями от ставки процента (поскольку
рост процентной ставки вызывает снижение
величины избыточных резервов в силу привлекательности
кредита для коммерческих банков). Для
населения рост процентной ставки повышает
привлекательность депозитов и приводит
к уменьшению доли наличных денег.
Спрос на деньги выражает желание
экономических субъектов иметь в своем
распоряжении в определенный момент времени
некоторую величину денег (в соответствия
со своими возможностями). Значит, спрос
на деньги - величина достаточно строго
фиксированная.
В экономической науке анализ денежного
спроса отдельными экономистами и их последователями
проводится в соответствии с их концепциями
спроса на деньги.
В двух последних спрос
на деньги рассматривается с точки
зрения оптимизации денежного запаса
экономического субъекта.
В портфельных теориях (учитывая,
что деньги являются одним из важнейших
видов активов) спрос на деньги увязан
со спросом на остальные важнейшие активы.
Среди этого направления анализа спроса
- монетаризм. Одним из первых функцию
денежного спроса, в которой деньги выступают
как вид среди широкого набора активов,
предложил М. Фридман. По Фридману, спрос
на деньги есть функция пяти переменных:
уровня цен, доходности по акциям и облигациям
минус инфляция, инфляции, совокупного
богатства, исчисленного в соответствии
с концепцией перманентного дохода. Характер
влияния на денежный спрос очевиден: рост
уровня цен ведет к росту спроса на реальные
денежные остатки, и наоборот. Рост инфляции
ведет к снижению реальной ценности денег
и росту ценности реальных благ, что порождает
"бегство от денег".
Спрос на деньги со стороны сделок (то есть покупок населением товаров и услуг, а предприятий - для оплаты труда, материалов, энергии и т.д.) зависит от того, какое количество денег необходимо для заключения сделок для вышеперечисленных целей.
Итак, денег в обороте
должно быть не больше, но и не меньше
необходимого количества.
Спрос на деньги со стороны активов является
по своей сути спросом на деньги как на
средство сбережения. Деньги можно держать
в различных формах финансовых активов:
в виде акций (получения дивидендов), облигаций
(фиксированный процент), наличных или
чековых вкладов. Однако для хранение
денег в запасах связано о потерей процента,
и тогда их владелец испытывает "издержки
упущенных возможностей". Чем выше ставка
процента, например по текущим вкладам,
тем невыгоднее хранить деньги как запас
наличных.
Если спрос на деньги для сделок - величина
относительно устойчивая и не зависит
от процентных ставок (она предопределяется
стоимостью ВНП или суммой цен товаров
и числом оборотов денежной единицы), то
спрос на деньги со стороны активов для
сбережений зависит от процентной ставки.
Чем она выше, тем дороже обходится хранение
денег в запасе, тем меньше спрос на деньги
со стороны активов. Чем ниже процентная
ставка, тем выгоднее держать деньги в
запасах.
Таким образом, третий вид спроса - общий спрос на деньги - зависит от
стоимости ВНП (в части спроса для сделок)
и от процентной ставки (при опросе со
стороны активов).
Что же касается денежного предложения,
то, как говорилось выше, его можно изменять
путем проведения определенной политики
со стороны правительства и ЦБ.
Денежный рынок объединяет спрос на деньги
и их предложение. На рынке устанавливается денежное
равновесие. Как и на рынке товаров,
пересечение кривой спроса на деньги и
линии их предложения определяет цену
равновесия, то есть равновесную ставку
процента, которая является ценой денег.
К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ
Денежно-кредитная
политика является одним из наиболее
важных направлений государственного
регулирования рыночной экономики.
Для функционирования кредитно-банковской
системы она имеет
Политика учетной ставки (дисконтная
политика) выражается в регулировании
ставки переучета в Центральном банке
векселей (письменных обязательств должников
уплатить определенную сумму в заранее
оговоренный срок в установленном месте),
поступивших от коммерческих банков. Те
же, в свою очередь, получают векселя от
промышленных, торговых и прочих компаний.
При определении своего ссудного процента
коммерческие банки ориентируются на
учетную ставку ЦБ.
Изменение величины учетной ставки зависит
от состояния экономический конъюнктуры:
в условиях спада ставка понижается и
кредит расширяется, а при подъеме и угрозе
перегрева экономики (то есть угрозы выхода
производства за пределы платежеспособного
спроса на рынке) ставка повышается, а
объем кредитования сокращается.