Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является проанализировать особенности бюджетной системы в федеративном государстве на примере бюджетной системы Российской Федерации за период 2003-2005 гг. В настоящей работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы построения государственного бюджета;
- рассмотреть и проанализировать особенности бюджетной системы Российской Федерации за последние три года (2003-2005 гг.).
1. Введение------------------------------------------------------------------------4.
2. Государственный бюджет. Обзор теоретического материала.------------5.
2.1. Определение государственного бюджета.------------------------------5.
2.2. Функции государственного бюджета.----------------------------------6.
2.3. Особенности государственного бюджета.------------------------------7.
2.4. Бюджетная система:------------------------------------------------------8.
2.4.1. составные части бюджетной системы;--------------------------8.
2.4.2. уровни бюджетной системы в федеративном государстве;---8.
2.4.3. принципы бюджетной системы.----------------------------------9.
2.5. Основные показатели государственного бюджета:------------------10.
2.5.1. доходы;------------------------------------------------------------10.
2.5.2. официальные трансферты;--------------------------------------13.
2.5.3. расходы;-----------------------------------------------------------13.
2.5.4. кредитование минус погашение (чистое кредитование);----16.
2.5.5. профицит и дефицит.---------------------------------------------17.
2.6. Этапы бюджетного процесса в РФ------------------------------------19.
3. Анализ бюджетной системы Российской федерации за период 2003-2005:----------------------------------------------------------------------------23.
3.1. Анализ структуры федерального бюджета
на период 2003-2005 г.----------------------------------------------23.
3.1.1. Структура федерального бюджета на 2003 г------------------23.
3.1.2. Структура федерального бюджета на 2004 г.---------------- 26.
3.1.3. Структура федерального бюджета на 2005 г.---------------- 29.
3.1.4. Анализ темпов роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2003-2005 гг. с учетом инфляции.----------------31.
3.2.Анализ структуры консолидированного бюджета Российской
Федерации в 2005 г.------------------------------------------------------33.
3.2.1. Профицит консолидированного бюджета
Российской Федерации--------------------------------------------------34.
3.3. Анализ консолидированного бюджета Нижегородской области на 2005г.---------------------------------------------------------------------------35.
4.Выводы-------------------------------------------------------------------------37.
5. Заключение.-------------------------------------------------------------------38.
Список литературы.-----------------
При необходимости Правительство РФ направляет в Думу изменения и дополнения в заключительные акты о налогах.
При рассмотрении бюджета в первом чтении Гос. Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы взаимодействия федерального бюджета с бюджетами субьектов Федерации.
Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам бюджетной функциональной классификации в пределах общего обьема расходов, утвержденных в 1-ом чтении.
В третьем чтении отражаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, по всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам в пределах утвержденных во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому виду расходов.
В четвертом чтении - рассматривают поправки к законопроекту; поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета.
На пленарном заседании Гос. Думы законопроект ставят на голосование в целом.
Принятый Гос. Думой Закон в соответствии с Конституцией в течение 5 дней со дня принятия должен быть передан на рассмотрение Советом Федерации.
Закон о бюджете считается одобренным, если за него проголосовало более 50% от общего числа членов палаты, либо, если в течении 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
При отклонении его Советом федерации обе Палаты парламента создают Согласительную комиссию, после чего закон повторно рассматривает Дума.
В случае несогласия Гос. Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании он набрал не менее 2/3 от общего числа голосов депутатов Думы.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами и подписи Президентом РФ. Комитет министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует исполнение бюджета.
Важнейшая задача исполнения - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и др. платежей.
Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся за счет дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изьятию не подлежит. Используется - по рассмотрению соответствующего органа власти.
Потери в доходах и издержках - не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением случаев, когда они вызваны изменением действующего законодательства.
Работа по исполнению бюджета ведется Минфином РФ, Гос. Налоговой службой РФ и Гос. Таможенным комитетом РФ и их органами на местах.
При исполнении бюджета распределение всех видов платежей и ассигнований ведется по бюджетной росписи доходов и расходов, которая представляет собой основной оперативный план распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации.
Бюджетная роспись Федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ.
Организуя исполнения бюджетов и внебюджетных фондов вложена на новую структуру Минфином РФ - Федеральное Казначейство РФ.
Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета означает, что казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными и финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства.
Казначейство обеспечивает принцип единства кассы в отношении федеральных средств. Все платежи из федерального бюджета осуществляется с единого счета Федерального казначейства. Все другие счета, опосредующие движение средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы, должны быть транзитными, т.е. не иметь переходящих остатков. Это означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в системе казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные счета хозяйствующих субъектов, выполняющих работы для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.
Наличие казначейской системы позволит наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.
Составление отчета об исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Работа по составлению отчетов возложены на Минфин РФ и его финансовые органы, Гос. Налоговую службу и ее налоговые инспекции, Гос. Таможенный комитет и его органы. Отчеты направляются соответствующим органам Гос. Власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному собранию РФ, который его утверждает.
Для осуществления контроля за исполнением Федерального бюджета Совет Федерации и Гос. Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности Счетной палаты определяется федеральным законом.
3. Анализ бюджетной системы Российской федерации за период 2003-2005 гг.
Как обсуждалось выше, в федеративном государстве бюджетная система состоит из федеративного бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов органов местного самоуправления. Местные бюджеты и бюджеты субъектов федерации составляет территориальные (консолидированные) бюджеты. Территориальные бюджеты и федеральный бюджет составляет консолидированный федеральный бюджет.
Далее
будут рассмотрены изменение
структуры федерального бюджета в период
2003-2005 гг., особенности структуры консолидированного
федерального бюджета и областного консолидированного
бюджета за 2005 г.
3.1.Анализ структуры федерального бюджета на период 2003-2005 г.
3.1.1.Структура
федерального бюджета
на 2003 г.
Рассмотрим структуру федерального бюджета на 2003 год более подробно. В таблице 1 указаны доходы и расходы в федеральном бюджете, а также показатель ВВП и инфляция в процентах (декабрь 2003 года к декабрю 2002 года).
Таблица 1.
|
Как видно из табл. 1 доходы в федеральном бюджете 2417791,8 млн. руб. превышают расходы (2345641,4 млн. руб.) примерно на 3% (72150,4 млн. руб.) при уровне инфляции 10-12 %.
Структура доходов в федеральном бюджете на 2003 год представлена на рис. 1.
Как
видно из рис. 1, значительную долю доходов
в федеральный бюджет составляют
налоги (92.21% от общего объема доходов)
и лишь небольшую часть (7.79%) неналоговые
доходы и доходы целевых бюджетных фондов.
Рис. 1 Структура доходов в федеральном бюджете на 2003 год
На
рис. 2 показана структура налоговых
доходов в федеральном бюджете
на 2003 год. Существенную долю (62.3 %) здесь
занимает налог на товары и услуги
и лицензионные и регистрационные
сборы. 17.75% составляют налоги на внешнюю
торговлю и внешнеэкономические операции,
9.68% и 9.49% - платеж за пользование природными
ресурсами и налоги на прибыль, соответственно.
Остальную небольшую часть (в совокупности
0.78%) составляют налоги на совокупный доход,
налог на операции с ценными бумагами,а
также прочие налоги, пошлины и сборы (см.
рис 2).
Рис.2 .
Структура налоговых
доходов
в федеральном бюджете
на 2003 год
Структура расходов в федеральном бюджете на 2003 год представлена на рис. 3. Как видно из рис. 3, самый высокий процент от всех расходов в федеральном бюджете (30,37%) составляет финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы. На втором месте (14.64%) о приоритетам в расходовании федеральных бюджетных средств – национальная оборона, а на третьем (11.78%) – обслуживание государственного и муниципального долга. Расходы на экономику страны (в том числе дорожное хозяйство; промышленность, энергетику и строительство; сельское хозяйство и рыболовство; транспорт, связь и информатику; мобилизационную подготовку экономики; развитие рыночной инфраструктуры) составили в общей совокупности 7.65%. Несколько большая доля федеральных средств (15,04%) была направлена на социальную сферу (в том числе на социальную политику; образование; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; здравоохранение и физическую культуру; культуру, искусство и кинематографию; средства массовой информации).
Рис. 3. Структура
расходов
в федеральном бюджете
на 2003 год
3.1.2.Структура
федерального бюджета
на 2004 г.
В таблице 2 указаны доходы и расходы в федеральном бюджете, а также показатель ВВП и инфляция в процентах (декабрь 2003 года к декабрю 2002 года).
Таблица 2.
|
Как видно из табл. 2, в 2004 году, как и в 2003, доходы (2742850,4 млн. руб.) также превышали расходы (2659447,0 млн. руб.) примерно на 3% (83403.4 млн. руб. от общем суммы доходов).
На рис.4 представлена
структура доходов в
Рис 4.
Как показано на рис. 4, в 2004 году существенную долю доходов составляли налоги (91.5%). Однако, по сравнению с 2003 годом их доля немного (меньше, чем на 1%) уменьшилась, а неналоговая часть доходов соответственно незначительно выросла.
Структура
налоговых доходов в
Рис. 5
Как показано на рис. 5, структура налоговых доходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом немного изменилась. Вместо налогов на совокупный доход появились две дополнительные налоговые статьи: налог на игорный бизнес, зачисляемый в федеральный бюджет и единый сельскохозяйственный налог. Уменьшилась (примерно на 9,8%) по сравнению с 2003 годом доля налогов на товары и услуги, лицензированные и регистрационные сборы и составила 52,54%. Доля налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (25,71%) и платежи за пользование природными ресурсами (13.49%), напротив, возросли по сравнению с 2003 годом примерно на 8% и 3.8%, соответственно.
На
рис. 6 представлена структура расходов
в федеральном бюджете на 2004 год.
Рис 6.
Как видно из рис. 6, в общем виде структура расходов в федеральном бюджете на 2004 год по сравнению с 2003 годом не изменилась (число статей расходов осталось прежним). Однако процентные вклады отдельных видом расходов изменились. Так, немного увеличились доли финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы (на 0.24%) и национальной обороны (на 0.83%) и составили 30.61% и 15.47%, соответственно. Доля расходов, приходящаяся на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, возросла на 1.28% по сравнению с 2003 годом, а обслуживание государственного и муниципального долга – уменьшилось на 0.98%. Расходы на экономическую сферу в целом в 2004 году составили 7.88%, что немного (на 0.23%) выше расходов 2003 года. Это увеличение было обусловлено в первую очередь увеличением расходов на дорожное хозяйство (на 0.62% по сравнению с прошлым годом), которое позволило преодолеть снижение расходов на промышленность (на 0.15%), сельское хозяйство (на 0.21%) и транспорт (на 0.05%).
Расходы
на социальную сферу почти не изменились
по сравнению с 2003 годом (15,02% в 2004 году
по сравнению с 15,04% в 2003г.). В частности,
выросли расходы на образование
(на 0.28%), здравоохранение (на 0.1%), а на
фундаментальные исследования и культуру
– незначительно (на 0.03% и 0.01%, соответственно).
В то же время сократились расходы на социальную
политику (на 0.34%) и средства массовой информации
(на 0.1%).