Бюджет государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является проанализировать особенности бюджетной системы в федеративном государстве на примере бюджетной системы Российской Федерации за период 2003-2005 гг. В настоящей работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы построения государственного бюджета;
- рассмотреть и проанализировать особенности бюджетной системы Российской Федерации за последние три года (2003-2005 гг.).

Содержание

1. Введение------------------------------------------------------------------------4.
2. Государственный бюджет. Обзор теоретического материала.------------5.
2.1. Определение государственного бюджета.------------------------------5.
2.2. Функции государственного бюджета.----------------------------------6.
2.3. Особенности государственного бюджета.------------------------------7.
2.4. Бюджетная система:------------------------------------------------------8.
2.4.1. составные части бюджетной системы;--------------------------8.
2.4.2. уровни бюджетной системы в федеративном государстве;---8.
2.4.3. принципы бюджетной системы.----------------------------------9.
2.5. Основные показатели государственного бюджета:------------------10.
2.5.1. доходы;------------------------------------------------------------10.
2.5.2. официальные трансферты;--------------------------------------13.
2.5.3. расходы;-----------------------------------------------------------13.
2.5.4. кредитование минус погашение (чистое кредитование);----16.
2.5.5. профицит и дефицит.---------------------------------------------17.
2.6. Этапы бюджетного процесса в РФ------------------------------------19.
3. Анализ бюджетной системы Российской федерации за период 2003-2005:----------------------------------------------------------------------------23.
3.1. Анализ структуры федерального бюджета
на период 2003-2005 г.----------------------------------------------23.
3.1.1. Структура федерального бюджета на 2003 г------------------23.
3.1.2. Структура федерального бюджета на 2004 г.---------------- 26.
3.1.3. Структура федерального бюджета на 2005 г.---------------- 29.
3.1.4. Анализ темпов роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2003-2005 гг. с учетом инфляции.----------------31.
3.2.Анализ структуры консолидированного бюджета Российской
Федерации в 2005 г.------------------------------------------------------33.
3.2.1. Профицит консолидированного бюджета
Российской Федерации--------------------------------------------------34.
3.3. Анализ консолидированного бюджета Нижегородской области на 2005г.---------------------------------------------------------------------------35.
4.Выводы-------------------------------------------------------------------------37.
5. Заключение.-------------------------------------------------------------------38.
Список литературы.-----------------

Работа состоит из  1 файл

«Бюджет государства».doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

3.1.3.Структура федерального бюджета на 2005 г.  

     Как видно из табл. 3, доходы и расходы в федеральном бюджете на 2005 год  увеличились более существенно по сравнению с предыдущими годами, в то время как процент инфляции уменьшился до 7.5-8.5%. 

     Таблица 3.

Доходы, млн. руб. Расходы, млн. руб. ВВП, млрд. руб. Инфляция, % (декабрь 2005 к декабрю 2004)
3 326 041,1 3 047 929,3 18 720 7,5 - 8,5
 

     Структура федерального бюджета представлена на рис. 7.

     Анализ  данных, проиллюстрированных на рис. 7, показывает, что доля налогов (в том числе  доходы от внешнеэкономической деятельности; налоги на товары и услуги, реализуемые на территории РФ; налоги, сборы и региональные платежи за пользование природными ресурсами; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на прибыль, доходы; государственная пошлина; административные платежи и сборы) в общей структуре доходов в 2005 году возросла до 94.81% (на 3.31% по сравнению с 2004 г.).

     Рис. 7

     

 

     Структура расходов федерального бюджета на 2005 год приведена на рис. 8. Как показано на рис. 8, на первом и втором месте  в шкале расходов в федеральном  бюджете на 2005 год по-прежнему остаются только увеличившиеся расходы на межбюджетные трансферты (31.32%) и национальную оборону (17.43%). Третьим в рейтинге расходов в федеральном бюджете за 2005 год значатся расходы на общегосударственные расходы (15,11%). На национальную экономику в 2005 году было отведено 7.94% всех расходов, что на 0.06% выше, чем в предыдущем году. Расходы на социальную сферу по сравнению с 2004 годом немного сократились до 14.77% (на 0.25%). 
 
 
 

     Рис.8.

     

 

     3.1.4. Анализ темпов роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2003-2005 гг. с учетом инфляции. 

     Темпы роста доходов  и расходов в федеральном  бюджете за период 2003-2004 гг.

      Рассмотрим  темпы роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2003-2004 гг без учета и с учетом инфляции.

     Чтобы определить темп роста доходов за 2003-2004 год, необходимо  доходы 2004 г. разделить  на доходы 2003 г.  и умножить на 100%. Подставив значения доходов, приведенных  в табл. 1 и 2, получим:

Темпы роста доходов (2003-2004 гг.) = 113.44%                           (1)

Как видно  из табл. 1 и 2, в 2003-2004 годах инфляция составила приблизительно 10%. Чтобы  вычислить темпы роста доходов  за период 2003-2004 гг. необходимо поделить темпы роста, вычисленные выше, на коэффициент 1.1, соответствующий инфляции 10%.

Тогда темп роста доходов (2003-2004гг.) с учетом инфляции составил   (2)

Аналогичным образом вычислим темп роста расходов в бюджете РФ за период (2003-2004 гг.), воспользовавшись данными табл.1 и 2.

Темпы роста  расходов (2003-2004 гг.) = 113.38%                           (3)

С учетом инфляции темп роста расходов                                  (4)

     Как видно из сравнения значений (2) и (4), роста доходов с учетом инфляции в федеральном бюджете в 2003-2004гг. происходит примерно одинаковыми темпами с расходами (темп роста доходов и расходов с учетом инфляции составил 103,09 и 103,07% соответственно). 

     Темпы роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2004-2005 гг.

     Воспользуемся процедурой, приведенной выше, и  данными табл. 2 и 3 для вычисления темпов роста доходов и расходов в федеральном бюджете в 2004-2005гг.

     Темпы роста доходов = 121.26%.

     Темпы роста доходов с учетом 8% инфляции  = 112.28%.

     Темпы роста расходов = 114.61%.

     Темпы роста расходов с учетом инфляции  = 106.1%.

     Таким образом, темпы роста доходов в 2004-2005 гг. опережают темпы роста расходов примерно на 6.2%.

     За  период с 2004 по 2005 гг.темпы роста  доходов и расходов в бюджете  РФ с учетом инфляции выше, чем за предыдущий год (2003-2004гг.). на 9.2% и 3%, соответственно.   
 
 
 

3.2.Анализ структуры консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 г.

Структура консолидированного федерального бюджета  за 2005 г. представлена в табл. 4.

Табл. 4. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ  БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  в 2005 г.

  Млрд. руб. В процентах 
к итогу
Доходы- всего 7611,6 100
из них:    
налог на прибыль  организаций 1332,9 17,5
налог на доходы физических лиц 707,0 9,3
единый социальный налог  267,9 3,5
налог на добавленную  стоимость:    
на товары (работы, услуги), реализуемые 
   на территории Российской Федерации
1025,8 13,5
на товары, ввозимые на территорию Российской 
   Федерации
446,5 5,9
акцизы по подакцизным товарам (продукции):    
производимым  на территории Российской 
   Федерации
236,1 3,1
ввозимым  на территорию Российской Федерации 17,6 0,2
налоги на совокупный доход  71,7 0,9
налоги на имущество 253,3 3,3
налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 928,6 12,2
доходы от внешнеэкономической деятельности 1680,8 22,1
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 235,3 3,1
платежи при  пользовании природными ресурсами 73,0 1
безвозмездные поступления 16,4 0,2
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 55,4 0,7
Расходы - всего 5941,4 100
из них:    
на общегосударственные  вопросы 751,4 12,6
из них  на обслуживание государственного 
   и муниципального долга
239,3 4,0
на национальную оборону 581,8 9,8
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 584,5 9,8
на национальную экономику 762,0 12,8
из нее:    
на топливо  и энергетику 10,4 0,18
на сельское хозяйство и рыболовство 77,9 1,3
на транспорт  243,7 4,1
на связь  и информатику 13,9 0,2
на прикладные научные исследования в области 
   национальной экономики
39,5 0,7
на другие вопросы в области национальной 
   экономики
324,4 5,5
на жилищно-коммунальное хозяйство 471,7 7,9
на социально-культурные мероприятия 2009,3 33,8
на межбюджетные трансферты 759,0 12,8
Профицит 1670,2  

     Сравнительный анализ данных, приведенных в табл. 3 и 4, показывает, что общая структура  федерального и консолидированного федерального бюджета  подобны, расхождения  наблюдаются только в количественных  характеристиках составляющих бюджета.

     3.2.1. Профицит консолидированного бюджета Российской Федерации.

     На  рис. 9 схематически изображено распределение процента отношения профицита (дефицита) консолидированного бюджета Российской Федерации к валовому внутреннему продукту по годам за период с 1995 по 2005 гг.

ОТНОШЕНИЕ ПРОФИЦИТА (ДЕФИЦИТА) КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
К ВАЛОВОМУ ВНУТРЕННЕМУ ПРОДУКТУ

     Как видно из рис. 9, за интересующие нас  три года с 2003 по 2005 год наблюдается  превышение доходов в консолидированном  федеральном бюджете над расходами (профицит). Анализ вышеприведенных данных показал, что к 2005 году профицит консолидированного федерального бюджета вырос по сравнению с предыдущими годами. Причем,  налоги не только сокращались, но и выросли примерно на 3%.Расходы на российскую экономику возросли, однако не существенно (всего лишь примерно на треть процента), на социальную сферу – даже незначительно сократились. Однако следует заметить, что процент инфляции уменьшился с 10-12% в 2003 году до 7.5-8.5% в 2005 г. Таким образом, возможно часть профицита была использована на сдерживание и снижение темпов инфляции. 

3.3. Анализ консолидированного бюджета Нижегородской области за 2005г.

  За 2005 год  в консолидированный  бюджет области поступило 40 635,8  млн. рублей  доходов.  По сравнению с 2004 годом доходы увеличились на 6 484,5 млн. рублей или 19  процентов.

  Расходы консолидированного бюджета составили 41 447,7 млн. рублей. Темп роста расходов к соответствующему периоду 2004 года составляет 124 процента.

  Превышение  расходов над доходами (дефицит)  консолидированного бюджета  составил 811,9 млн. рублей.   

  Доходы  областного бюджета за 2005 год получены в сумме 26 485 млн. рублей.

  Основными источниками  поступления налоговых  доходов явились:

  -налог  на прибыль  - 6 935,7  млн. рублей (38% в налоговых доходах);

  -налог  на доходы физических лиц  - 7 220,8 млн. рублей (40% в налоговых доходах);

  -акцизы  –2 069,2  млн. рублей  (11%);

  -налоги  на имущество – 1 554,8  млн. рублей  (9%).

  Всего по итогам года дополнительно получено налоговых доходов  в сумме  340,5 млн. рублей, неналоговых  доходов - в сумме  0,8 млн. рублей.

  Расходы областного бюджета произведены  в сумме 27 686,1 млн. рублей. 

  Наибольший  удельный вес в расходах  областного  бюджета составляют:

  • межбюджетные трансферты  нижестоящим бюджетам – 8 163,9  млн.рублей (30% в общих расходах);

  расходы на

  • национальную экономику – 4 705,9  млн. рублей  (17%);
  • социальную политику  – 4 382,2  млн. рублей (16%);
  • здравоохранение и спорт – 4 116,2 млн. рублей (15%).

  Долг  областного бюджета  по состоянию на 1 января  2006 года  составил   8 457,5  млн. рублей,  вся сумма долга является  внутренними обязательствами. 

  Бюджетные ссуды и кредиты из федерального     бюджета     составляют  9%,

государственные гарантии 8% общей суммы государственного долга.

  Качественные  показатели исполнения областного бюджета  отвечают основным требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации:

  • объем дефицита составляет 6% в доходах бюджета без учета финансовой помощи (норматив 15%);
  • текущие расходы составляют 97% общего объема доходов (норматив 100%);
  • удельный вес государственного долга составляет 40% доходов бюджета без учета финансовой помощи (норматив 100%);
  • расходы на обслуживание государственного долга составляют 2% расходов бюджета (норматив 15%).

   Таким образом, в отличие от федерального бюджета в областном консолидированном бюджете наблюдается дефицит бюджетных  средств (превышение доходов над расходами). Структура доходов в областном бюджете несколько иная по сравнению с федеральным бюджетом. В федеральном бюджете основные статьи доходов составляют налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, а также налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, а в областном бюджете – налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Структура расходов областного консолидированного федерального бюджетов на 2005 год подобна. Основную долю расходов составляет в обоих случаях межбюджетные трансферты. Расходы бюджета на национальную экономику составляют 17% в областном бюджете и 8% в федеральном, на социальную сферу – 31% и 15%, соответственно. Большой процент расходов в федеральном бюджете идет на национальную оборону.

Информация о работе Бюджет государства