Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является проанализировать особенности бюджетной системы в федеративном государстве на примере бюджетной системы Российской Федерации за период 2003-2005 гг. В настоящей работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы построения государственного бюджета;
- рассмотреть и проанализировать особенности бюджетной системы Российской Федерации за последние три года (2003-2005 гг.).
1. Введение------------------------------------------------------------------------4.
2. Государственный бюджет. Обзор теоретического материала.------------5.
2.1. Определение государственного бюджета.------------------------------5.
2.2. Функции государственного бюджета.----------------------------------6.
2.3. Особенности государственного бюджета.------------------------------7.
2.4. Бюджетная система:------------------------------------------------------8.
2.4.1. составные части бюджетной системы;--------------------------8.
2.4.2. уровни бюджетной системы в федеративном государстве;---8.
2.4.3. принципы бюджетной системы.----------------------------------9.
2.5. Основные показатели государственного бюджета:------------------10.
2.5.1. доходы;------------------------------------------------------------10.
2.5.2. официальные трансферты;--------------------------------------13.
2.5.3. расходы;-----------------------------------------------------------13.
2.5.4. кредитование минус погашение (чистое кредитование);----16.
2.5.5. профицит и дефицит.---------------------------------------------17.
2.6. Этапы бюджетного процесса в РФ------------------------------------19.
3. Анализ бюджетной системы Российской федерации за период 2003-2005:----------------------------------------------------------------------------23.
3.1. Анализ структуры федерального бюджета
на период 2003-2005 г.----------------------------------------------23.
3.1.1. Структура федерального бюджета на 2003 г------------------23.
3.1.2. Структура федерального бюджета на 2004 г.---------------- 26.
3.1.3. Структура федерального бюджета на 2005 г.---------------- 29.
3.1.4. Анализ темпов роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2003-2005 гг. с учетом инфляции.----------------31.
3.2.Анализ структуры консолидированного бюджета Российской
Федерации в 2005 г.------------------------------------------------------33.
3.2.1. Профицит консолидированного бюджета
Российской Федерации--------------------------------------------------34.
3.3. Анализ консолидированного бюджета Нижегородской области на 2005г.---------------------------------------------------------------------------35.
4.Выводы-------------------------------------------------------------------------37.
5. Заключение.-------------------------------------------------------------------38.
Список литературы.-----------------
3.1.3.Структура
федерального бюджета
на 2005 г.
Как
видно из табл. 3, доходы и расходы в федеральном
бюджете на 2005 год увеличились более
существенно по сравнению с предыдущими
годами, в то время как процент инфляции
уменьшился до 7.5-8.5%.
Таблица 3.
|
Структура федерального бюджета представлена на рис. 7.
Анализ данных, проиллюстрированных на рис. 7, показывает, что доля налогов (в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности; налоги на товары и услуги, реализуемые на территории РФ; налоги, сборы и региональные платежи за пользование природными ресурсами; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на прибыль, доходы; государственная пошлина; административные платежи и сборы) в общей структуре доходов в 2005 году возросла до 94.81% (на 3.31% по сравнению с 2004 г.).
Рис. 7
Структура
расходов федерального бюджета на 2005
год приведена на рис. 8. Как показано
на рис. 8, на первом и втором месте
в шкале расходов в федеральном
бюджете на 2005 год по-прежнему остаются
только увеличившиеся расходы на межбюджетные
трансферты (31.32%) и национальную оборону
(17.43%). Третьим в рейтинге расходов в федеральном
бюджете за 2005 год значатся расходы на
общегосударственные расходы (15,11%). На
национальную экономику в 2005 году было
отведено 7.94% всех расходов, что на 0.06%
выше, чем в предыдущем году. Расходы на
социальную сферу по сравнению с 2004 годом
немного сократились до 14.77% (на 0.25%).
Рис.8.
3.1.4.
Анализ темпов роста
доходов и расходов
в федеральном бюджете
за период 2003-2005 гг. с
учетом инфляции.
Темпы роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2003-2004 гг.
Рассмотрим темпы роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2003-2004 гг без учета и с учетом инфляции.
Чтобы определить темп роста доходов за 2003-2004 год, необходимо доходы 2004 г. разделить на доходы 2003 г. и умножить на 100%. Подставив значения доходов, приведенных в табл. 1 и 2, получим:
Темпы роста
доходов (2003-2004 гг.) =
≈113.44%
Как видно из табл. 1 и 2, в 2003-2004 годах инфляция составила приблизительно 10%. Чтобы вычислить темпы роста доходов за период 2003-2004 гг. необходимо поделить темпы роста, вычисленные выше, на коэффициент 1.1, соответствующий инфляции 10%.
Тогда темп роста доходов (2003-2004гг.) с учетом инфляции составил (2)
Аналогичным образом вычислим темп роста расходов в бюджете РФ за период (2003-2004 гг.), воспользовавшись данными табл.1 и 2.
Темпы роста
расходов (2003-2004 гг.) =
≈113.38%
С учетом
инфляции темп роста расходов
Как
видно из сравнения значений (2) и (4),
роста доходов с учетом инфляции в федеральном
бюджете в 2003-2004гг. происходит примерно
одинаковыми темпами с расходами (темп
роста доходов и расходов с учетом инфляции
составил 103,09 и 103,07% соответственно).
Темпы роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2004-2005 гг.
Воспользуемся процедурой, приведенной выше, и данными табл. 2 и 3 для вычисления темпов роста доходов и расходов в федеральном бюджете в 2004-2005гг.
Темпы роста доходов = ≈121.26%.
Темпы роста доходов с учетом 8% инфляции = ≈112.28%.
Темпы роста расходов = ≈114.61%.
Темпы роста расходов с учетом инфляции = ≈106.1%.
Таким образом, темпы роста доходов в 2004-2005 гг. опережают темпы роста расходов примерно на 6.2%.
За
период с 2004 по 2005 гг.темпы роста
доходов и расходов в бюджете
РФ с учетом инфляции выше, чем за
предыдущий год (2003-2004гг.). на 9.2% и 3%, соответственно.
3.2.Анализ структуры консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 г.
Структура консолидированного федерального бюджета за 2005 г. представлена в табл. 4.
Табл. 4. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2005 г.
|
Сравнительный анализ данных, приведенных в табл. 3 и 4, показывает, что общая структура федерального и консолидированного федерального бюджета подобны, расхождения наблюдаются только в количественных характеристиках составляющих бюджета.
3.2.1. Профицит консолидированного бюджета Российской Федерации.
На рис. 9 схематически изображено распределение процента отношения профицита (дефицита) консолидированного бюджета Российской Федерации к валовому внутреннему продукту по годам за период с 1995 по 2005 гг.
ОТНОШЕНИЕ
ПРОФИЦИТА (ДЕФИЦИТА)
КОНСОЛИДИРОВАННОГО
БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
К ВАЛОВОМУ ВНУТРЕННЕМУ
ПРОДУКТУ
Как
видно из рис. 9, за интересующие нас
три года с 2003 по 2005 год наблюдается
превышение доходов в консолидированном
федеральном бюджете над расходами
(профицит). Анализ вышеприведенных данных
показал, что к 2005 году профицит консолидированного
федерального бюджета вырос по сравнению
с предыдущими годами. Причем, налоги
не только сокращались, но и выросли примерно
на 3%.Расходы на российскую экономику
возросли, однако не существенно (всего
лишь примерно на треть процента), на социальную
сферу – даже незначительно сократились.
Однако следует заметить, что процент
инфляции уменьшился с 10-12% в 2003 году до
7.5-8.5% в 2005 г. Таким образом, возможно часть
профицита была использована на сдерживание
и снижение темпов инфляции.
За 2005 год в консолидированный бюджет области поступило 40 635,8 млн. рублей доходов. По сравнению с 2004 годом доходы увеличились на 6 484,5 млн. рублей или 19 процентов.
Расходы консолидированного бюджета составили 41 447,7 млн. рублей. Темп роста расходов к соответствующему периоду 2004 года составляет 124 процента.
Превышение расходов над доходами (дефицит) консолидированного бюджета составил 811,9 млн. рублей.
Доходы областного бюджета за 2005 год получены в сумме 26 485 млн. рублей.
Основными источниками поступления налоговых доходов явились:
-налог на прибыль - 6 935,7 млн. рублей (38% в налоговых доходах);
-налог на доходы физических лиц - 7 220,8 млн. рублей (40% в налоговых доходах);
-акцизы –2 069,2 млн. рублей (11%);
-налоги на имущество – 1 554,8 млн. рублей (9%).
Всего по итогам года дополнительно получено налоговых доходов в сумме 340,5 млн. рублей, неналоговых доходов - в сумме 0,8 млн. рублей.
Расходы областного бюджета произведены в сумме 27 686,1 млн. рублей.
Наибольший удельный вес в расходах областного бюджета составляют:
расходы на
Долг областного бюджета по состоянию на 1 января 2006 года составил 8 457,5 млн. рублей, вся сумма долга является внутренними обязательствами.
Бюджетные ссуды и кредиты из федерального бюджета составляют 9%,
государственные гарантии 8% общей суммы государственного долга.
Качественные показатели исполнения областного бюджета отвечают основным требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации:
Таким образом, в отличие от федерального бюджета в областном консолидированном бюджете наблюдается дефицит бюджетных средств (превышение доходов над расходами). Структура доходов в областном бюджете несколько иная по сравнению с федеральным бюджетом. В федеральном бюджете основные статьи доходов составляют налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, а также налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, а в областном бюджете – налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Структура расходов областного консолидированного федерального бюджетов на 2005 год подобна. Основную долю расходов составляет в обоих случаях межбюджетные трансферты. Расходы бюджета на национальную экономику составляют 17% в областном бюджете и 8% в федеральном, на социальную сферу – 31% и 15%, соответственно. Большой процент расходов в федеральном бюджете идет на национальную оборону.