Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса очень важную роль играет составление и исполнение бюджета, а также его пересмотр, в ходе которого были внесены значительные изменения.
Цель работы состоит в изучении таких аспектов и понятий, как категории бюджетной системы, её составляющих, целей и задач бюджетной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 4
1.1. Бюджетная система страны, понятие бюджетной политики 4
1.2. Основные задачи бюджетной политики 7
1.3. Основные направления бюджетной политики в РФ в период 2000-2008 гг. 10
1.4. Инструменты реализации бюджетной политики государства 14
2. Анализ современной бюджетной политики РФ 16
2.1. Направления и применяемые меры бюджетной политики 2007-2008 гг. 16
2.2. Внесение поправок в бюджет 2009-2011гг. вследствие кризиса 20
2.3. Исполнение бюджета РФ в настоящее время 21
3. Совершенствование бюджетной политики в период кризиса 28
3.1. Основные цели бюджетной политики в период кризиса 28
3.2. Меры, необходимые для усовершенствования бюджетной политики 30
3.3. Направления и принципы бюджетной политики РФ на перспективные периоды 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

     С целью сдерживания инфляции необходимо принятие комплекса мер, и в первую очередь - проведение жесткой антимонопольной политики с целью недопущения дальнейшего удорожания услуг естественных монополий, которое повлечет за собой неизбежный рост цен во всех других областях экономики страны вне зависимости от того, будет ли Правительство искусственно изымать деньги из обращения, направляя их в Стабилизационный фонд или нет.

     Социальная  политика, проводимая в государстве, должна быть направлена на преодоление  негативных тенденций к вымиранию нации. Необходимо отказаться от практики замещения бесплатных социальных услуг платными под предлогом повышения их качества. Следует разработать комплекс мер в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, направленных на стимулирование рождаемости, рост продолжительности и качества жизни. При этом невозможно выполнить задачу обеспечения каждому гражданину России предоставления необходимых социальных услуг без законодательного утверждения единых государственных социальных стандартов.

     Во  взаимоотношениях федерального бюджета  с бюджетами нижестоящих уровней  необходимо повысить эффективность  финансовой помощи как инструмента  регулирования межбюджетных отношений  в целях обеспечения единого  экономического и социального пространства. Добиться того, чтобы любой гражданин России вне зависимости от места его проживания, от обеспеченности региона, имел возможность получить необходимые социальные услуги на достойном уровне [13].

1.3. Основные направления  бюджетной политики  в РФ в период 2000-2008 гг.

 

     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [2] отмечается: на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

     Но  для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:

  • реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
  • ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
  • жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
  • увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
  • усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.

     Согласно  Бюджетному кодексу РФ [1] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [2] о бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу были определены стратегические цели бюджетной политики - обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, создание эффективной системы управления государственными финансами, снижение налоговой нагрузки на экономику, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, реформирование межбюджетных отношений.

     Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется  с превышением доходов над  расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая  многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.

     Превышение  бюджетных доходов над расходами  и связанное с этим изменение  государственной долговой политики позволило радикально (с более чем 100 процентов валового внутреннего продукта в 1999 году до 9 процентов валового внутреннего продукта к концу 2006 года) снизить масштабы государственного долга и расходы на его обслуживание. Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру. Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня.

     Были  отменены "необеспеченные федеральные  мандаты" - расходные обязательства, установленные законодательными актами без определения источников их финансирования, общий объем которых в начале десятилетия более чем в полтора раза превышал возможности бюджетной системы страны. С 2005 года прекращена порочная практика ежегодного приостановления действия отдельных законодательных актов и установленных ими расходных обязательств федеральными законами о федеральном бюджете.

     Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в  соответствии с едиными стандартами  и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это, в частности, увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.

     Внедрена  основанная на международных стандартах система бюджетной классификации  и бюджетного учета, существенно  повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности.

     На  федеральном уровне и в ряде субъектов  Российской Федерации осуществлен  переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего  перспективного финансового плана.

     Составлены  первые реестры расходных обязательств публично-правовых образований, позволившие более четко определить состав и объемы действующих обязательств.

     Началось  практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты, и  современных методов финансового  менеджмента.

     Основные  направления бюджетной политики до 2001г., разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

  • осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
  • осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
  • снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
  • совершенствование межбюджетных отношений.

     Анализ  экономики России за последние несколько  лет позволяет подтвердить действенность  и в российских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния [16].

     В 2000 - 2006 годах расходы консолидированного бюджета Российской Федерации увеличились  с 2 трлн. рублей до 8,4 трлн. рублей, или  более чем вдвое в реальном выражении. Рост объема расходов происходил в целом адекватно росту валового внутреннего продукта и не сопровождался существенным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых рынков нефти и газа.

     Расходные приоритеты, определенные в 2000 году, в  целом были выдержаны. Так, расходы  консолидированного бюджета Российской Федерации на образование в реальном выражении увеличились в 2,4 раза, на здравоохранение - в 3,4 раза.

     Бюджет  все в большей степени выступает  в качестве инструмента проведения структурных реформ, поддержки позитивных процессов в различных сферах экономической деятельности. Сформирован и начал работу Инвестиционный фонд Российской Федерации. В федеральном бюджете впервые предусмотрены ассигнования, необходимые для ликвидации перекрестного субсидирования в сфере электроснабжения и железнодорожных перевозок. Постепенно запускаются эффективные механизмы государственной поддержки приоритетных секторов экономики, прежде всего сельского хозяйства и авиастроения.

     Таким образом, несмотря на ряд сохраняющихся  ограничений и нерешенных проблем, в 2000 - 2006 годах в целом было завершено формирование основ новой бюджетной системы [2].

1.4. Инструменты реализации  бюджетной политики  государства

     Основными инструментами финансово-бюджетной  политики в области кредитно-денежных отношений, по мнению А.М. Ковалёвой [8], являются эмиссия денежной массы и учетная ставка Центрального банка РФ. К налоговым инструментам относятся виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования.

     Характер  финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, степень  платности в социальной сфере  также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.

     Существенным  моментом в финансово-бюджетной  политике является определение органов  и организаций, а также их функций  в бюджетном процессе.

     Перечень  органов, наделенных бюджетными полномочиями, включает:

     - органы законодательной (представительной) и исполнительной власти;

     - финансовые и налоговые органы;

     - органы денежно-кредитного регулирования;

     - органы государственного финансового  контроля;

     - главные распорядители кредитов;

     - государственные целевые внебюджетные  фонды.

     Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

     Бюджетная политика выражается в системе мероприятий, проводимых государством посредством бюджетных доходов и расходов. Формируя доходную и расходную части бюджета, государство оказывает воздействие на поведение производителей, рост и использование доходов в народном хозяйстве.

     Главной задачей бюджетной политики является удовлетворение потребностей экономики с минимальными издержками дефицита бюджета. Поскольку доходные и расходные части бюджета формируют различные факторы, то это приводит к созданию дефицита, который необходимо покрывать либо за счет внутренних источников (кредиты Центрального банка, выпуск правительственных облигаций), либо за счет внешнего заимствования у иностранных кредиторов - правительств или финансовых институтов. Так, формирование доходов в большей степени зависит от способности экономики к их созданию, нежели формирование расходов.

     Финансирование  бюджета имеет важное значение, поскольку  тесным образом связано с процессами инфляции, роста внешнего долга, ухудшения  платежного баланса и негативными  последствиями изменения валютного  курса. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться таким образом, чтобы в необходимой мере финансировать народнохозяйственные и социальные нужды, стимулировать сбережения предприятий и населения, достаточные для удовлетворения потребностей предприятий в оборотных средствах и инвестициях, не допускать излишней централизации финансовых ресурсов в руках у государства, что может привести к сбоям в экономике.

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации