Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса очень важную роль играет составление и исполнение бюджета, а также его пересмотр, в ходе которого были внесены значительные изменения.
Цель работы состоит в изучении таких аспектов и понятий, как категории бюджетной системы, её составляющих, целей и задач бюджетной политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 4
1.1. Бюджетная система страны, понятие бюджетной политики 4
1.2. Основные задачи бюджетной политики 7
1.3. Основные направления бюджетной политики в РФ в период 2000-2008 гг. 10
1.4. Инструменты реализации бюджетной политики государства 14
2. Анализ современной бюджетной политики РФ 16
2.1. Направления и применяемые меры бюджетной политики 2007-2008 гг. 16
2.2. Внесение поправок в бюджет 2009-2011гг. вследствие кризиса 20
2.3. Исполнение бюджета РФ в настоящее время 21
3. Совершенствование бюджетной политики в период кризиса 28
3.1. Основные цели бюджетной политики в период кризиса 28
3.2. Меры, необходимые для усовершенствования бюджетной политики 30
3.3. Направления и принципы бюджетной политики РФ на перспективные периоды 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 41
С целью сдерживания инфляции необходимо принятие комплекса мер, и в первую очередь - проведение жесткой антимонопольной политики с целью недопущения дальнейшего удорожания услуг естественных монополий, которое повлечет за собой неизбежный рост цен во всех других областях экономики страны вне зависимости от того, будет ли Правительство искусственно изымать деньги из обращения, направляя их в Стабилизационный фонд или нет.
Социальная политика, проводимая в государстве, должна быть направлена на преодоление негативных тенденций к вымиранию нации. Необходимо отказаться от практики замещения бесплатных социальных услуг платными под предлогом повышения их качества. Следует разработать комплекс мер в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, направленных на стимулирование рождаемости, рост продолжительности и качества жизни. При этом невозможно выполнить задачу обеспечения каждому гражданину России предоставления необходимых социальных услуг без законодательного утверждения единых государственных социальных стандартов.
Во
взаимоотношениях федерального бюджета
с бюджетами нижестоящих
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [2] отмечается: на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой, значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
Но
для дальнейшего
Согласно Бюджетному кодексу РФ [1] Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [2] о бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу были определены стратегические цели бюджетной политики - обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, создание эффективной системы управления государственными финансами, снижение налоговой нагрузки на экономику, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, реформирование межбюджетных отношений.
Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.
Превышение
бюджетных доходов над
Были отменены "необеспеченные федеральные мандаты" - расходные обязательства, установленные законодательными актами без определения источников их финансирования, общий объем которых в начале десятилетия более чем в полтора раза превышал возможности бюджетной системы страны. С 2005 года прекращена порочная практика ежегодного приостановления действия отдельных законодательных актов и установленных ими расходных обязательств федеральными законами о федеральном бюджете.
Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это, в частности, увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.
Внедрена
основанная на международных стандартах
система бюджетной
На федеральном уровне и в ряде субъектов Российской Федерации осуществлен переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего перспективного финансового плана.
Составлены первые реестры расходных обязательств публично-правовых образований, позволившие более четко определить состав и объемы действующих обязательств.
Началось
практическое внедрение бюджетирования,
ориентированного на результаты, и
современных методов
Основные направления бюджетной политики до 2001г., разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:
Анализ
экономики России за последние несколько
лет позволяет подтвердить
В
2000 - 2006 годах расходы
Расходные приоритеты, определенные в 2000 году, в целом были выдержаны. Так, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на образование в реальном выражении увеличились в 2,4 раза, на здравоохранение - в 3,4 раза.
Бюджет
все в большей степени
Таким образом, несмотря на ряд сохраняющихся ограничений и нерешенных проблем, в 2000 - 2006 годах в целом было завершено формирование основ новой бюджетной системы [2].
Основными
инструментами финансово-
Характер финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, степень платности в социальной сфере также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.
Существенным моментом в финансово-бюджетной политике является определение органов и организаций, а также их функций в бюджетном процессе.
Перечень органов, наделенных бюджетными полномочиями, включает:
-
органы законодательной (
- финансовые и налоговые органы;
-
органы денежно-кредитного
-
органы государственного
-
главные распорядители
-
государственные целевые
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Бюджетная политика выражается в системе мероприятий, проводимых государством посредством бюджетных доходов и расходов. Формируя доходную и расходную части бюджета, государство оказывает воздействие на поведение производителей, рост и использование доходов в народном хозяйстве.
Главной задачей бюджетной политики является удовлетворение потребностей экономики с минимальными издержками дефицита бюджета. Поскольку доходные и расходные части бюджета формируют различные факторы, то это приводит к созданию дефицита, который необходимо покрывать либо за счет внутренних источников (кредиты Центрального банка, выпуск правительственных облигаций), либо за счет внешнего заимствования у иностранных кредиторов - правительств или финансовых институтов. Так, формирование доходов в большей степени зависит от способности экономики к их созданию, нежели формирование расходов.
Финансирование
бюджета имеет важное значение, поскольку
тесным образом связано с процессами
инфляции, роста внешнего долга, ухудшения
платежного баланса и негативными
последствиями изменения