Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса очень важную роль играет составление и исполнение бюджета, а также его пересмотр, в ходе которого были внесены значительные изменения.
Цель работы состоит в изучении таких аспектов и понятий, как категории бюджетной системы, её составляющих, целей и задач бюджетной политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 4
1.1. Бюджетная система страны, понятие бюджетной политики 4
1.2. Основные задачи бюджетной политики 7
1.3. Основные направления бюджетной политики в РФ в период 2000-2008 гг. 10
1.4. Инструменты реализации бюджетной политики государства 14
2. Анализ современной бюджетной политики РФ 16
2.1. Направления и применяемые меры бюджетной политики 2007-2008 гг. 16
2.2. Внесение поправок в бюджет 2009-2011гг. вследствие кризиса 20
2.3. Исполнение бюджета РФ в настоящее время 21
3. Совершенствование бюджетной политики в период кризиса 28
3.1. Основные цели бюджетной политики в период кризиса 28
3.2. Меры, необходимые для усовершенствования бюджетной политики 30
3.3. Направления и принципы бюджетной политики РФ на перспективные периоды 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 41
Бюджетная политика на 2009-2011 годы направлена на «содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации, создание основ для улучшения качества роста экономики».
Основными целями бюджетной политики на этот период являются:
-
Сохранение бюджетной политики
в качестве важнейшего
-
Усиление роли бюджета в
-
Создание налоговых стимулов
для увеличения инвестиций в
человеческий капитал, включая
сферы образования,
Кардинальное
повышение эффективности
-
Создание устойчивого
- Реализация механизма частно-государственного партнерства. Обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития. Улучшение финансовой прозрачности деятельности всего государственного сектора.
Проект федерального бюджета на 2009-2011 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально-экономического развития РФ и параметров прогноза на период до 2011 года.
Расчеты бюджетных проектировок на 2009-2011 годы осуществлены с учетом ожидаемого снижения цен на нефть марки «Юралс» с 92 долл.США/бар. в текущем году до 72 долл.США/бар. в 2011 году. Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается: с 2,7 п.п. (из 7,2% прироста ВВП) в 2004 году и 2,6 п.п. в 2005 году до 1 п.п. в 2009 году. В 2009-2011гг. ежегодные темпы роста ВВП составят 6,2-6,6% в год против прогнозируемых 7,6% в текущем году.
Инвестиции в основной капитал в среднесрочной перспективе будут возрастать ежегодно на 10-15%. Высокими темпами в 2009-2011 годы будут продолжать увеличиваться доходы населения — на 7,9-10,0% в год.
Средняя заработная плата по экономике в 2009-2011 годах будет возрастать в среднем за год на 11,2% в реальном выражении, пенсии — на 12,1%.
Обменный
курс рубля к доллару США
Целевые параметры инфляции определены на 2009 год в размере 6-7,5%, 2010 год- 5,0-7,0%, 2011 год- 5,0-6,8%. Снижение инфляции до верхней и особенно до нижней границы предполагает значительное снижение базовой инфляции (по сценарным условиям 4,1% в 2009 году и 3,9% в 2010-2011 годах) в результате ужесточения денежной политики и нейтрализации роста инфляционных ожиданий населения и экономических агентов рынка [21].
Для эффективного решения задач бюджетной политики необходимо реализовать ряд первоочередных мер.
Для пополнения доходной базы федерального бюджета необходимо пересмотреть систему налогообложения пользователей природных ресурсов, ввести новый налог на предметы роскоши, принять меры по повышению собираемости налогов, создать необходимые условия для возврата в экономику вывезенного капитала, который при его легализации даст в бюджет дополнительные налоговые поступления, а также позволит снизить налоги, сдерживающие развитие производства. Вопрос о перераспределении налоговой нагрузки должен решаться в тесной связи с определением стратегических направлений в бюджетной политике. Необходимо добиться того, чтобы дополнительные доходы, полученные налогоплательщиками от облегчения налоговой нагрузки, направлялись ими на цели инвестирования, а не на расширение потребления импортных товаров и отток капитала за рубеж. Исходя из этого целесообразно наряду с планируемыми правительством мерами предоставить налоговые льготы для стимулирования инвестиционной и инновационной активности, создания малых предприятий, расширения занятости.
В условиях продолжающегося сокращения основных производственных фондов вследствие их физического и морального износа, деградации производственной и социальной инфраструктуры и научно-технической сферы, налоговая нагрузка должна быть перераспределена таким образом, чтобы в первую очередь стимулировать формирование и реализацию инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производственной и социальной инфраструктуры, развитие научно-технического и интеллектуального потенциала государства.
Необходимо особое внимание уделить поддержанию обменного курса рубля на уровне, обеспечивающем конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными, на проведение дедолларизации экономики, недопущение зависимости экономики от других иностранных валют, повышение доверия населения к российскому рублю.
При формировании расходной части федерального бюджета необходимо в первую очередь стимулировать те отрасли экономики, которые в будущем позволят стране уйти от сырьевой зависимости и будут служить основой для стабильного и существенного увеличения ВВП. Для постепенного перехода экономики от ориентации на экспорт энергоносителей к развитию производства, особенно производства высокотехнологичной продукции, следует сконцентрировать усилия на создании условий для роста инвестиционной активности, переориентации денежных потоков на финансирование реального сектора экономики, в том числе продолжать снижение налогов в производственной сфере, осуществить освобождение от налогообложения доходов предприятий, направляемых на инвестиции в развитие производства, проведение НИОКР и освоение новых технологий. Должны заработать действенным образом институты развития [10].
С целью сдерживания инфляции необходимо принятие комплекса мер, и в первую очередь - проведение жесткой антимонопольной политики с целью недопущения дальнейшего удорожания услуг естественных монополий, которое повлечет за собой неизбежный рост цен во всех других областях экономики страны вне зависимости от того, будет ли Правительство искусственно изымать деньги из обращения, направляя их в Стабилизационный фонд или нет.
Социальная политика, проводимая в государстве, должна быть направлена на преодоление негативных тенденций к вымиранию нации. Необходимо отказаться от практики замещения бесплатных социальных услуг платными под предлогом повышения их качества. Следует разработать комплекс мер в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, направленных на стимулирование рождаемости, рост продолжительности и качества жизни. При этом невозможно выполнить задачу обеспечения каждому гражданину России предоставления необходимых социальных услуг без законодательного утверждения единых государственных социальных стандартов.
Во
взаимоотношениях федерального бюджета
с бюджетами нижестоящих
Д.Медведев указал на необходимость корректировки бюджетной политики в условиях финансового кризиса.
«Мы понимаем, что глобальный
экономический кризис не
«Большинство аналитиков, большинство специалистов, большинство практиков считают, что и следующий год будет очень тяжёлым. А значит, не следует ожидать ни существенного роста внешнего спроса на нашу продукцию, на наши товары, ни возобновления притока капитала в тех объёмах, в которых мы хотели бы его получить», - сказал Д.Медведев.
По его словам, в такой ситуации нужно ещё раз проанализировать, как скорректировать действия правительства, и, прежде всего, бюджетную политику.
«Главный приоритет остаётся прежним – это исполнение всех социальных обязательств, которые мы брали на себя», - подчеркнул Д.Медведев. Он отметил, что все последние месяцы правительство ведёт еженедельный мониторинг социально-экономической ситуации. Президент призвал продолжать эту работу и активнее использовать для поддержки стабильного развития те инструменты, по которым уже приняты решения и которые показали себя как эффективно действующие.
При
этом, по его словам, ряд ориентиров,
которые были установлены осенью,
требует дополнительного
Д.Медведев отметил необходимость, выполняя все социальные обязательства, «сохранять макроэкономическую стабильность, не допуская взлёта цен, и постараться сберечь все необходимые ресурсы на случай продолжения кризисных явлений в мировой экономике за пределами текущего года».
«У нас есть неплохие резервы – около 5 триллионов рублей в самом Резервном фонде и 3 триллиона рублей в Фонде национального благосостояния. Мы можем сохранить бюджетные расходы в этом году, не прибегая к избыточным и дорогим заимствованиям», - напомнил президент.
Он предложил участникам заседания обсудить, какие траты Россия может себе позволить для сохранения устойчивого развития в среднесрочной перспективе. «О будущем нужно думать всегда, в том числе и в период кризиса», - подчеркнул Д.Медведев.
Он напомнил, что Фонд национального благосостояния предназначен для поддержки стабильности пенсионной системы. «И этими средствами необходимо управлять таким образом, чтобы в максимальной степени их сохранить, тем более мы ставим перед собой задачи по увеличению пенсионных выплат, в том числе и в этом году», - отметил президент.
«Знаю, что министерства
«Мы должны принять
На расширенном заседании Коллегии Минфина России 14 апреля 2009 г. Министр финансов А. Кудрин обозначил необходимость сокращения бюджетных расходов в 2010 г. В ближайшее время Минфин России подготовит проект основных направлений бюджетной политики на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть основные принципы бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие три года.
В
качестве важнейших принципов
1)
сценарный подход к
2) сбалансированность бюджета – расходная часть бюджета в 2010-2012 гг. должна быть такой, чтобы бюджет был сбалансированным (расходы, которые нельзя сократить в очередном финансовом году, должны покрываться доходами по консервативному варианту развития экономики, а расходы, которые могут быть сокращены в плановом периоде, должны покрываться доходами федерального бюджета по базовому сценарию). При этом допустимо появление «технического» дефицита федерального бюджета (например, связанное с тем, что развитие пошло по консервативному сценарию, но некоторые расходы группы все равно надо финансировать в течение года) в размере не более 3% ВВП. Более значительный бюджетный дефицит создает девальвационные ожидания и влияет на ускорение инфляции;