Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса очень важную роль играет составление и исполнение бюджета, а также его пересмотр, в ходе которого были внесены значительные изменения.
Цель работы состоит в изучении таких аспектов и понятий, как категории бюджетной системы, её составляющих, целей и задач бюджетной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 4
1.1. Бюджетная система страны, понятие бюджетной политики 4
1.2. Основные задачи бюджетной политики 7
1.3. Основные направления бюджетной политики в РФ в период 2000-2008 гг. 10
1.4. Инструменты реализации бюджетной политики государства 14
2. Анализ современной бюджетной политики РФ 16
2.1. Направления и применяемые меры бюджетной политики 2007-2008 гг. 16
2.2. Внесение поправок в бюджет 2009-2011гг. вследствие кризиса 20
2.3. Исполнение бюджета РФ в настоящее время 21
3. Совершенствование бюджетной политики в период кризиса 28
3.1. Основные цели бюджетной политики в период кризиса 28
3.2. Меры, необходимые для усовершенствования бюджетной политики 30
3.3. Направления и принципы бюджетной политики РФ на перспективные периоды 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

     Структура консолидированного бюджета представлена в таблице 4:

Таблица 4

Структура консолидированного бюджета Российской Федерации 
и бюджетов государственных внебюджетных фондов 
в январе 2009 года

  Млрд. 
рублей
В % к 
итогу
Справочно 
январь 2008г.
млрд. 
рублей
в % к 
итогу
Доходы 1059,9 100 1015,5 100
из  них: 
налог на прибыль организаций
77,4 7,3 109,3 10,8
налог на доходы физических лиц 84,1 7,9 84,4 8,3
налоги  и взносы на социальные нужды 94,0 8,9 91,8 9,0
из  них единый социальный налог 35,6 3,4 35,2 3,5
налог на добавленную стоимость: 
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
152,9 14,4 173,3 17,1
на  товары, ввозимые на территорию Российской Федерации  43,3 4,1 56,8 5,6
акцизы  по подакцизным товарам (продукции):        
производимым  на территории Российской Федерации 26,9 2,5 28,7 2,8
ввозимым  на территорию Российской Федерации 1,2 0,1 1,6 0,2
налоги  на совокупный доход  18,8 1,8 16,4 1,6
налоги  на имущество 15,7 1,5 15,5 1,5
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 64,2 6,1 135,9 13,4
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,2 0,0 0,4 0,0
доходы  от внешнеэкономической деятельности 154,2 14,5 223,0 22,0
доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 283,0 26,7 23,9 2,4
платежи при пользовании природными ресурсами 3,5 0,3 7,9 0,8
безвозмездные поступления 1,3 0,1 0,2 0,0
доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 3,1 0,3 4,1 0,4
Расходы 477,0 100 454,5 100
из  них на: 
общегосударственные вопросы
53,9 11,3 58,4 12,9
из  них на обслуживание государственного и муниципального долга 18,4 3,8 14,9 3,3
национальную  оборону 27,3 5,7 27,3 6,0
национальную  безопасность и правоохранительную деятельность 61,9 13,0 56,4 12,4
национальную  экономику 33,9 7,1 41,2 9,1
из  нее на: 
топливно-энергетический комплекс
0,5 0,1 0,5 0,1
сельское  хозяйство и рыболовство 1,6 0,3 1,2 0,3
транспорт 17,7 3,7 4,7 1,0
дорожное  хозяйство 8,4 1,8 11,7 2,6
связь и информатику 0,2 0,0 0,1 0,0
прикладные  научные исследования в области  национальной экономики 1,9 0,4 4,4 1,0
другие  вопросы в области национальной экономики 2,1 0,4 15,9 3,5
жилищно-коммунальное хозяйство 13,1 2,7 11,0 2,4
социально-культурные мероприятия 286,2 60,0 255,2 56,2

     Данные  по распределению доходов и расходов консолидированного бюджета РФ определены в таблице 5.

Таблица 5

Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и 
бюджетов государственных внебюджетных фондов по уровням бюджетной системы 
в январе 2009 года, млрд.рублей

  Феде- 
ральный бюджет
Бюджеты государ- 
ственных внебюд- 
жетных фондов
Консолиди- 
рованные бюджеты субъектов 
Россий- 
ской 
Федера- 
ции
Бюджеты террито- 
риальных государ- 
ственных внебюд- 
жетных фондов
Справочно  
январь 2008г.
феде- 
ральный 
бюджет
бюджеты государ- 
ственных внебюд- 
жетных фондов
консоли- 
дированные бюджеты 
субъектов 
Россий- 
ской 
Федера- 
ции
бюджеты террито- 
риальных государ- 
ственных внебюд- 
жетных фондов
Доходы 772,0 227,3 292,9 34,9 691,3 163,2 388,4 33,8
из  них: 
налог на прибыль организаций
23,7 - 53,7 - 32,2 - 77,1 -
налог на доходы физических лиц - - 84,1 - - - 84,4 -
налоги  и взносы на социальные нужды 23,1 64,5 0,0 6,4 24,2 60,8 0,0 6,9
из  них единый социальный налог  23,1 6,2 0,0 6,4 24,2 4,1 0,0 6,8
налог на добавленную стоимость: 
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
152,9 - 0,0 - 173,3 - 0,0 -
на  товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 43,3 - - - 56,8 - - -
акцизы  по подакцизным товарам (продукции): 
производимым на территории Российской Федерации
6,6 - 20,3 - 11,3 - 17,5 -
ввозимым  на территорию Российской Федерации 1,2 - - - 1,6 - - -
налоги  на совокупный доход -0,0 1,2 16,8 0,9 0,0 0,2 15,5 0,8
налоги  на имущество - - 15,7 - - - 15,5 -
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 59,9 - 4,3 - 128,0 - 7,9 -
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,0 0,0 0,1 0,0 0,3 0,1 0,0 0,0
доходы  от внешнеэкономической деятельности 154,2 - - - 223,0 - - -
доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 272,0 1,8 9,2 0,0 11,3 0,1 12,5 0,0
безвозмездные поступления -0,5 159,4 65,2 27,5 -0,6 102,0 132,5 25,8
платежи при пользовании природными ресурсами 1,2 - 2,3 - 4,8 - 3,1 -
доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - - 3,1 - - - 4,1 -
Расходы 395,5 160,2 159,3 29,3 390,7 129,8 162,3 32,9
из  них на: 
общегосударственные вопросы
37,5 0,0 16,1 0,3 42,7 0,0 15,5 0,2
из  них на обслуживание государственного и муниципального долга 14,8 - 3,5 - 12,1 - 2,9 -
национальную  оборону 27,3 - 0,0 - 27,3 - 0,0 -
национальную безопасность и правоохранительную деятельность 52,4 - 9,5 - 46,3 - 10,1 -
национальную  экономику 21,0 - 12,9 - 10,9 - 30,3 -
из  нее на: 
топливно-энергетический комплекс
0,0 - 0,5 - 0,2 - 0,4 -
сельское  хозяйство и рыболовство 0,1 - 1,5 - 0,1 - 1,1 -
транспорт 14,7 - 3,0 - 0,4 - 4,3 -
дорожное  хозяйство 3,1 - 5,3 - 3,1 - 8,6 -
связь и информатику 0,1 - 0,1 - 0,0 - 0,1 -
прикладные  научные исследования в области  национальной экономики 1,8 - 0,1 - 4,3 - 0,1 -
другие  вопросы в области национальной экономики 0,3 - 1,8 - 0,9 - 15,1 -
жилищно-коммунальное хозяйство 0,4 - 12,6 - 0,1 - 11,0 -
социально-культурные мероприятия 21,1 152,7 85,1 29,0 30,2 120,5 85,2 28,5
межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов 159,4 7,5 18,4 - 106,5 9,3 9,6 0,0
Профицит (дефицит (-)) 376,5 67,1 133,6 5,7 300,6 33,4 226,1 0,8
 

     Объем доходов федерального бюджета (табл. 6) в январе 2009г. составил 7,1% от прогнозируемого на 2009г. объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 годов".

     Процентные  платежи (обслуживание государственного и муниципального долга) в январе 2009г. составили 14,8 млрд.рублей, их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составил 3,7%.

     Профицит  федерального бюджета в январе 2009г. сложился в сумме 376,5 млрд.рублей [14].

Таблица 6

Исполнение  федерального бюджета, млрд.рублей

  Доходы Расходы Профицит 
2008г.
Январь 691,3 390,7 300,6
Январь-февраль 1322,5 858,5 464,0
I квартал 1932,7 1332,7 600,0
Январь-апрель 3024,5 1885,3 1139,2
Январь-май 3700,2 2388,5 1311,6
I полугодие 4370,7 2995,6 1375,1
Январь-июль 5676,8 3557,9 2118,9
Январь-август 6404,5 4057,3 2347,2
Январь-сентябрь 7155,7 4594,2 2561,5
Январь-октябрь 8092,8 5309,4 2783,4
Январь-ноябрь 8663,4 6152,2 2511,2
Год1) 9274,1 7566,6 1707,5
2009г.
Январь 772,0 395,5 376,5
1) Предварительные  данные.

     Профицит  федерального бюджета в январе-феврале 2009 года, согласно предварительным  данным, составил 116,29 млрд руб. Об этом сообщает Министерство финансов РФ.

     По  доходам бюджет исполнен в сумме 1 трлн 219,11 млрд руб., или 11,2% к общему объему доходов федерального бюджета, который утвержден законом "О  федеральном бюджете на 2009 г. и  на плановый период 2010 г. и 2011 г.".

     По  кассовому исполнению расходов – 1 трлн 102,83 млрд руб., или 12,0% к уточненной росписи. Первичный профицит бюджета составил 145,96 млрд рублей [17].

     Поступление нефтегазовых доходов в федеральный  бюджет (табл.7) в январе 2009г. составило 179,1 млрд.рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 55,0 млрд.рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 124,1 млрд.рублей [14].

Таблица 7

Источники финансирования федерального бюджета, млрд.рублей

  Январь 
2009г.
Справочно 
январь 2008г.
Общее финансирование1) -376,5 -300,6
в том  числе: 
источники внутреннего финансирования2)
-375,9 -299,3
из  него: 
государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации
1,8 26,6
изменение остатков средств на счетах по учету  средств бюджета2) -1348,2 -331,2
из  них: 
увеличение остатков денежных средств Резервного фонда
-1224,6 -6139,7
увеличение  остатков денежных средств Фонда  национального благосостояния -581,9 -1566,1
уменьшение  остатков денежных средств Резервного фонда 391,8 3069,0
уменьшение  остатков денежных средств Фонда  национального благосостояния 185,1 782,8
иные  источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов 970,5 5,1
из  них: 
акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности
- 0,1
государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных  камней -3,7 -
курсовая  разница 984,3 5,0
бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте Российской Федерации 1,2 -
прочие  источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов -11,7 -0,0
источники внешнего финансирования -0,6 -1,3
в том  числе: 
государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте
- -0,0
кредиты иностранных государств, включая  целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц  в иностранной валюте -3,2 -3,8
иные источники внешнего финансирования 2,6 2,5
1) С учетом погашения  основной суммы  задолженности (долга). 
Величина превышения доходов над расходами (профицит) имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

2) Включая остатки  денежных средств  бюджетов.

 

     Совокупный  объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 февраля 2009г. составил 4863,8 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2009г. на 20,8%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2991,5 млрд.рублей и на 15,7%.

 

3. Совершенствование бюджетной политики в период кризиса

3.1. Основные цели  бюджетной политики  в период кризиса

     Впервые за восемь лет у России будет дефицитный бюджет. Из внесенного в Государственную думу РФ правительством РФ законопроекта "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", следует, что дефицит бюджета составит 7,4% ВВП. Причем в 2010 и 2011 годах бюджет также будет дефицитным - 5% и 3% соответственно.

     Доходы  скорректированного федерального бюджета  на 2009 год снизятся на 27,6% по сравнению  с 2008 годом и на 40% по сравнению  с первоначальным вариантом бюджета. А вот расходы увеличатся на 667 млрд. рублей или на 13,4% и составят 9,692 трлн. рублей.

     В 2009 году дефицит бюджета составит около 3 трлн. рублей. Покрыть его  планируется за счет средств Резервного фонда, объем которого на 1 марта  фиксируется на уровне 4,87 трлн. рублей. Предполагается, что на покрытие дефицита в первом квартале 2009 года на эти цели будет выделено 1,6 трлн. рублей. Дополнительные расходы бюджета на реализацию антикризисной программы составят 1,6 трлн. рублей. Отметим, что дефицит российского бюджета планируется покрывать за счет средств Резервного фонда вплоть до середины 2011 года, а также за счет заимствований, возможно, на внутреннем рынке.

     Поправками  в бюджет предусмотрены средства на социальную поддержку - на пособия  по безработице и организацию занятости планируется направить около 80 млрд. рублей. Государственная поддержка банковской системы составит 300 млрд. рублей, не считая мер Центробанка по поддержанию ликвидности.

     На  дополнительную финансовую помощь регионам выделяется 300 млрд. рублей, а трансферты государственным внебюджетным фондам - около 400 млрд. рублей.

     На  различные мероприятия по поддержке  отдельных отраслей экономики и  социальной поддержке населения  зарезервированы 600 млрд. рублей. Экономить  правительство предлагает на госаппарате. Предполагается, что сокращение расходов на фонды оплаты труда служащих министерств и ведомств составит порядка 22% [15]. 

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации