Бюджетная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в период кризиса очень важную роль играет составление и исполнение бюджета, а также его пересмотр, в ходе которого были внесены значительные изменения.
Цель работы состоит в изучении таких аспектов и понятий, как категории бюджетной системы, её составляющих, целей и задач бюджетной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы бюджетной политики 4
1.1. Бюджетная система страны, понятие бюджетной политики 4
1.2. Основные задачи бюджетной политики 7
1.3. Основные направления бюджетной политики в РФ в период 2000-2008 гг. 10
1.4. Инструменты реализации бюджетной политики государства 14
2. Анализ современной бюджетной политики РФ 16
2.1. Направления и применяемые меры бюджетной политики 2007-2008 гг. 16
2.2. Внесение поправок в бюджет 2009-2011гг. вследствие кризиса 20
2.3. Исполнение бюджета РФ в настоящее время 21
3. Совершенствование бюджетной политики в период кризиса 28
3.1. Основные цели бюджетной политики в период кризиса 28
3.2. Меры, необходимые для усовершенствования бюджетной политики 30
3.3. Направления и принципы бюджетной политики РФ на перспективные периоды 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

     Функциональный  аспект бюджетной политики включает: политику в области доходов бюджета (фискальную), политику в области  расходов бюджета, политику в области обеспечения сбалансированности бюджета и эффективного управления государственным (муниципальным) долгом, политику в области межбюджетиых отношений [22].

2. Анализ современной бюджетной политики РФ

2.1. Направления и  применяемые меры бюджетной политики 2007-2008 гг.

     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [2] о бюджетной политике в 2008–2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу – содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учёте критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

     Были  реализованы меры по следующим направлениям.

     1. Модернизация бюджетного процесса

     В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора. 

     Законодательно  определён новый механизм использования  нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры  формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

     Действовавший в 2004–2007годах Стабилизационный фонд Российской Федерации выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

     Сформированы  Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы.

     Данные  по консолидированному бюджету приведены  в таблице 1 [14].  
 
 
 

Таблица 1

Консолидированный бюджет РФ в 2007 г.

  Млрд. руб. В процентах  
к ВВП
Доходы- всего 13250,7 40,2
из них:    
налог на прибыль  организаций 2172,0 6,6
налог на доходы физических лиц 1266,6 3,8
единый социальный налог  656,7 2,0
налог на добавленную  стоимость:    
на товары (работы, услуги),  
   реализуемые на территории  
   Российской Федерации
1390,6 4,2
на товары, ввозимые на территорию  
   Российской Федерации
871,1 2,6
акцизы по подакцизным товарам (продукции):    
производимым  на территории  
   Российской Федерации
288,2 0,9
ввозимым  на территорию  
   Российской Федерации
26,2 0,1
налоги на совокупный доход  141,8 0,4
налоги на имущество 411,2 1,2
налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 1235,1 3,7
доходы от внешнеэкономической деятельности 2408,3 7,3
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 525,0 1,6
платежи при  пользовании природными ресурсами 82,4 0,2
безвозмездные поступления 17,7 0,1
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 112,3 0,3
Расходы - всего 11245,8 34,1
из них:    
на общегосударственные  вопросы  1166,7 3,5
из них  на обслуживание  
   государственного и муниципального  
   долга
175,2 0,5
на национальную оборону 834,0 2,5
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 864,4 2,6
на национальную экономику 1560,4 4,7
из нее:    
на топливо  и энергетику 33,5 0,1
на сельское хозяйство и рыболовство 147,0 0,4
на транспорт  580,7 1,8
на связь  и информатику 36,8 0,1
на прикладные научные исследования  
   в области национальной экономики
62,9 0,2
на другие вопросы в области  
   национальной экономики
589,9 1,8
на жилищно-коммунальное хозяйство 1101,4 3,3
на социально-культурные мероприятия 5692,3 17,3
Профицит 2004,9 6,1

     2. Внедрение механизмов бюджетирования по результатам

     Законодательно  установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных  расходов.

     В качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные  целевые программы, государственные  и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

     Однако практическое внедрение этих инструментов и механизмов неоправданно затянулось. Правительство Российской Федерации в установленные сроки не утвердило порядки формирования, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, формирования и финансового обеспечения государственного задания федеральным государственным учреждениям.

     С 2008 года внедрена система мониторинга  качества финансового управления, осуществляемого  главными распорядителями средств федерального бюджета.

     3. Бюджетные расходы

     Бюджетные расходы в целом (табл.2) способствовали реализации приоритетов экономического и социального развития страны [14].

     Таблица 2

Исполнение федерального бюджета РФ в 2007 г.

  Утверж- 
дено Федеральным законом о федеральном бюджете, млрд. руб.
Фактическое  
исполнение
млрд. руб. в процентах 
к утверж- 
денному бюджету
Доходы 7443,9 7779,1 104,5
из них:      
налог на прибыль  организаций 635,6 641,3 100,9
единый социальный налог 389,1 405,0 104,1
налог на добавленную  стоимость:      
на товары (работы, услуги), реализуемые  
   на территории Российской Федерации
1381,9 1390,4 100,6
на товары, ввозимые на территорию  
   Российской Федерации
848,8 871,1 102,6
акцизы по подакцизным товарам (продукции):      
производимым  на территории Российской  
   Федерации
107,4 108,8 101,4
ввозимым  на территорию Российской  
   Федерации
25,5 26,2 102,8
налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами 1114,7 1157,4 103,8
доходы от внешнеэкономической деятельности 2364,3 2408,3 101,9
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 88,2 265,4 300,8
платежи при  пользовании природными ресурсами 46,6 61,3 131,7
Расходы 6531,4 5983,0 91,6
из них:      
на общегосударственные  вопросы  1122,1 812,1 72,4
из них  на обслуживание государственного и  
   муниципального долга
149,1 143,1 96,0
на национальную оборону 839,1 831,9 99,1
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 674,8 667,0 98,8
на национальную экономику 730,2 692,6 94,8
из нее:      
на топливо  и энергетику 12,7 8,3 65,8
на сельское хозяйство и рыболовство 27,1 27,8 102,8
на транспорт  218,6 172,6 78,9
на связь  и информатику 28,7 14,1 49,3
на прикладные научные исследования в  
   области национальной экономики
60,9 60,7 99,7
на другие вопросы в области  
   национальной экономики
323,5 348,3 107,7
на социально-культурные мероприятия 920,9 776,1 84,3
на межбюджетные трансферты 1939,7 1900,1 98,0
Профицит 912,5 1796,1 196,8
 

     С 1 февраля 2008г. на 14 процентов увеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, на  9 процентов повышено денежное довольствие военнослужащих.

     Была  продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров. С 1 декабря 2007г. увеличен размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, с 1 августа 2008г. предусмотрена её индексация на 15 процентов. С 1 февраля 2008г. страховая часть трудовой пенсии проиндексирована на 12 процентов, а с 1 апреля 2008г. – еще на 7,5 процента.

     В 2007 году существенно увеличены размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг, размеры «детских» и других социальных пособий. Соответствующие бюджетные ассигнования предусмотрены и на 2008 год.

     Реализованы решения, направленные на капитализацию институтов развития и финансовое обеспечение важнейших инфраструктурных проектов.

     Ряд значимых результатов был получен  в рамках приоритетных национальных проектов.

     В то же время в целом бюджетные  учреждения слабо ориентированы  на повышение качества оказываемых ими услуг, эффективное использование бюджетных ассигнований и закреплённого за ними государственного имущества. В ряде случаев сложилась практика  взимания разного рода поборов  с населения за оказание гарантированных государством и уже оплаченных бюджетом услуг и увлечения «внебюджетными» доходами в ущерб основной деятельности. В результате, с одной стороны, усиливаются различия в доступности и качестве бюджетных услуг для разных категорий населения, с другой – проявляется резкая меж- и внутриотраслевая дифференциация реального финансового состояния бюджетных учреждений [23].

2.2. Внесение поправок  в бюджет 2009-2011гг. вследствие кризиса

           Федеральный бюджет России на 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров, которые оказалось невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса. Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новые бюджетные проектировки. В январе 2009 года они были пересмотрены еще раз, а профильным министерствам было поручено переписать бюджет с учетом цен на нефть в 40 долларов за баррель.

     По  словам премьер-министра РФ В.В. Путина, федеральный бюджет на 2009 год имеет  ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой [18].

     За  период с января по ноябрь 2008 г. бюджеты  субъектов РФ исполнялись со значительным ростом к уровню прошлого года (33 %). Это позволило создать существенные заделы для исполнения расходных обязательств. Начиная с ноября 2008 г. в доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ происходит значительное сокращение поступлений от налога на прибыль организаций (поступление в ноябре составило 38 % от уровня ноября прошлого года, в декабре — 91 % по сравнению с уровнем декабря 2007 г. против прироста на 45 % за 10 месяцев 2008 г.). Темпы роста поступлений от налога на доходы физических лиц также снижаются (114 % в ноябре и 100 % в декабре против 136 % за 10 месяцев 2008 г.).

     Сокращение  доходов в большей степени  затрагивает экономически развитые регионы, бюджеты которых сформированы на основе собственных налоговых доходов, которые поступали от имеющихся на их территории крупных предприятий черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки и т. п. (Белгородская, Калужская, Владимирская, Липецкая, Вологодская, Самарская, Свердловская, Челябинская области). Проблема в немалой степени затронула и те регионы, которые зависят от поступлений НДПИ по нефти (Республика Коми, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Пермский край, Томская, Оренбургская, Тюменская области и другие). Субъекты РФ, доходная база которых формируется главным образом за счет финансовой помощи из федерального бюджета, страдают в меньшей степени [21].

2.3. Исполнение бюджета РФ в настоящее время

     По  предварительным данным (табл.3), доходы консолидированных бюджетов субъектов  РФ в 2008 г. составили 6,2 трлн руб., что  на 28 % выше уровня 2007 г. Расходы составили 6,3 трлн руб. (131 % к уровню 2007 г.).

     В 2009 г. прогнозируется существенное снижение доходной базы, что обусловит сокращение доходов в целом на 15 % по сравнению с уровнем 2008 г. — до 5,4 трлн руб. При этом снижение поступлений по налогу на прибыль ожидается на уровне 40–60 %, по налогу на доходы физических лиц  5–15 %. По предварительной оценке, дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2009 г. прогнозируется в объеме более 700 млрд руб.

Таблица 3

Исполнение  консолидированного бюджета Российской Федерации 
и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млрд.рублей

  Доходы Расходы Профицит
2008г.
Январь 1015,5 454,5 561,0
Январь-февраль 2066,9 1372,8 694,1
I квартал 3334,2 2335,9 998,4
Январь-апрель 5154,8 3361,9 1793,0
Январь-май 6410,7 4357,3 2053,4
I полугодие 7543,7 5515,5 2028,1
Январь-июль 9700,1 6626,2 3073,8
Январь-август 10939,7 7634,0 3305,6
Январь-сентябрь 12178,9 8741,5 3437,4
Январь-октябрь 13785,2 9950,6 3834,6
Январь-ноябрь 14743,2 11363,2 3380,0
Год1) 16003,4 13989,2 2014,2
2009г.
Январь 1059,9 477,0 582,9
1) Предварительные данные.

Информация о работе Бюджетная политика Российской Федерации