Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
Глава 1. БЮДЖЕТ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………………………………7
Сущность и экономическое значение государственного бюджета……7
1.2. Исторические аспекты формирования бюджетной системы России…11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………22
2.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………………………………….22
2.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………...26
2.3. Правовые основы функционирования бюджетной системы…………. 32
Глава 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………35

3.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования………...35
3.2. Проблемы бюджетного выравнивания и пути их решения……………39
3.2. Проблемы реформирования бюджетной системы РФ..………………. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..59

Работа состоит из  1 файл

Финансы курсовая.docx

— 576.78 Кб (Скачать документ)

Бюджетная классификация  РФ является группировкой доходов и  расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация  РФ включает:

• классификацию доходов бюджетов РФ;

• функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

• экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

• классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

• классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

• классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

• классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

• ведомственную классификацию расходов федерального бюджета13.

Таким образом, бюджетная  классификация является важнейшей  составляющей устройства бюджетной  системы, является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ и утверждается федеральным законом.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ заключается в закреплении  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

- право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соот­ветствии с БК РФ и налоговым законодательством РФ;
  • право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельно в соответствии с БК РФ определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что  объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в  том, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных  кредитов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ.

Принцип гласности бюджетной  деятельности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов;
  • доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов  только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.

 

2.3. Правовые основы  функционирования бюджетной системы

 

Бюджетное законодательство РФ — это иерархическая система нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения.

Иерархия нормативных  актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого  их структурирования, прежде всего  по содержанию правовых норм. В соответствии с этим все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням.

Первый уровень составляет Бюджетный Кодекс РФ.

Второй представлен федеральными и субфедеральными законами и нормативными актами органом местного самоуправления.

Третий — постановлениями  и распоряжениями Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.

Четвертый — правовыми  актами Министерства финансов РФ и  других федеральных ведомств, а также  нормативными актами субъектов нижестоящего уровня.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.

До 1991 года бюджетная система  страны была централизованной. Все  бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в Государственном бюджете СССР, который включал союзный бюджет автономных республик, бюджеты краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Начиная с сельских и поселковых бюджетов, все бюджеты по вертикальному принципу последовательно объединялись в государственном бюджете. Таким образом, бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 тысяч бюджетов. Единство этой системы обеспечивалось единым планом экономического и социального развития, всей экономической системой СССР.

Становление российской бюджетной  системы совпало с началом  радикальной экономической реформы и предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации.

Построение и развитие современной бюджетной системы  в РФ обеспечивалось принятием ряда законодательных актов, предусматривающих  правовые основы её построения на принципах  демократизации и усиления территориальных  подходов. Основными документами, регламентирующими функционирование всей бюджетной системы страны, являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г. №145-Ф3, Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.98 г. №146-Ф3 и вторая от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ), закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г. №1734-1 (утратил силу), Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. №2118-1 (утратил силу), принимаемый ежегодно Федеральный закон «О Федеральном бюджете на …. год», а также налоговое законодательство РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ.

Важным этапом в реорганизации  бюджетной системы страны стал принятый в 1991 году Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», действующий до вступления в силу БК РФ.

В 1998 году был принят, а  с 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс РФ, который расширил бюджетную систему, включив в нее бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный кодекс — это  свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Резюмируя, можно сделать  следующий вывод. Не все страны мира имеют бюджетный кодекс. Многие ограничиваются принятием законов по различным вопросам бюджетных правоотношений. Необходимость его принятия в РФ была обусловлена рядом причин: устареванием ранее действующего бюджетного законодательства и несоответствием его Конституции РФ; отсутствием норм, регламентирующих процесс исполнения бюджетов и контроля за его исполнением; изменением принципов организации межбюджетных отношений; необходимостью установления ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд и др.

 

 

 

 

Глава 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 

 

 

3.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования

 

Одним из условий осуществления  социально-экономических реформ является разработка эффективной системы  межбюджетных отношений, способной  обеспечить соответствие между доходами и расходами органов власти и  управления. Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации  являются предпосылкой бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм —  это разделение полномочий между  центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области  финансов, в частности, в бюджетной  сфере.

Бюджетный федерализм реализуется  главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных  доходов и расходовании бюджетных  средств.

Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

1) законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечение соответствующих  органов власти необходимыми  финансовыми ресурсами для выполнения  ими возложенных на них функций; 

3) обеспечение вертикального  и горизонтального выравнивания  доходов всех звеньев бюджетной  системы; 

 

4) наличие единых для  каждого звена бюджетной системы  формализованных прозрачных и  всем понятных методов регулирования  бюджетов;

5) самостоятельности и  равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему,  которые выражаются в самостоятельности  бюджетного процесса, в том числе  в определении направлений использования  бюджетных средств, подконтрольности  исполнения бюджета соответствующим  представительным органом власти  и т.д. 

В настоящее время процесс  создания бюджетного федерализма в  России еще продолжается. Предстоит  решение ряда проблем:

1) полномочия всех уровней  власти по расходам должны  полностью соответствовать имеющимся  у них полномочиям по доходам; 

2) передача расходов с  бюджетов верхнего уровня на  бюджеты нижнего уровня должна  быть полностью компенсирована  одновременно передаваемыми доходами;

3) должны быть устранены  встречные финансовые потоки, когда  доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего  уровня, а затем в виде финансовой  помощи, дотаций и субвенций передаются  вниз;

4) следует максимально  сократить использование такой  формы межбюджетных отношений,  как средства, передаваемые по  взаимным расчетам.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации