Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:00, курсовая работа
Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
Глава 1. БЮДЖЕТ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………………………………7
Сущность и экономическое значение государственного бюджета……7
1.2. Исторические аспекты формирования бюджетной системы России…11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………22
2.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………………………………….22
2.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………...26
2.3. Правовые основы функционирования бюджетной системы…………. 32
Глава 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………35
3.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования………...35
3.2. Проблемы бюджетного выравнивания и пути их решения……………39
3.2. Проблемы реформирования бюджетной системы РФ..………………. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..59
С этой целью следует:
Важной проблемой развития
бюджетного устройства Российской Федерации
является пересмотр сложившихся
отношений между бюджетами
Таким образом, бюджетный
федерализм есть одно из сложнейших направлений
экономических реформ, охватывающих
область экономических, финансовых
и политических отношений. Наша страна
делает еще только первые шаги к
становлению подлинно федеративных
отношений между бюджетами
3.2. Проблемы бюджетного выравнивания и пути их решения
Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики). Вертикальное выравнивание - это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). На вышестоящий уровень накладываются обязательства: в случае, если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования возложенных на него функций, центральное правительство обязано предоставить этому региональному или местному органу власти недостающие бюджетные ресурсы. Центральное правительство, обладая гораздо большими, чем любой регион, возможностями экономического регулирования и объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета. Вертикальное выравнивание непременно должно сочетаться с горизонтальным, означающим пропорциональное распределение налогов и дотаций между субъектами Федерации для устранения неравенства в возможностях различных территорий, вызванных территориальным фактором. Таким образом, получается, что к расходам федерального бюджета на решение социально-экономических задач федерального масштаба добавляются еще и расходы на достижение сбалансированности бюджетной системы.
Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.
В России оба направления
бюджетного выравнивания сопряжены
с огромными трудностями. Задача
горизонтального выравнивания становится
здесь сложна, как ни в одной
другой стране мира, поскольку решение
задачи обеспечения каждому
Организация вертикального
бюджетного регулирования также
сопряжена со значительными трудностями.
На сегодняшний день в ее основу
положены такие принципы, которые
в определенной мере стимулируют
субъекты Федерации к повышению
дефицита своего бюджета. Яркий тому
пример - существующая методика распределения
средств Федерального фонда финансовой
поддержки регионов (трансфертов). Первая
его часть направляется в адрес
так называемых “нуждающихся” регионов,
вторая - в адрес “особо нуждающихся”.
“Нуждающимся” считается
Таким образом, очевиден тот
факт, что для нормального развития
системы бюджетного федерализма
способы и приемы бюджетного выравнивания
нуждаются в серьезных
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах будет сосредоточена на решении следующих задач14:
- корректировка механизмов
оказания финансовой помощи
- формирование устойчивой
собственной доходной базы
- совершенствование системы
разграничения расходных
В 2011 году объемы предоставляемых межбюджетных трансфертов будут увеличены по сравнению с уровнем 2010 года на 2,2% .
Дотации бюджетам субъектов
Российской Федерации составят в 2011
году 521,0 млрд. рублей, что на 3,9% превышает
уровень 2010 года. Прирост обеспечен
за счет увеличения дотаций на поддержку
мер по обеспечению сбалансированности
бюджетов субъектов Российской Федерации,
которые в 2011 году запланированы
в объеме 114,3 млрд. рублей с приростом
на 19,3 млрд. рублей или 20,3% к уровню 2010
года. Указанные дотации
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2011 году планируются на уровне 2010 года - 397,0 млрд. рублей, что соответствует положениям статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.
С 2012 года при предоставлении
финансовой помощи регионам предполагается
в большей степени сместить акцент
на дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности, увеличив их объем, в
том числе за счет отказа от предоставления
субсидий текущего характера, прежде всего
на софинансирование таких полномочий
субъектов Российской Федерации, как
выплата заработной платы некоторым
категориям работников бюджетных учреждений
и социальных пособий отдельным
категориям граждан. Такой подход в
большей степени отвечает требованиям
выравнивания возможностей регионов по
реализации конституционных прав граждан
и исключает ситуацию, когда финансово
самодостаточные регионы
Субсидии из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации являются инструментом решения
общегосударственных задач на региональном
уровне и способствуют повышению
эффективности использования
В первую очередь отмене
подлежат субсидии, имеющие незначительный
объем – менее 1 млрд. рублей, суммы
которых несущественны для
Более эффективной, имеющей
стимулирующую роль, в ряде случаев
может быть замена некоторых видов
субсидий на гранты для субъектов
Российской Федерации, предоставляемых
в качестве поощрения за выполнение
возложенных на них полномочий. Помимо
работы по совершенствованию механизмов
софинансирования текущих расходов,
необходимо провести инвентаризацию и
анализ всех действующих в рамках
системы межбюджетных отношений
инструментов инвестиционной поддержки
субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований, определить
наиболее эффективные формы такой
поддержки и разработать
Консолидация ряда отраслевых субсидий позволит возложить большую ответственность за эффективное их использование на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Необходим также в целом тщательный анализ эффективности и целесообразности предоставления всех субвенций из федерального бюджета.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации в 2011 году составят 244,5 млрд. рублей, что на 4,9% превышает уровень 2010 года, что связано, прежде всего, с индексацией социальных выплат.
Действующая система разграничения
полномочий между Российской Федерацией,
субъектами Российской Федерации и
муниципальными образованиями требует
дальнейшего совершенствования
в целях повышения
Иные межбюджетные трансферты в 2011 году предусмотрены в объеме 46,8 млрд. рублей, или 82,8% к уровню 2010 года. Сокращение обусловлено преимущественно уменьшением на 71,8% трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В целях укрепления доходной
базы региональных и местных бюджетов
планируются изменения
Нуждаются в реформировании
предусмотренные в настоящее
время специальные налоговые
режимы (упрощенная система налогообложения
на основе патента и система