Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, источников его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия
- определить источники финансирования бюджетного дефицита
- раскрыть проблемы регулирования бюджетного дефицита в России
- рассмотреть дефицит бюджета в зарубежной практике

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита . . . . . . 4
2. Виды бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. Источники финансирования дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Работа состоит из  1 файл

дефицит.docx

— 62.18 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита . . . . . . 4

2. Виды бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

3. Источники финансирования дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах . . . . 27

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

 

ВВЕДЕНИЕ

      Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

    Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все  финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в  бюджет, а государственные расходы  не превышают доходов.

    В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию  к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Нормальным считается  дефицит бюджета, приблизительно соответствующий  уровню инфляции в стране. Международные  стандарты предполагают возможный  дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии  государственных ценных бумаг. С  позиций же интересов государства  наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние  займы и кредиты, так как они  не отвлекают финансовые ресурсы  из внутреннего денежно-кредитного оборота.

    Обслуживание  государственного долга (имеется в  виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно  оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства.

    Как ни печально, идеального решения проблемы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах –  это перманентный диалектический политико-экономический  процесс. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых  актуальных проблем экономики.

    Целью курсовой работы является исследование теоретических основ  бюджетного дефицита, выявление его особенностей, источников его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.

    В соответствии с намеченной целью  в работе были поставлены следующие  задачи:

    - раскрыть понятие и виды бюджетного  дефицита, причины возникновения  и социально-экономические последствия

    - определить источники финансирования  бюджетного дефицита

    - раскрыть проблемы регулирования бюджетного дефицита в России

    - рассмотреть дефицит бюджета  в зарубежной практике 

 

    1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита

    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих зарубежных странах наблюдается хронический дефицит их государственных бюджетов, то есть превышение расходов бюджета над его доходами.

    В процессе принятия и исполнения бюджета  большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает  профицит. Но чаще всего расходы  превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.

    Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

    Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами1. Он характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов – как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

    Вторым  фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета  финансовых возможностей. Причем расходы  проводятся несмотря на их целесообразность и эффективность.

    Третьим фактором дефицита бюджета, который  к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование  денежного обращения и системы  расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

    Бюджетный дефицит возник как результат  негативных явлений в экономической  и политической жизни государства  и усиливает их в том случае, когда он превышает установленные  мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как  правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики  за счет управляемости процессов. Уровень  дефицита определяется по отношению  к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные  формы дефицита бюджета.

    Активный  дефицит бюджета дает возможность  подтолкнуть дальнейшее развитие экономики  и рост капитала. Пассивный –  подчиняется законам инфляции.

    Задание состоит в том, чтобы найти  возможность при помощи бюджетного дефицита стимулировать экономическое  развитие государства.

    Различают понятие стойкий дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный дефицит, который  вызывается кассовыми разрывами  в исполнении бюджета или непредсказуемыми событиями и обстоятельствами.

    Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет  краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений  макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.

    Долгосрочная  несбалансированность бюджета связана  с увеличением разрыва между  государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена  причинами, которые носят более  устойчивый характер. Так, в большинстве  развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция  к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:

    1) увеличение числа социальных  выплат, а значит, социальной нагрузки  на бюджет;

    2) неблагоприятная демографическая  ситуация, связанная со старением  населения, в результате чего  увеличиваются расходы на выплату  пенсий, ассигнования на здравоохранение  и т.п.;

    3) либерализация налогового законодательства  и как следствие этого снижение  величины налоговых ставок (без  соответствующей корректировки  государственных расходов);

    4) возрастание объема внешней задолженности.

    В целом состояние государственного бюджета определяется тремя основными  факторами:

    1) долгосрочной тенденцией в динамике  налоговых поступлений и государственных  расходов;

    2) стадией экономического цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;

    3) текущей политикой государства  в области бюджетных расходов  и доходов.

    Очень часто, особенно в нашей стране и  в других странах с переходной экономикой, происходит искусственное  либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита.

    Так, искусственное занижение дефицита бюджета может осуществляться с  помощью следующих инструментов:

    1) «налоговой амнистии», которая  позволяет налогоплательщикам, ранее  уклонявшимся от уплаты налогов,  внести за один раз всю сумму,  равную определенной части общего  налогового сбора;

    2) мероприятий по сбору просроченных  налоговых платежей;

    3) введением временных или добавленных  налогов;

    4) отсрочками выплат заработной платы работникам государственного сектора;

    5) отсрочкой обязательной индексации  заработной платы в соответствии  с динамикой уровня инфляции;

    6) распродажей государственных активов;

    7) наличием скрытого дефицита

    Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в  результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных  расходов не всегда учитывается амортизация  в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных  расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких  темпах инфляции, когда различия в  динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных  расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный  долг растут, а реальный дефицит  и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

    Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень  часто дефицит рассматривается  как важный инструмент экономической  политики государства, прежде всего  макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и  социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного  спроса и доходы, уровень цен, состояние  платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

    В условиях, когда экономика страны развивается динамично и стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно  допустимых границах не является угрожающим. Его не следует излишне драматизировать, потому что в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран. Правда, при этом количество не должно переходить в негативное качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна переводиться на экономику государства, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Информация о работе Бюджетный дефицит