Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, источников его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия
- определить источники финансирования бюджетного дефицита
- раскрыть проблемы регулирования бюджетного дефицита в России
- рассмотреть дефицит бюджета в зарубежной практике

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита . . . . . . 4
2. Виды бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. Источники финансирования дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Работа состоит из  1 файл

дефицит.docx

— 62.18 Кб (Скачать документ)

    * - Прогноз

    «+» - дефицит, «-» - профицит

    Из  опубликованного бюджетного монитора Международного Валютного Фонда  видно, что и развитые, и развивающиеся страны сокращают бюджетные дефициты. Россия из приведенной таблицы, едва ли не единственная из входящих в мониторинг фонда страна, у которой в 2012 году дефицит не уменьшится, а вырастет (небольшой рост ожидается еще в Бразилии). Образец фискальной дисциплины — Германия.

    Некоторые страны предпринимают не только попытки  сбить текущий дефицит, но и устанавливают  правила, которые не позволят правительствам нерасчетливо тратить в будущем. Так, введение бюджетных правил анонсировано в Испании, причем они будут применяться  и к центральному правительству, и к муниципалитетам. Ирландия учредила независимый Консультативный бюджетный  совет, который будет оценивать  устойчивость бюджетной политики. Примерно тоже делают Португалия и Латвия.

    В целях снижения уровня бюджетного дефицита правительство Великобритании реализует ряд мер, среди которых первоочередными являются:

    - пересмотр и сокращение объема государственных расходов по каждому министерству в целях существенного снижения общего объема государственных расходов и жестокого контроля за распределением государственных финансов. В рамках этих мер в течение следующих четырех лет минимум на 25% будут сокращены расходы бюджетов по отдельным ведомствам. При этом, по данным Казначейства Великобритании, максимальное сокращение расходов по каждому министерству планируется не более чем на 30%, а избежать сокращения своих бюджетов смогут лишь министерство обороны и министерство здравоохранения;

    - активное привлечение к оценке  состояния государственных финансов  и эффективности реализуемой  финансовой политики недавно  созданного Управления бюджетного  контроля;

    - сокращение текущих расходов на 30 млрд. фунтов стерлингов в год к 2014-2015 гг.;

    - увеличение с 04.01.2011 ставки НДС  по основной группе товаров  с 17,5 до 20 %, при этом ставка НДС на такие товары, как продукты питания, детская одежда и периодические издания, останется нулевой. Правительство Великобритании подсчитало, что в результате повышения ставки НДС ежегодно в государственный бюджет будет поступать дополнительно 13 млрд. фунтов стерлингов. При этом был сделан расчет распределения дополнительной налоговой нагрузки на потребителей товаров и услуг в зависимости от их уровня доходов: самым бедным 10% населения повышение налога обойдется в 50 фунтов стерлингов в год; самым богатым 10% населения – в 850 фунтов стерлингов в год. Налоговая нагрузка в среднем на человека составит 320 фунтов стерлингов;

    - повышение ставки налога на  страховую премию, уплачиваемую  страховыми компаниями и страховыми  брокерами с 6 до 20%7.

    Борясь  с бюджетным дефицитом, страны стараются  не забывать об экономическом росте. Так, бывшая еще десятилетие назад  образцом для российских лидеров  Португалия понижает ставки налогов, уплачиваемых с зарплаты. А чтобы бюджет не понес потерь, повышает НДС. Ожидаемый  эффект: снижение экспортных цен благодаря  уменьшению трудовых издержек (при  экспорте НДС не уплачивается) и  рост цен на импорт. Такая налоговая  настройка — неплохой заменитель девальвации в условиях, когда  страна не может понизить курс своей  валюты, повышая тем самым конкурентоспособность  отечественных товаров.

    Совсем  другая история с бюджетами стран, добывающих нефть (28 государств, включая  Россию). По расчетам US Energy Department, только страны ОПЕК получат в этом году более $1 трлн. нефтедолларов (среднегодовая цена превысит $100/баррель). Сырьевые доходы всех 28 стран могут достичь 30% не нефтяного ВВП, подсчитал МВФ. Столько же получили эти страны в 2007-м, а чуть больше — лишь в рекордном 2008-м, когда цена нефти чуть не достигла $150 за баррель. Соответственно, у этих стран ухудшается бюджетный баланс (доходы бюджета без учета нефтяных в отношении к не нефтяному ВВП). За 2007-2011 годы этот показатель, по расчетам МВФ, вырастет примерно с 18% до 25%. Нефтедобытчики в целом впервые с 2008-го сведут свои бюджеты с небольшим профицитом, прогнозирует МВФ. Но он будет раз в 5 ниже профицита того года — это означает, что у нефтяных стран сейчас меньше «подушка безопасности» на случай удешевления нефти.

    Вера  в устойчивый рост цены нефти позволила  добывающим странам резко увеличить  расходы, особенно социальные и на инфраструктуру. Этот рост тем больше, чем слабее в этих странах бюджетные институты. Например, Саудовская Аравия потратит на поддержку бедняков и религиозных  организаций $43 млрд. и создаст 60 000 новых рабочих мест в МВД, жителям Кувейта начиная, с января обеспечена бесплатная еда на год, а алжирским госслужащим — 34%-ное повышение зарплаты. ОАЭ прокладывают электросети к городам, расположенным в пустыне. Послереволюционные правительства Туниса, Египта и Ливии идут на масштабный рост социальных расходов, чтобы оправдать свое существование. То же делают Йемен и Сирия. Весной в Саудовской Аравии власти исключили всякую возможность волнений, повысив зарплаты на 15% и заплатив 2 дополнительных оклада.

    Страны  Персидского залива много тратят на жилищное строительство. В конечном счете, все эти расходы выливаются в рост потребительского спроса —  так, General Motors говорит о полуторакратном  росте продаж в Саудовской Аравии. Но есть и более утонченные примеры: страны Залива наращивают финансирование университетов, а Нигерия учредила стабилизационный фонд, фонд будущих поколений и инфраструктурный фонд.

    На  этом фоне происходящее с бюджетной  политикой в России четко показывает ее вечное промежуточное положение  между развитыми и развивающимися странами. Вроде бы бюджетный дефицит некритичный — всего 0,7 трлн. рублей при расходах 12,7 трлн. По сравнению с летними расчетами доходы выросли на 1,2 трлн., а расходы — на 0,4 трлн. Но этот дефицит — явное ухудшение бюджетной ситуации на фоне более чем вероятного исполнения бюджета с профицитом в этом году (профицит за январь-август – 2,3% ВВП). И для дефицита нет никаких поводов: правительство ожидает, что нефть и дальше будет стоить около $100.

    Текущая бюджетная ситуация России очень хороша. Плохо другое — правительство четко встало на путь бесконечного наращивания расходов. Предполагается очень много трат: 20-триллионная программа по закупке вооружений, 5,5-триллионная программа по развитию Северного Кавказа с госгарантиями частным инвесторам, строящим на опасной территории курорт. И главная проблема, конечно, — неустойчивость пенсионной системы. Не дожидаясь обсуждения пенсионной реформы, правительство решило вернуть 34%-ную ставку взносов.

    В бюджетном послании Президента РФ Д.А. Медведева от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» говориться следующее:

    «В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из нее инвестиционные ресурсы.

    При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008-2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике. В этот период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.

    Исходя, из этого необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.

     Второе. Следует закрепить, начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

    При формировании федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить - в рамках переходного периода - создание предпосылок для введения указанных  правил, предусмотрев стабилизацию и  последующее снижение дефицита федерального бюджета.

    Третье. На 2012-2013 годы будут снижены ставки страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды  с 34  до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального  обслуживания населения, а также  благотворительных организаций  и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов.

    В 2012 году необходимо подготовить комплексные  предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного  социального страхования.

    Четвертое. Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в  условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов  экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как  федеративного государства.

    Требуется повысить роль  налогов, взимаемых  с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной  и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для  ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы  налогообложения малого предпринимательства…» 
 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     По  итогам курсовой работы можно сделать  следующие выводы.

     1. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета.

     2. Бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофическим явлениями, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.

    3. Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев: по характеру возникновения, по продолжительности, по обслуживанию государственного долга. Также в мировой практике различают: циклический, структурный, операционный, первичный, квазифискальный.

     4. Бюджетным законодательством РФ  установлены четкие требования  к дефициту бюджетов всех уровней  бюджетной системы и источникам  его покрытия. Источниками финансирования бюджетного дефицита выступают бюджетные кредиты, целевые иностранные кредиты, разницы между полученными и погашенными кредитами кредитных или международных финансовых организаций, также финансируется за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В 2011-2013 годах объем дефицита бюджета будет постепенно сокращен: до 3,6% ВВП (1 814,0 млрд. рублей) – в 2011 году, 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. рублей) – в 2012 году и 2,9% ВВП (1 795,7 млрд. рублей) – в 2013 году.

     5. В настоящее время в бюджетной политике разных стран сейчас можно обнаружить две модели. Развитые страны упорно снижают свои бюджетные дефициты в основном за счет экономии государственных средств и за счет аккуратного повышения налогов. Наоборот, страны, получающие сверхдоходы от высокой цены нефти, резко увеличивают бюджетные траты — в основном социальные и расходы на инфраструктуру. У России оказался свой путь — между первыми и вторыми. Во-первых, растет бюджетный дефицит и особенно — бюджетные обязательства будущих лет, ведущие к росту расходов. Тем не менее правительство обсуждает повышение с 2013 года страховых взносов с оплаты труда до 34%.  
 

 

     Список  используемой литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ//СЗ РФ от 01.03.2011 г.
  2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 486 с.
  3. Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит//Социально-политический журнал. – 2010.- № 6.- с.15.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 628 с.
  5. Бюджетная ситема Российской Федерации. Предисловие А. Л. Кудрина: учебник / под ред. члена коллегии Минфина России д. э. н. проф. Мстислава Афанасьева. – 2-е изд.. – М.: Юрайт, 2010. – 519 с.
  6. Бюджетная система России : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2009. - 703 с.
  7. Дементьев, Д. В. Бюджетная система РФ : учебное пособие / Д. В. Дементьев, В. А. Щербаков. - 2-е изд., стереотипное. - М. : КНОРУС, 2009. - 256 с.
  8. Ермасова, Н. Б. Бюджетная система РФ : учебник / Н. Б. Ермасова. — М.: Высшее образование, 2009.
  9. Ершов М., Лохмачев В., Татузов В., Танасова А. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса. // Деньги и кредит. – 2010. – №8 – С. 32 – 38.
  10. Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики.- 2009.- № 12.- с. 15.
  11. Миляков Н. В. Финасы: учебник (электронный учебник)
  12. Минаев С. Оброком по Европам // Коммерснантъ Власть. 2010. № 27 (880)
  13. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ: Учебник - 6-е издание, испр. и доп. / А.С. Нешитой М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 308 с.
  14. Павлова А.А. Источники финансирования бюджетного дефицита // Экономист.- 2010.- № 1.- с. 76-80.
  15. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 469 с.
  16. Придачук М. П. Влияние мирового финансового кризиса на экономику Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2011. - № 1. – с. 2-5.
  17. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2009. – с. 539.
  18. Финансы: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., переаб. и дополн. – М.: Экономистъ, 2008. – 682 с.
  19. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л. М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 407 с.
  20. Финансы : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 703 с. - (Золотой фонд российских учебников).
  21. Чернецов, С. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / С. А. Чернецов. - М. : Магистр, 2008. - 527 с.
  22. Шишкин А.Г., Захаров М.А. Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиск решения // Финансы. – 2009. - №4. – С.8-10.
  23. www.minfin.ru
  24. www.wikipedia.ru
  25. www.forbes.ru

Информация о работе Бюджетный дефицит