Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, источников его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия
- определить источники финансирования бюджетного дефицита
- раскрыть проблемы регулирования бюджетного дефицита в России
- рассмотреть дефицит бюджета в зарубежной практике
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита . . . . . . 4
2. Виды бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. Источники финансирования дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
* - Прогноз
«+» - дефицит, «-» - профицит
Из опубликованного бюджетного монитора Международного Валютного Фонда видно, что и развитые, и развивающиеся страны сокращают бюджетные дефициты. Россия из приведенной таблицы, едва ли не единственная из входящих в мониторинг фонда страна, у которой в 2012 году дефицит не уменьшится, а вырастет (небольшой рост ожидается еще в Бразилии). Образец фискальной дисциплины — Германия.
Некоторые
страны предпринимают не только попытки
сбить текущий дефицит, но и устанавливают
правила, которые не позволят правительствам
нерасчетливо тратить в будущем.
Так, введение бюджетных правил анонсировано
в Испании, причем они будут применяться
и к центральному правительству,
и к муниципалитетам. Ирландия учредила
независимый Консультативный
В целях снижения уровня бюджетного дефицита правительство Великобритании реализует ряд мер, среди которых первоочередными являются:
- пересмотр и сокращение объема государственных расходов по каждому министерству в целях существенного снижения общего объема государственных расходов и жестокого контроля за распределением государственных финансов. В рамках этих мер в течение следующих четырех лет минимум на 25% будут сокращены расходы бюджетов по отдельным ведомствам. При этом, по данным Казначейства Великобритании, максимальное сокращение расходов по каждому министерству планируется не более чем на 30%, а избежать сокращения своих бюджетов смогут лишь министерство обороны и министерство здравоохранения;
-
активное привлечение к оценке
состояния государственных
- сокращение текущих расходов на 30 млрд. фунтов стерлингов в год к 2014-2015 гг.;
- увеличение с 04.01.2011 ставки НДС по основной группе товаров с 17,5 до 20 %, при этом ставка НДС на такие товары, как продукты питания, детская одежда и периодические издания, останется нулевой. Правительство Великобритании подсчитало, что в результате повышения ставки НДС ежегодно в государственный бюджет будет поступать дополнительно 13 млрд. фунтов стерлингов. При этом был сделан расчет распределения дополнительной налоговой нагрузки на потребителей товаров и услуг в зависимости от их уровня доходов: самым бедным 10% населения повышение налога обойдется в 50 фунтов стерлингов в год; самым богатым 10% населения – в 850 фунтов стерлингов в год. Налоговая нагрузка в среднем на человека составит 320 фунтов стерлингов;
-
повышение ставки налога на
страховую премию, уплачиваемую
страховыми компаниями и
Борясь
с бюджетным дефицитом, страны стараются
не забывать об экономическом росте.
Так, бывшая еще десятилетие назад
образцом для российских лидеров
Португалия понижает ставки налогов, уплачиваемых
с зарплаты. А чтобы бюджет не
понес потерь, повышает НДС. Ожидаемый
эффект: снижение экспортных цен благодаря
уменьшению трудовых издержек (при
экспорте НДС не уплачивается) и
рост цен на импорт. Такая налоговая
настройка — неплохой заменитель
девальвации в условиях, когда
страна не может понизить курс своей
валюты, повышая тем самым
Совсем другая история с бюджетами стран, добывающих нефть (28 государств, включая Россию). По расчетам US Energy Department, только страны ОПЕК получат в этом году более $1 трлн. нефтедолларов (среднегодовая цена превысит $100/баррель). Сырьевые доходы всех 28 стран могут достичь 30% не нефтяного ВВП, подсчитал МВФ. Столько же получили эти страны в 2007-м, а чуть больше — лишь в рекордном 2008-м, когда цена нефти чуть не достигла $150 за баррель. Соответственно, у этих стран ухудшается бюджетный баланс (доходы бюджета без учета нефтяных в отношении к не нефтяному ВВП). За 2007-2011 годы этот показатель, по расчетам МВФ, вырастет примерно с 18% до 25%. Нефтедобытчики в целом впервые с 2008-го сведут свои бюджеты с небольшим профицитом, прогнозирует МВФ. Но он будет раз в 5 ниже профицита того года — это означает, что у нефтяных стран сейчас меньше «подушка безопасности» на случай удешевления нефти.
Вера в устойчивый рост цены нефти позволила добывающим странам резко увеличить расходы, особенно социальные и на инфраструктуру. Этот рост тем больше, чем слабее в этих странах бюджетные институты. Например, Саудовская Аравия потратит на поддержку бедняков и религиозных организаций $43 млрд. и создаст 60 000 новых рабочих мест в МВД, жителям Кувейта начиная, с января обеспечена бесплатная еда на год, а алжирским госслужащим — 34%-ное повышение зарплаты. ОАЭ прокладывают электросети к городам, расположенным в пустыне. Послереволюционные правительства Туниса, Египта и Ливии идут на масштабный рост социальных расходов, чтобы оправдать свое существование. То же делают Йемен и Сирия. Весной в Саудовской Аравии власти исключили всякую возможность волнений, повысив зарплаты на 15% и заплатив 2 дополнительных оклада.
Страны Персидского залива много тратят на жилищное строительство. В конечном счете, все эти расходы выливаются в рост потребительского спроса — так, General Motors говорит о полуторакратном росте продаж в Саудовской Аравии. Но есть и более утонченные примеры: страны Залива наращивают финансирование университетов, а Нигерия учредила стабилизационный фонд, фонд будущих поколений и инфраструктурный фонд.
На
этом фоне происходящее с бюджетной
политикой в России четко показывает
ее вечное промежуточное положение
между развитыми и
Текущая бюджетная ситуация России очень хороша. Плохо другое — правительство четко встало на путь бесконечного наращивания расходов. Предполагается очень много трат: 20-триллионная программа по закупке вооружений, 5,5-триллионная программа по развитию Северного Кавказа с госгарантиями частным инвесторам, строящим на опасной территории курорт. И главная проблема, конечно, — неустойчивость пенсионной системы. Не дожидаясь обсуждения пенсионной реформы, правительство решило вернуть 34%-ную ставку взносов.
В бюджетном послании Президента РФ Д.А. Медведева от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» говориться следующее:
«В отличие от стран с более диверсифицированной экономикой Россия не может позволить себе иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из нее инвестиционные ресурсы.
При высоком уровне цен на нефть необходимо накапливать резервы, обеспечивающие «подушку безопасности» в случае внешнеэкономических шоков. Опыт 2008-2010 годов доказал правильность такого подхода к бюджетной политике. В этот период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.
Исходя, из этого необходимы системные действия по следующим ключевым направлениям.
… Второе. Следует закрепить, начиная с 2015 года правила использования нефтегазовых доходов и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.
При формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов необходимо обеспечить - в рамках переходного периода - создание предпосылок для введения указанных правил, предусмотрев стабилизацию и последующее снижение дефицита федерального бюджета.
Третье.
На 2012-2013 годы будут снижены ставки
страховых взносов в
В
2012 году необходимо подготовить комплексные
предложения по развитию пенсионной
системы и системы
Четвертое.
Российская налоговая система должна
отвечать современным вызовам в
условиях глобализации экономики, обеспечивать
справедливое налогообложение доходов
экономических агентов и
Требуется
повысить роль налогов, взимаемых
с компаний, работающих в нефтегазовом
секторе, а также в алкогольной
и табачной отраслях. Одновременно
необходимо принять решения для
ускоренного введения налога на недвижимость
и расширения патентной системы
налогообложения малого предпринимательства…»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам курсовой работы можно сделать следующие выводы.
1. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета.
2. Бюджетный дефицит сам по себе не является катастрофическим явлениями, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.
3. Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев: по характеру возникновения, по продолжительности, по обслуживанию государственного долга. Также в мировой практике различают: циклический, структурный, операционный, первичный, квазифискальный.
4.
Бюджетным законодательством
5.
В настоящее время в бюджетной политике
разных стран сейчас можно обнаружить
две модели. Развитые страны упорно снижают
свои бюджетные дефициты в основном за
счет экономии государственных средств
и за счет аккуратного повышения налогов.
Наоборот, страны, получающие сверхдоходы
от высокой цены нефти, резко увеличивают
бюджетные траты — в основном социальные
и расходы на инфраструктуру. У России
оказался свой путь — между первыми и
вторыми. Во-первых, растет бюджетный дефицит
и особенно — бюджетные обязательства
будущих лет, ведущие к росту расходов.
Тем не менее правительство обсуждает
повышение с 2013 года страховых взносов
с оплаты труда до 34%.
Список используемой литературы