Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, источников его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия
- определить источники финансирования бюджетного дефицита
- раскрыть проблемы регулирования бюджетного дефицита в России
- рассмотреть дефицит бюджета в зарубежной практике
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита . . . . . . 4
2. Виды бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. Источники финансирования дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
2. В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
• разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
• разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте;
• иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
• объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
• объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.
3. Остатки средств бюджета субъекта Российской Федерации на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта Российской Федерации, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.
В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются, согласно ст. 96 Главы 13 БК РФ:
• разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
• разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
• разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
• разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
• изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;
• иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:
• поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования;
• курсовая разница по средствам местного бюджета;
• объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
• объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;
• объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования в валюте Российской Федерации;
• разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;
• разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.
Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.
Источники
внутреннего финансирования дефицита
федерального бюджета в отличие
от источников внешнего финансирования
(которые все-таки по мере погашения
основного долга имеют
Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство Российской Федерации постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.
Внешние
источники финансирования бюджетного
дефицита обеспечивают поступление
иностранной валюты в бюджет на финансирование
текущих расходов и импортных
закупок. Улучшению структуры внешних
заимствований в значительной степени
способствует получение кредитов от
ведущих международных
Дефицит федерального бюджета в 2010 году составил на уровне 5,3% ВВП (2 371,9 млрд. рублей). В 2011-2013 годах объем дефицита бюджета будет постепенно сокращен: до 3,6% ВВП (1 814,0 млрд. рублей) – в 2011 году, 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. рублей) – в 2012 году и 2,9% ВВП (1 795,7 млрд. рублей) – в 2013 году5.
В
2011 году дефицит федерального бюджета
будет на 16,0% (289,4 млрд. рублей) финансироваться
за счет использования средств
В 2012 году дефицит федерального бюджета будет финансироваться на 0,4% за счет использования средств Фонда национального благосостояния (7,5 млрд. рублей), на 15,9% - за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (276,1 млрд. рублей), на 83,7% (1 450,8 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе на 78,9% (1 367,9 млрд. рублей) - за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,8% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В 2013 году дефицит будет на 0,6% финансироваться за счет использования средств Фонда национального благосостояния (10,0 млрд. рублей), на 17,2% - за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (309,4 млрд. рублей), на 82,2% (1 476,3 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из них на 77,6% (1 392,8 млрд. рублей) - за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,6% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
«Чистое» привлечение денежных средств на внутреннем и мировом финансовых рынках в течение 2011-2013 гг. составит 4 721,4 млрд. рублей, в том числе: в 2011 году – 1 432,9 млрд. рублей, в 2012 году – 1 651,8 млрд. рублей и в 2013 году – 1 636,7 млрд. рублей.
Низкий
уровень государственного долга
позволяет проводить политику наращивания
объема государственных заимствований,
не опасаясь за сохранение долговой устойчивости
Российской Федерации. Несмотря на резкое
ухудшение внешних условий экономического
развития и серьезное бремя долговой нагрузки,
приходящейся на корпоративный сектор,
показатели долговой устойчивости Российской
Федерации остаются на безопасном уровне:
при планируемых объемах заимствований
долговая нагрузка на федеральный бюджет
будет оставаться в пределах параметров,
позволяющих надлежащим образом осуществлять
обслуживание государственного долга
Российской Федерации.
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах
Государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.
В бюджетной политике разных стран сейчас можно обнаружить две модели. Развитые страны упорно снижают свои бюджетные дефициты в основном за счет экономии государственных средств, а в редких, кризисных случаях (Греция, Португалия, Испания) — и за счет аккуратного повышения налогов. Наоборот, страны, получающие сверхдоходы от высокой цены нефти, резко увеличивают бюджетные траты — в основном социальные и расходы на инфраструктуру.
У
России оказался свой путь — между
первыми и вторыми. Во-первых, растет
бюджетный дефицит и особенно
— бюджетные обязательства
Таблица. Бюджетный дефицит, в % ВВП6
2009 | 2010 | 2011* | 2012* | |
Мир | 6,7 | 5,5 | 4,6 | 3,8 |
Развитые страны | 8,8 | 7,5 | 6,7 | 5,4 |
США | 12,8 | 10,3 | 9,6 | 7,9 |
Еврозона | 6,4 | 6,1 | 4,2 | 3,2 |
Германия | 3,1 | 3,3 | 1,7 | 1,3 |
Великобритания | 10,3 | 10,2 | 8,5 | 7 |
Япония | 10,3 | 9,2 | 10,3 | 9,1 |
Развивающиеся страны | 4,8 | 3,7 | 2,6 | 2,3 |
Китай | 3,1 | 2,3 | 1,6 | 0,8 |
Индия | 9,7 | 8,8 | 8 | 7,6 |
Россия | 6,3 | 3,5 | 1,1 | 2,1 |
Латинская Америка | 3,6 | 2,9 | 2,3 | 2,2 |
Экспортеры нефти | 3,1 | 0,8 | -0,8 | -0,4 |