Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, источников его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия
- определить источники финансирования бюджетного дефицита
- раскрыть проблемы регулирования бюджетного дефицита в России
- рассмотреть дефицит бюджета в зарубежной практике

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие, сущность и причины возникновения бюджетного дефицита . . . . . . 4
2. Виды бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
3. Источники финансирования дефицита бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах . . . . 27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Работа состоит из  1 файл

дефицит.docx

— 62.18 Кб (Скачать документ)

    2. В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:

    • разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

    • разница между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации кредитами иностранных банков в иностранной валюте;

    •  иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

    В состав иных источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:

    • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

    • объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.

    3. Остатки средств бюджета субъекта Российской Федерации на начало текущего финансового года в объеме, определяемом законом субъекта Российской Федерации, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

    В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются, согласно ст. 96 Главы 13 БК РФ:

    • разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

    • разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

    • разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

    • разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

    • изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

    • иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

    В состав иных источников внутреннего  финансирования дефицита местного бюджета  включаются:

    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования;

    • курсовая разница по средствам местного бюджета;

    • объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

    • объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

    • объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования в валюте Российской Федерации;

    • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

    • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации.

    Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного  органа муниципального образования, могут  направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.

    Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в отличие  от источников внешнего финансирования (которые все-таки по мере погашения  основного долга имеют тенденцию  к сокращению) – это постоянно  возобновляемый ресурс заемных средств  государства и государственных  запасов. Частично этот ресурс расходуется  на погашение самих источников (государственных  займов), но он может и накапливаться.

    Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство Российской Федерации постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.

    Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление  иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных  закупок. Улучшению структуры внешних  заимствований в значительной степени  способствует получение кредитов от ведущих международных организаций. Однако внешние заимствования сопряжены  с необходимостью поддержания такой  структуры платежного баланса, когда  валютные поступления достаточны для  своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются  дополнительные сложности в регулировании  валютного курса относительно российского  рубля.

    Дефицит федерального бюджета в 2010 году составил на уровне 5,3% ВВП (2 371,9 млрд. рублей). В 2011-2013 годах объем дефицита бюджета будет постепенно сокращен: до 3,6% ВВП (1 814,0 млрд. рублей) – в 2011 году, 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. рублей) – в 2012 году и 2,9% ВВП (1 795,7 млрд. рублей) – в 2013 году5.

    В 2011 году дефицит федерального бюджета  будет на 16,0% (289,4 млрд. рублей) финансироваться  за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния, на 16,4% за счет поступлений  от приватизации федеральной собственности (298,0 млрд. рублей) и на 67,6% (1 226,6 млрд. рублей) – за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из которых 65,1% (1 180,9 млрд. рублей) составляют внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета и 2,5% (1,5 млрд. долл. США) – внешние источники  финансирования дефицита федерального бюджета).

    В 2012 году дефицит федерального бюджета  будет финансироваться на 0,4% за счет использования средств Фонда  национального благосостояния (7,5 млрд. рублей), на 15,9% - за счет поступлений  от приватизации федеральной собственности (276,1 млрд. рублей), на 83,7% (1 450,8 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе на 78,9% (1 367,9 млрд. рублей) - за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,8% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

    В 2013 году дефицит будет на 0,6% финансироваться  за счет использования средств Фонда  национального благосостояния (10,0 млрд. рублей), на 17,2% - за счет поступлений  от приватизации федеральной собственности (309,4 млрд. рублей), на 82,2% (1 476,3 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из них  на 77,6% (1 392,8 млрд. рублей) - за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,6% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

    «Чистое»  привлечение денежных средств на внутреннем и мировом финансовых рынках в течение 2011-2013 гг. составит 4 721,4 млрд. рублей, в том числе: в 2011 году – 1 432,9 млрд. рублей, в 2012 году – 1 651,8 млрд. рублей и в 2013 году – 1 636,7 млрд. рублей.

    Низкий  уровень государственного долга  позволяет проводить политику наращивания  объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Несмотря на резкое ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются на безопасном уровне: при планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга Российской Федерации. 

4. Регулирование бюджетного дефицита в России и зарубежных странах

    Государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся  экономики с устойчивыми и  эффективными международными связями  бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как  крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию  к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.

    В бюджетной политике разных стран  сейчас можно обнаружить две модели. Развитые страны упорно снижают свои бюджетные дефициты в основном за счет экономии государственных средств, а в редких, кризисных случаях (Греция, Португалия, Испания) — и за счет аккуратного повышения налогов. Наоборот, страны, получающие сверхдоходы от высокой цены нефти, резко увеличивают бюджетные траты — в основном социальные и расходы на инфраструктуру.

    У России оказался свой путь — между  первыми и вторыми. Во-первых, растет бюджетный дефицит и особенно — бюджетные обязательства будущих  лет, ведущие к росту расходов. Но пока дефицит низок, как и госдолг, рынки не требуют от России никаких  чрезвычайных мер по сокращению дефицита. Тем не менее правительство обсуждает повышение с 2013 года страховых взносов с оплаты труда до 34%. Роста дефицита, однако, это не остановит.

Таблица. Бюджетный дефицит, в % ВВП6 

  2009 2010 2011* 2012*
Мир 6,7 5,5 4,6 3,8
Развитые  страны 8,8 7,5 6,7 5,4
США 12,8 10,3 9,6 7,9
Еврозона 6,4 6,1 4,2 3,2
Германия 3,1 3,3 1,7 1,3
Великобритания 10,3 10,2 8,5 7
Япония 10,3 9,2 10,3 9,1
Развивающиеся страны 4,8 3,7 2,6 2,3
Китай 3,1 2,3 1,6 0,8
Индия 9,7 8,8 8 7,6
Россия 6,3 3,5 1,1 2,1
Латинская Америка 3,6 2,9 2,3 2,2
Экспортеры  нефти 3,1 0,8 -0,8 -0,4

Информация о работе Бюджетный дефицит