Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа
В данной работе предлагается широкий взгляд на проблемы бюджетного федерализма, предпринята попытка рассмотреть теоретические и отчасти прикладные вопросы конституционно-правовой проблематики бюджетного федерализма в России.
Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия Бюджетный федерализм……………………………………………………………..………….4
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации …………………..8
2.1. Форма государственного устройства России………………………………8
2.2. Модели федерализма 1990'х годов………………………………………….9
2.3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время....11
2.4. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время…………………………………………………………………………...…18
Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом……………………………...….28
3.1. Американская модель бюджетного федерализма…………………...……28
3.2. Элементы бюджетного федерализма в ФРГ………………………………31
3.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………...…….34
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список литературы………
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Бюджетный федерализм
Факультет
_______________________ Исполнитель:
___________________
Кафедра _________________________ Руководитель: ___________________
Дата защиты___________________
Оценка _____________
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, принципы и
экономическая сущность понятия
Бюджетный федерализм…………………………
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации …………………..8
2.1. Форма государственного устройства России………………………………8
2.2. Модели федерализма 1990'х годов………………………………………….9
2.3. Бюджетный федерализм
в Российской Федерации в
2.4. Актуальные проблемы
бюджетного федерализма в
Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом……………………………...….28
3.1. Американская модель
бюджетного федерализма………………….
3.2. Элементы бюджетного
федерализма в ФРГ………………………………
3.3. Основные различия
и сходства между моделями
бюджетного федерализма в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Одной из основных характеристик
федеративного государства
Поэтому неудивительно, что множество дискуссий, так или иначе, затрагивает сложную проблему федерализма и разделения политических и финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время ведутся различные переговоры на тему развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России.
В данной работе предлагается
широкий взгляд на проблемы бюджетного
федерализма, предпринята попытка
рассмотреть теоретические и
отчасти прикладные вопросы конституционно-
Основная цель исследования
состоит в системном анализе
общих принципов и
1 Понятие, принципы и экономическая сущность понятия бюджетный федерализм
Одной из центральных проблем упорядочения бюджетной системы страны и взаимоотношений Федерации и регионов является проведение в жизнь принципа бюджетного федерализма. Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.
В последнее десятилетие
экономические и политические структуры
Российской Федерации развивались
достаточно быстрыми темпами. В политической
системе произошли сдвиги в сторону
более демократичной и
Основу бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, заложенные в Конституции РФ.
В ведении Российской Федерации в области федерализма находятся:
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в области федерализма находятся:
Вне пределов ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
По предметам ведения
Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и других нормативных правовых актов. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
Бюджетный федерализм основывается на принципах, под которыми понимают такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:
2 Бюджетный федерализм в Российской Федерации
2.1 Форма государственного устройства России
Форма государственного устройства
- элемент формы государства, характеризующий
внутреннюю структуру государства,
способ его политического и
1) унитарная (простое,
единое государство; в нем
2) федерация (сложное,
союзное государство, части
3) конфедерация (форма объединения государств, сохраняющих свой университет, например, существовавший в 1982-1989гг Сенегамбия).
Российская Федерация - это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа Конституция Российской Федерации. В ст.5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Российская административная система состоит из трех уровней. Федеральное (центральное) правительство является первым уровнем. Второй уровень включает 89 субъектов Федерации, которые характеризуются определенной степенью автономности по отношению к федеральному правительству. Статус субъектов Федерации претерпевал значительные изменения по мере того, как они требовали большей степени независимости. Третий уровень администрации состоит из местных органов власти. Сюда входит более 28 000 местных органов власти, которые включают органы власти крупных городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), городских районов, малых городов, поселков городского типа и сельские администрации. Однако, поскольку бюджеты местных органов власти сильно зависят от региональных бюджетов, можно сказать, что российская система федерализма в финансовом отношении представляет собой скорее два, а не три уровня: федеральное правительство, с одной стороны, и региональные и местные органы власти с другой.
2.2 Модели федерализма 1990'х годов
Первые реформы зарождающейся
российской демократии, проведенные
при президенте Борисе Ельцине, привели
к модели федерализма, характеризующейся
быстрой и упрощенной политической
и финансовой децентрализацией (1991-1993
гг.) В рамках этого политического
сценария власть быстро перешла в
руки региональных органов власти,
что значительно ослабило федеральное
правительство. Многие регионы объявили
о своей юридической, экономической
и институциональной