Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа
В данной работе предлагается широкий взгляд на проблемы бюджетного федерализма, предпринята попытка рассмотреть теоретические и отчасти прикладные вопросы конституционно-правовой проблематики бюджетного федерализма в России.
Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия Бюджетный федерализм……………………………………………………………..………….4
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации …………………..8
2.1. Форма государственного устройства России………………………………8
2.2. Модели федерализма 1990'х годов………………………………………….9
2.3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время....11
2.4. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время…………………………………………………………………………...…18
Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом……………………………...….28
3.1. Американская модель бюджетного федерализма…………………...……28
3.2. Элементы бюджетного федерализма в ФРГ………………………………31
3.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………...…….34
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список литературы………
Несмотря на то, что законодательство запрещает регионам принимать какие-либо решения, ведущие к нарушению единого экономического пространства страны, руководство регионов постоянно нарушает эти требования. Наиболее распространенными нарушениями являются запрет на вывоз определенных продуктов из региона и введение региональных сертификационных марок, цена которых отличается в зависимости от того, произведен ли товар внутри или вне региона.
Более 40 регионов, в первую очередь зернопроизводящих, вводили те или иные ограничения на вывоз продовольствия. Помимо прямого запрета, региональные власти могут настолько затруднить оформление сопроводительных документов, необходимых для вывоза сельскохозяйственных продуктов, что их экспорт из региона становится невыгодным.
Помимо контроля над вывозом, многие регионы вводят ограничения на ввоз продукции из других регионов. Многие регионы самостоятельно осуществляют маркирование продукции специальными голограммами, защищенными от подделок. При этом их стоимость, как правило, устанавливается неодинаковой в отношении товаров, произведенных в самом регионе, и товаров, поступающих из других регионов. Чаще всего подобная дискриминация касается алкогольной продукции. Так, в Саратовской области был введен специальный местный акцизный сбор на привозную водку.
4. «Мягкие бюджетные ограничения»
Одним из наиболее показательных примеров мягких бюджетных ограничений стала ситуация с задолженностью по заработной плате бюджетников в середине девяностых. Региональные власти сознательно накапливали такую задолженность, шантажируя центральное правительство массовым недовольством работников бюджетной сферы.
5. Институциональная
Как уже отмечалось выше,
в течение девяностых годов под
давлением регионов происходило
изменение распределения
3 Бюджетный федерализм за рубежом
Жизнеспособность существующих федеративных систем свидетельствует в пользу многообразия моделей распределения доходов и расходов по уровням власти и предоставления различных видов финансовой помощи. Выделяют две модели построения эффективных финансовых взаимоотношений между центром и территориями в зависимости от степени жесткости закреплений «правил игры».
В основе первой модели - централизованное
принятие решений в области
Вторая модель построения межбюджетных отношений базируется на тезисе о невозможности раз и навсегда разделить права и обязанности между уровнями бюджетной системы. Ее также называют децентрализованной моделью принятия решений. Децентрализованная модель характерна для большинства экономически развитых стран.
В своей курсовой
работе я покажу также модели
построения бюджетного
3.1 Американская модель бюджетного федерализма
Основные черты американского федерализма - децентрализация бюджетных полномочий, демократический характер отношений между уровнями власти, доказанная практикой способность к значительным изменениям (адаптивность).
Характерные черты системы межбюджетных отношений в США относительная гибкость, прочность и устойчивость. В соответствии с государственным устройством США система государственных финансов страны делится на три уровня: федеральный, уровень штатов и уровень местных органов власти. Важная особенность: большая часть расходов на каждом из уровней финансируется за счет собственных источников поступлений. При этом в конце XX века за счет федерального бюджета обеспечивалось в совокупности 60-65 процентов государственных расходов по всем уровням.
Деление доходов и расходов по уровням между собой совпадает не всегда. Ибо в течение длительного “дефицитного” периода (1969 --1998 финансовые годы) практически весь дефицит по консолидированному бюджету ложился на федеральные финансы. Через федеральный бюджет сейчас перераспределяется 19-20 процентов ВВП (около 2 трлн. долл.), через консолидированный 30-32 процента, но еще 12-13 процентов ВВП “весят” федеральные налоговые льготы. Так что государство на всех уровнях прямо влияет на распределение 43-44 процентов ВВП.
Основная доля бюджетных
доходов каждого уровня приходится
на налоги. Виды взимаемых налогов,
их ставки, суммы сборов распределяются
по уровням так, чтобы оптимально
удовлетворить потребности
В США, как федеративном государстве, существуют три бюджетных уровня: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Налоговые поступления являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней, но их характер очень различен. Так, доходная часть федерального бюджета США в основном формируется за счет прямых налогов, что же касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется, прежде всего, за счет косвенных налогов.
Некоторые налоги собираются на всех уровнях (но по разным схемам и ставкам), некоторые только на одном из уровней. На каждом уровне основу бюджетных доходов образует “опорный налог”. В федеральном бюджете это подоходные налоги (индивидуальные дают 42-47 процентов, налоги с корпораций 9-12 процентов всех поступлений). Главный доход штатам дает налог на продажи (28-29 процентов совокупных поступлений по всем штатам). До 23 процентов всех поступлений образуют суммы финансовой поддержки из федерального бюджета. Ею охвачены в разной степени все штаты.
Особенность американской системы заключается в том, что полномочия в области налогообложения всех штатов и федерального правительства практически независимы.
В США широкое распространение получил следующий подход: обеспечение сбора налогов на так называемые мобильные объекты обложения (заработная плата, предпринимательский доход) на федеральном уровне Ж. «Финансы» №8 2004г. стр.26. Это связано с попыткой некоторых регионов переложить налоговое бремя на соседний регион.
В бюджетах местного уровня около 29 процентов совокупных поступлений по всей территории США дают налоги на имущество. До трети всех средств местные бюджеты получают от правительств штатов плюс еще 5-6 процентов из федерального бюджета. Бюджетная помощь обычно носит программно-целевой характер. В частности, федеральная помощь направляется, как правило, на финансирование программ образования, здравоохранения, социальной помощи. Еще при Рональде Рейгане федеральному центру пришлось осуществить болезненное с точки зрения социальной стабильности сокращение доли субсидий федерального правительства в доходах штатов.
Основные статьи расходов на каждом уровне свои. На федеральном уровне это общенациональные задачи: оборона, базовое социальное обеспечение, международные проблемы, фундаментальная наука и т. п. На уровнях штатов и местной власти расходные статьи максимально приближены к функциям жизнеобеспечения населения. Прежде всего, это образование и содержание библиотек, социальные пособия, здравоохранение, полиция и исправительная система, дороги, пожарная охрана и коммунальное хозяйство.
Сложившаяся в США система Бюджетного федерализма не идеальна, работает с напряжением, подвергается критике. Но в целом выполняет поставленные задачи удовлетворительно.
3.2 Элементы бюджетного федерализма в ФРГ
Сходство исторического
опыта Германии и России, в частности
фактора «институционального
Немецкий опыт федерализма,
в том числе бюджетного, вплоть
до последнего времени находился
в тени американского опыта, основанного
на идеях так называемого
Философия немецкого подхода заключается в следующем: страна, которая стремится быть федеративной, единообразие условий жизни (включая обычные общественные услуги) ценит выше разнообразия.
Основой формирования нормально
функционирующей системы
Основным источником доходной части государственного бюджета в Германии (как и в России) являются налоги. Распределение налогов в Германии четко прописано в Основном законе страны. Некоторые из них полностью поступают одному субъекту, другие распределяются в определенной пропорции между несколькими получателями. При этом каждый уровень власти имеет свой источник доходов, достаточный для финансовой автономии. Так, федеральный центр получает полностью акцизы на бензин, табак, кофе, часть таможенных пошлин. Землям достаются налоги на имущество, наследство, автомобили, лотереи и пиво, а общинам - на землю, местные налоги на потребление, большая часть промыслового налога Ж. «Вопросы экономики» 2005г. №9. стр. 119.
Значительная часть налоговых
источников в ФРГ закреплена за федеральным
центром. В результате, последний
получает большие возможности по
проведению вертикального и
Система “вертикального выравнивания”: распределение налогов между корпорациями публичного права (согласно ст. 106 Основного закона Германии)
Федерация |
Федерация и земли совместно |
Земли |
Общины |
Федеральные налоги: - таможенные пошлины - монополия на спиртные напитки - налог с оборота капиталов - налог на страхование - налог с обменных операций - налог в рамках ЕС - компенсационные сборы
налоги на потребление (за Доля от общих налогов: - подоходный налог и налог на заработную плату (42,5%) - налог на скидку с процентной ставки (44%) - налог на прибыль корпораций (50%) - налог с оборота (НДС) |
Общие налоги: - подоходный налог - налог на заработную плату - налог на скидку с процентной ставки - налог на прибыль корпораций - налог с оборота (НДС)
Доля от промыслового налога |
Земельные налоги: - имущественный налог - налог на наследство - налог с автомобилей - налог на покупку земельных участков - налог на пиво - налог с игорных учреждений - налог на пожарную охрану
Доля от общих налогов: - подоходный налог и налог на заработную плату (42,5%) - налог на скидку с процентной ставки (44%) - налог на прибыль корпораций (50%) - налог с оборота (НДС) |
Коммунальные налоги: - промысловый налог - земельный налог - местные налоги (на владельцев
собак, на охотников, на
Доля от общих налогов: - доля от подоходного налога и налога на заработную плату (15%) - доля от налога на скидку с процентной ставки (12%)
|