Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа
В данной работе предлагается широкий взгляд на проблемы бюджетного федерализма, предпринята попытка рассмотреть теоретические и отчасти прикладные вопросы конституционно-правовой проблематики бюджетного федерализма в России.
Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия Бюджетный федерализм……………………………………………………………..………….4
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации …………………..8
2.1. Форма государственного устройства России………………………………8
2.2. Модели федерализма 1990'х годов………………………………………….9
2.3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время....11
2.4. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время…………………………………………………………………………...…18
Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом……………………………...….28
3.1. Американская модель бюджетного федерализма…………………...……28
3.2. Элементы бюджетного федерализма в ФРГ………………………………31
3.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………...…….34
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список литературы………
Особенностью вертикального
выравнивания в Германии является то,
что доходы от общих налогов за
исключением НДС делятся
В Германии выравнивание территориальных
диспропорций осуществляется за счет
разумного распределения
Опыт ФРГ весьма полезен и интересен для России, особенно интересны некоторые аспекты в области вертикального и горизонтального выравнивания. Но при этом не стоит слепо копировать всю немецкую модель, необходимо адаптировать ее под российские условия.
3.3 Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом
На сегодняшний день наиболее
актуальной является выработка стратегии
развития бюджетного федерализма, в
этой связи для России весьма полезен
опыт зарубежных стран. Проводя параллели
между различными системами можно
составить оптимальную
Особенностью американской системы как было сказано выше то, что полномочия в области налогообложения всех штатов и федерального правительства практически независимы. При условии соблюдения конституционных положений штаты вправе вводить любые налоги по любым ставкам. В России такие полномочия у субъектов Федерации отсутствуют, В Налоговом Кодексе РФ определено, какие налоги имеет право взимать субъекты Федерации. Они уполномочены определять только ставку налога в определенных рамках. Правительство США всегда осуществляет администрирование своими собственными налогами, а местные органы власти могут вводить свои дополнения к налогам штатов. Распределяемые налоги, которые являются отличительной чертой немецкой фискальной системы, в США практически отсутствуют. Для России характерны распределяемые налоги, в отличие от США.
Для устранения существующих
горизонтальных диспропорций используются
главным образом целевые
На первый взгляд децентрализованная
модель принятия решений, характерная
для США, по распределению бюджетных
полномочий обладает одним важнейшим
преимуществом перед
Недостатками
Исходные предпосылки
формирования федеративного строя
в России в корне отличны от
США. У российского федерализма
есть ряд специфических
ФРГ более схожа с Россией, как в истории образования, так и в истории развития. Но при этом у каждой страны существуют свои особенности и отличия. Рассмотрим их.
В Германии главными административно-
В России распределение компетенций строится на тех же принципах, но оно недостаточно четкое и не имеет прочной нормативной базы.
В Германии в соответствии
с Основным законом федерация
и земли в финансовом отношении
независимы и ведут бюджетное
хозяйство самостоятельно, общины же
являются частью земель, и их бюджеты
подконтрольны землям. Таким образом,
в Германии сложилась трехуровневая
система бюджетных
В Конституции России вообще нет раздела, посвященного финансовым вопросам. Многие аспекты межбюджетных взаимоотношений регулируются принимаемыми ежегодно законами о федеральном бюджете, но в них оговариваются вопросы, связанные только с Федерацией и ее субъектами, т. е. в России на федеральном уровне закреплена двухуровневая система бюджетных взаимоотношений.
В целом и по общим принципам организации межбюджетных отношений, и по степени децентрализации бюджетной системы Россия и Германия вполне сопоставимы друг с другом. Однако за сходной внешней формой кроются весьма различные механизмы регулирования межбюджетных отношений.
Основным источником доходной части государственного бюджета, как в Германии, так и в России являются налоги. Также сходной чертой является большое количество распределительных налогов.
Российская система
В отличие от Германии в России горизонтальное перераспределение почти отсутствует. Существующий фонд финансовой поддержки субъектов Федерации является лишь аналогом дополнительных субсидий федерации в Германии.
В области разграничения источников опыт РФ во многом схож с опытом ФРГ: в обеих странах установлено единообразное законодательство по всем важнейшим вопросам, а также единая налоговая система по всей федерации.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что применить германскую модель в России в чистом виде в системе перераспределения бюджетных ресурсов из-за наличия диспропорций между субъектами Федерации, как в доходах, так и в расходах на душу населения не представляется возможным. Ее необходимо адаптировать к специфике России.
Заключение
Бюджетный федерализм жизненно
важен для интеграции Российского
государства, отличающегося не только
своими масштабами, но и многообразием
регионов, разностью в их развитии.
В многонациональной России бюджетный
федерализм способствует, с одной
стороны, реализации общепризнанных принципов
равноправия и самоопределения
народов, росту национального
В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, а сколько от того, чтобы оптимальная модель федерализма была гибкой, т.е. вовремя становиться то более централизованной, то более децентрализованной.
Необходимо признать, что
в настоящее время бюджетный
федерализм в Российской Федерации
развит недостаточно. Сложившаяся слабая
модель политического и бюджетного
федерализма ограничивает эффективное
экономическое и политическое развитие,
снижает действенность
Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
Список литературы
1. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: «Дашков и Ко», 2007.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2006.
3. Виноградов В. В. Экономика России. - М.: Юристъ, 2002.
4. Журнал «Вопросы экономики» 2005г. №9.
5. Журнал «Финансы» 2004г. №8
6. Конституция Российской Федерации 1993. - М.: Наука.
7. Лавров А. Бюджетный
федерализм и финансовая
8. Шуба В. Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей Финансы, 2004, № 8.