Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:30, курсовая работа
В данной работе предлагается широкий взгляд на проблемы бюджетного федерализма, предпринята попытка рассмотреть теоретические и отчасти прикладные вопросы конституционно-правовой проблематики бюджетного федерализма в России.
Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Понятие, принципы и экономическая сущность понятия Бюджетный федерализм……………………………………………………………..………….4
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации …………………..8
2.1. Форма государственного устройства России………………………………8
2.2. Модели федерализма 1990'х годов………………………………………….9
2.3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время....11
2.4. Актуальные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время…………………………………………………………………………...…18
Глава 3. Бюджетный федерализм за рубежом……………………………...….28
3.1. Американская модель бюджетного федерализма…………………...……28
3.2. Элементы бюджетного федерализма в ФРГ………………………………31
3.3. Основные различия и сходства между моделями бюджетного федерализма в России и за рубежом……………………………………...…….34
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список литературы………
В целом федерализм не является приоритетным направлением, и реформа межбюджетных отношений играет подчиненную роль по отношению к другим реформам. Другие основные структурные реформы общественных институтов, таких как правовая система, плохо скоординированы или вообще не скоординированы с текущей реформой межбюджетных отношений. Это объясняется тем, что федеральное правительство еще не сформулировало долгосрочную стратегию социального и экономического развития страны, которая позволила бы координировать экономическую и финансовую деятельность всех членов Федерации.
С моей точки зрения, те достижения, которые были получены в результате реализации программы бюджетного федерализма, а о них тут говорилось, и они на самом деле бесспорны. Но есть одно обстоятельство, которое не позволяет благостно смотреть на эту реализацию. Дело в том, что по формальным критериям -- да, у нас есть и распределение полномочий, и распределение доходных источников, распределение расходных полномочий аккуратное по всем уровням. Но на самом деле мы в результате получили не бюджетный федерализм. Бюджетный федерализм - это не самоцель, а инструмент реализации федеративным государством своих функций. В России же наоборот мы средствами бюджетного федерализма хотим как-то сохранить наше федеративное устройство.
2.4 Основные проблемы бюджетного федерализма в России в настоящее время
В области бюджетного федерализма
в настоящее время существует
множество крупных правовых проблем.
К числу таковых следует
Отсутствуют базовые законы в сфере федерализма. Этот пробел восполняют внутригосударственные договоры и соглашения, способствующие конкретизации общих принципов и направлений государственной, региональной и национальной политики. Заключено 42 договора с органами власти 46 субъектов РФ и более 250 соглашений.
Представляется, что для
правового обеспечения
Самым важным недостатком
современной модели бюджетного федерализма
в России является то, что федерализм
имеет отношение больше к федеральному
правительству, чем к эффективным
экономическим и финансовым отношениям
между федеральным
Продолжающаяся модернизация бухгалтерского учета и отчетности повышает открытость российской системы бюджетного федерализма, но еще больше централизует ее. На практике это позволяет правительствам более высокого уровня осуществлять надзор и контроль за местными финансами, однако не облегчает доступ населения и инвесторов к региональной и местной информации финансового характера и не способствует росту финансовой ответственности региональных и местных органов власти.
Бухгалтерские отделы большинства местных и региональных органов власти загружены ненужной бюрократической отчетностью и имеют раздутый штат сотрудников по сравнению с бухгалтериями в более развитых европейских странах. Наиболее действенным стимулом финансовой открытости в России продолжают оставаться федеральный надзор и контроль вместо усиления подотчетности или более автономного руководства на региональном и местном уровнях. Федеральные и региональные казначейства часто злоупотребляют властью и играют роль «финансовой полиции» для бюджетных организаций на региональном и местном уровнях. Вместо того чтобы просто выполнять функции расчетно-кассового обслуживания и предоставлять услуги по управлению ликвидностью для бюджетных организаций, казначейства иногда принимают на себя такую важную функцию региональных и местных правительств, как контроль над эффективностью бюджетных расходов, потребности в закупках, и влияют на принятие других региональных и местных деловых решений. Предложенные поправки к Бюджетному кодексу требуют, чтобы все расчетные операции региональных бюджетов совершались через федеральное казначейство.
Популистские финансовые
кампании, организованные федеральным
правительством, такие как массовые
выплаты задолженностей по зарплате
бюджетникам, полностью игнорируют
рамки политического
Весьма актуальной остается
и проблема формирования и управления
бюджетами муниципальных
Принят ряд федеральных законов и более 1300 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления. Кроме того, наблюдается процесс принятия законов, связанных с передачей органам местного самоуправления исполнения ряда государственных полномочий без их правовой увязки с федеральным законодательством.
Бюджетному федерализму
в России для дальнейшего развития
и эффективного действия не хватает
Конституционного закрепления. Существующие
пробелы в Конституции, касающиеся
общих вопросов бюджета, бюджетного
процесса, бюджетного выравнивания и
других, порождают проблемы в текущем
законодательстве (коллизию норм, например).
Неопределенность содержания законодательного
регулирования, допускает возможность
неограниченного усмотрения в процессе
правоприменения и ведет к
произволу, а значит - к нарушению
принципов равенства и
Взаимодействие между федеральным и региональными бюджетами проявляется в полной мере через механизм предоставления межбюджетных трансфертов. В интересах федерального центра разработать и довести до регионов рекомендации по программам бюджетного оздоровления, следование которым будет важнейшим условием выделения финансовой помощи. Оздоровлению региональных бюджетов будет способствовать упорядочение бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета, их соответствие федеральной бюджетной классификации, консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов, казначейское исполнение бюджетов.
Выход из этой ситуации видится
в реальной децентрализации бюджетной
системы, четком разграничении налогово-
В существующей на данный момент в России системе бюджетного федерализма нарушаются большинство необходимых условий ее эффективного функционирования:
1. Нечеткая иерархия. Существующая
система характеризуется
Значительная часть
Существующее законодательство практически не ограничивает размеры населенного пункта, на территории которого образуется муниципалитет. В результате в некоторых регионах произошло формирование местного самоуправления по поселенческому типу, когда муниципалитеты формируются не только в границах районов и крупных городов, но и в границах сельских советов, состоящих из нескольких сельских поселений. Это приводит к возникновению огромного количества муниципальных образований (в Оренбургской области их число доходит до 578), а также к их значительной неоднородности по размеру и населению. В результате большинство местных органов власти оказываются практически не в состоянии осуществлять самостоятельную политику, и региональным органам власти приходится формировать промежуточные уровни власти и брать на себя часть полномочий местных властей.
2. Отсутствие субнациональной
автономии. Региональные и
К числу неформальных методов проведения фискальной политики относятся использование денежных суррогатов, внебюджетных фондов, преднамеренных процедур банкротства, заключение сделок с предприятиями, влияние на фискальные органы, осуществляющие сбор налогов.
3. Отсутствие единого
рынка. На данный момент