Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:52, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе являются теоретические основы бюджетного процесса. Предметом исследования является Российское законодательство, монографии и иная научная литература.
В связи с этим, при написании поставлены следующие задачи - прежде всего: общая характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации и его основных принципов.
Во- вторых, рассмотреть стадии бюджетного процесса.
Введение……………………………………….…………………………2
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы...……...……3
Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………8
2.1. Стадия составления проекта бюджета……..………………………8
2.2. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета…………………...10
2.3. Стадия исполнения бюджета…………………………………….....12
Глава 3. Отчет об исполнении бюджета………………………………..14
Заключение………………………...………………………………….…16
Список используемой литературы……………………………………...17
Содержание:
Введение……………………………………….………………
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы...……...……3
Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………8
2.1. Стадия составления проекта бюджета……..………………………8
2.2. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета…………………...10
2.3. Стадия исполнения бюджета…………………………………….....12
Глава 3. Отчет об исполнении бюджета………………………………..14
Заключение………………………...……………………
Список используемой литературы……………………………………...17
Введение
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия - федеральное государство, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджет государства должен
обеспечивать необходимым финансированием
социально-экономическое
Государственный бюджет занимает
центральное место в финансовой
системе любого государства - имеющий
силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на
текущий (финансовый) год. Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет
бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Объектом исследования в курсовой работе являются теоретические основы бюджетного процесса. Предметом исследования является Российское законодательство, монографии и иная научная литература.
В связи с этим, при написании поставлены следующие задачи - прежде всего: общая характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации и его основных принципов.
Во- вторых, рассмотреть стадии бюджетного процесса.
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Это законодательное понятие бюджетного процесса, которое дает статья 6 Бюджетный кодекс Российской Федерации, также существуют научные понятия бюджетного процесса.
Так, по мнению В.А. Парыгиной, А.А. Тедеева, под бюджетным процессом следует понимать деятельность следующего круга субъектов: органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса [9]
По мнению Химичевой Н.И., бюджетный процесс - это регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета. В ст. 6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, где не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Представляется, что это не совсем верно так как именно отчет об исполнении бюджета обеспечивает обратную связь в бюджетной деятельности государства и делает эту деятельность прозрачной. [11]
Бюджетный процесс - составная часть бюджетного права, а точнее - один из правовых институтов, входящих в подотрасль «бюджетное право». Бюджетный процесс как правовой механизм направлен на принятие реального бюджета, законов (решений) о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на эффективное их исполнение.
В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс РФ (ст. 151-280). Однако, учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, бюджетный процесс имеет место на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.
Задачами и целями бюджетного
процесса являются: организация формирования,
распределения и использования
бюджета - централизованного фонда
денежных средств; выявление возможных
резервов поступления ресурсов в
собственность публично-
Одной из гарантий реализации
задач и целей бюджетного процесса
является соблюдение требований, подчиняющих
бюджетный процесс как особый
вид деятельности уполномоченных органов.
Эти требования следует обозначить
в качестве "принципов бюджетного
процесса". Под принципами бюджетного
процесса понимаются основополагающие
требования, предъявляемые к осуществлению
деятельности уполномоченных субъектов,
развивающейся в рамках бюджетных
отношений процессуального
Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в три группы:
1) общеправовые принципы бюджетного процесса;
2) принципы бюджетного
процесса, вытекающие из принципов,
свойственных бюджетной
3) принципы, отражающие сущность
бюджетного процесса как
Общеправовые принципы бюджетного
процесса представляют собой требования
общего характера к деятельности
уполномоченных субъектов в рамках
бюджетного процесса, правовые границы
бюджетных процессуальных правоотношений.
Такие требования предъявляются
не только к бюджетным процессуальным
правоотношениям, но и к правовым
отношениям вообще. Указанными требованиями
являются, например: законность, подконтрольность,
разграничение компетенции
Пешкова Х.В. в своей монографии дает характеристику принципам бюджетного процесса на основе обзора судебной практики.
По ее мнению, первоочередное
значение для функционирования любых
правоотношений имеет принцип законности.
Законодательство предусматривает
требования к содержанию правового
акта о бюджете. Сформированный в
ходе бюджетного процесса бюджет только
в том случае будет отвечать критерию
законности, если его содержание будет
соответствовать нормативным
Следующий принцип бюджетного процесса общего характера - подконтрольность. Бюджетный контроль осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Он осуществляется в ходе составления проектов бюджетов всех уровней, в том числе бюджетов внебюджетных фондов, в ходе рассмотрения и утверждения законопроектов о бюджетах, в ходе исполнения бюджетов и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Особое значение имеет бюджетный контроль на стадии исполнения бюджета, в рамках которого происходят два важнейших для функционирования бюджета процесса - непосредственная мобилизация денежных средств в бюджет (формирование доходов), а также выделение из бюджета средств получателям бюджетных средств (использование средств в порядке расходования).
Не меньшее значение для осуществления бюджетного процесса имеет принцип разграничения компетенции органов власти в бюджетном процессе.
Участниками бюджетного процесса
являются следующие субъекты: Президент
РФ; высшее должностное лицо субъекта
РФ, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы
государственной власти и представительные
органы местного самоуправления; исполнительные
органы государственной власти (исполнительно-
Перейдем ко второй группе принципов - принципам бюджетного процесса, вытекающим из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом.
Принцип самостоятельности
бюджетов как принцип бюджетного
процесса в числе прочих характеристик
подразумевает право и
Заслуживает внимания также
принцип полноты отражения
Особое значение для бюджетного процесса имеет принцип единства кассы (ст. ст. 38.2, 215.1 БК РФ). Согласно ст. 38.2 Бюджетного кодекса РФ, принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений (доходов) и осуществление всех кассовых выплат (расходов) с использованием единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. Под единым счетом бюджета понимается счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (ст. 6 БК РФ).
Особенности бюджетного процесса
как разновидности юридического
процесса, формы деятельности уполномоченных
государством органов проявляются
в специальных принципах
Принцип периодичности бюджетного
процесса связан с тем, что для
большинства бюджетных