Бюджетный процесс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в курсовой работе являются теоретические основы бюджетного процесса. Предметом исследования является Российское законодательство, монографии и иная научная литература.
В связи с этим, при написании поставлены следующие задачи - прежде всего: общая характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации и его основных принципов.
Во- вторых, рассмотреть стадии бюджетного процесса.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………2
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы...……...……3
Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………8
2.1. Стадия составления проекта бюджета……..………………………8
2.2. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета…………………...10
2.3. Стадия исполнения бюджета…………………………………….....12
Глава 3. Отчет об исполнении бюджета………………………………..14
Заключение………………………...………………………………….…16
Список используемой литературы……………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 43.84 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение……………………………………….…………………………2

Глава 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы...……...……3

Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………8

2.1. Стадия составления проекта бюджета……..………………………8

2.2. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета…………………...10

2.3. Стадия исполнения бюджета…………………………………….....12

Глава 3. Отчет об исполнении бюджета………………………………..14

Заключение………………………...………………………………….…16

Список используемой литературы……………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Бюджет государства играет значительную роль в политической и  хозяйственной жизни страны. В  связи с тем, что Россия - федеральное  государство, под бюджетом государства  понимают бюджет России (федеральный  бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием  социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства  осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Государственный бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства - имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный  кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления». Актуальность выбранной темы заключается  в том, что как государственный так и местный бюджет как основной финансовый план территории действует строго определенное время и требует обновления. Это обусловлено происходящими в обществе социально-экономическими изменениями. В связи с этим государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют периодически деятельность по формированию нового финансового плана и принимают меры по его реализации. Эта деятельность состоит из стадий: составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета. Эти три стадии в совокупности называются бюджетным процессом.

Объектом исследования в  курсовой работе являются теоретические  основы бюджетного процесса. Предметом  исследования является Российское законодательство, монографии и иная научная литература.

В связи с этим, при  написании поставлены следующие  задачи - прежде всего: общая характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации  и его основных принципов.

Во- вторых, рассмотреть стадии бюджетного процесса.

 

 

 

Глава 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы

 

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством Российской Федерации  деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Это законодательное понятие  бюджетного процесса, которое дает статья 6 Бюджетный кодекс Российской Федерации, также существуют научные  понятия бюджетного процесса.

Так, по мнению В.А. Парыгиной, А.А. Тедеева, под бюджетным процессом следует понимать деятельность следующего круга субъектов: органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса [9]

По мнению Химичевой Н.И., бюджетный процесс - это регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета. В ст. 6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, где не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Представляется, что это не совсем верно так как именно отчет об исполнении бюджета обеспечивает обратную связь в бюджетной деятельности государства и делает эту деятельность прозрачной. [11]

Бюджетный процесс - составная часть бюджетного права, а точнее - один из правовых институтов, входящих в подотрасль «бюджетное право». Бюджетный процесс как правовой механизм направлен на принятие реального бюджета, законов (решений) о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на эффективное их исполнение.

В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный  процесс, является Бюджетный кодекс РФ (ст. 151-280). Однако, учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, бюджетный процесс имеет место на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.

Задачами и целями бюджетного процесса являются: организация формирования, распределения и использования  бюджета - централизованного фонда  денежных средств; выявление возможных  резервов поступления ресурсов в  собственность публично-правовых образований  для реализации функций государства  на различных территориальных уровнях; эффективное распределение бюджетных  ресурсов между различными субъектами в целях обеспечения функционирования государства; контроль за "движением" бюджетных средств от момента  их формирования до момента использования; исключение нецелевого использования средств и др.

Одной из гарантий реализации задач и целей бюджетного процесса является соблюдение требований, подчиняющих  бюджетный процесс как особый вид деятельности уполномоченных органов. Эти требования следует обозначить в качестве "принципов бюджетного процесса". Под принципами бюджетного процесса понимаются основополагающие требования, предъявляемые к осуществлению  деятельности уполномоченных субъектов, развивающейся в рамках бюджетных  отношений процессуального характера  и направленной на своевременное  и качественное осуществление стадий бюджетного процесса.

Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в три группы:

1) общеправовые принципы  бюджетного процесса;

2) принципы бюджетного  процесса, вытекающие из принципов,  свойственных бюджетной системе  государства в целом;

3) принципы, отражающие сущность  бюджетного процесса как специфической  сферы формирования и развития  бюджетных правоотношений.

Общеправовые принципы бюджетного процесса представляют собой требования общего характера к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, правовые границы  бюджетных процессуальных правоотношений. Такие требования предъявляются  не только к бюджетным процессуальным правоотношениям, но и к правовым отношениям вообще. Указанными требованиями являются, например: законность, подконтрольность, разграничение компетенции органов  власти в бюджетном процессе.

Пешкова Х.В. в своей монографии дает характеристику принципам бюджетного процесса на основе обзора судебной практики.

По ее мнению, первоочередное значение для функционирования любых  правоотношений имеет принцип законности. Законодательство предусматривает  требования к содержанию правового  акта о бюджете. Сформированный в  ходе бюджетного процесса бюджет только в том случае будет отвечать критерию законности, если его содержание будет  соответствовать нормативным установлениям.

Следующий принцип бюджетного процесса общего характера - подконтрольность. Бюджетный контроль осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Он осуществляется в ходе составления  проектов бюджетов всех уровней, в том  числе бюджетов внебюджетных фондов, в ходе рассмотрения и утверждения  законопроектов о бюджетах, в ходе исполнения бюджетов и утверждения  отчетов об исполнении бюджетов. Особое значение имеет бюджетный контроль на стадии исполнения бюджета, в рамках которого происходят два важнейших  для функционирования бюджета процесса - непосредственная мобилизация денежных средств в бюджет (формирование доходов), а также выделение из бюджета средств получателям бюджетных средств (использование средств в порядке расходования).

Не меньшее значение для  осуществления бюджетного процесса имеет принцип разграничения  компетенции органов власти в  бюджетном процессе.

Участниками бюджетного процесса являются следующие субъекты: Президент  РФ; высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк РФ; органы государственного (муниципального) финансового контроля и другие субъекты (ст. ст. 152 - 154 БК РФ). Из приведенного перечня видно, что  в качестве участников бюджетного процесса выступают как органы законодательной (представительной) ветви власти, так  и органы исполнительной власти. Разграничение  бюджетной компетенции между  органами различных ветвей власти как  принцип бюджетного процесса подразумевает  распределение полномочий, связанных  с бюджетным процессом, между  органами двух ветвей власти - представительной и исполнительной. Так, составление  проекта бюджета и исполнение правового акта о бюджете относится  к полномочиям органов исполнительной власти (Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и  муниципальных образований), а рассмотрение, утверждение бюджета в качестве правового акта - к полномочиям представительных органов власти.

Перейдем ко второй группе принципов - принципам бюджетного процесса, вытекающим из принципов, свойственных бюджетной системе государства  в целом.

Принцип самостоятельности  бюджетов как принцип бюджетного процесса в числе прочих характеристик  подразумевает право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс, обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность  использования бюджетных средств, определять формы и направления  расходования средств бюджетов, предоставлять  средства из бюджета на исполнение расходных обязательств (по анализу  ст. 31 БК РФ). Формирование и исполнение бюджетов - составная часть бюджетного процесса - выступает гарантией самостоятельности статуса публично-правовых образований.

Заслуживает внимания также  принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджетов, обязывающий уполномоченные органы в обязательном порядке и  в полном объеме отразить указанные  показатели в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ). Соблюдение данного принципа является важным, поскольку, например, сами по себе денежные средства, поступающие  в собственность государства  и муниципальных образований, не составят его легитимную основу, не могут быть использованы, пока не будут  зафиксированы в акте о бюджете  в виде доходов. То же самое и относительно расходов.

Особое значение для бюджетного процесса имеет принцип единства кассы (ст. ст. 38.2, 215.1 БК РФ). Согласно ст. 38.2 Бюджетного кодекса РФ, принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений (доходов) и осуществление всех кассовых выплат (расходов) с использованием единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. Под единым счетом бюджета понимается счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (ст. 6 БК РФ).

Особенности бюджетного процесса как разновидности юридического процесса, формы деятельности уполномоченных государством органов проявляются  в специальных принципах бюджетного процесса.

Принцип периодичности бюджетного процесса связан с тем, что для  большинства бюджетных правоотношений (в том числе отношений формирования доходов бюджета, отношений осуществления  расходов бюджета и др.) характерен возобновляющийся характер. Он выражается в том, что отношения формирования, распределения и использования  бюджетного фонда повторяются с  учетом периодичности действия бюджета. Деятельность от начала составления  бюджета до утверждения отчета об исполнении бюджета длится около  трех с половиной лет (составляет бюджетный цикл). После окончания  бюджетного цикла относительно бюджета  конкретного периода бюджетные  правоотношения возобновляются, но уже  применительно к бюджету следующего финансового периода. Соответственно, возобновляется и бюджетный процесс, закладывающий правовые границы  будущих бюджетных правоотношений. При этом следует учитывать, что бюджетные процессуальные отношения, связанные с разными по периоду действия бюджетами, функционируют зачастую одновременно: пока исполняется бюджет одного финансового периода, формируется на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджет последующего финансового периода. Отсюда бюджетный процесс как явление в целом носит непрерывный характер, подразумевая периодическую деятельность процессуального характера с учетом последовательности финансовых периодов действия бюджета, перетекания этих периодов из одного в другой.

Информация о работе Бюджетный процесс РФ