Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:52, курсовая работа
Объектом исследования в курсовой работе являются теоретические основы бюджетного процесса. Предметом исследования является Российское законодательство, монографии и иная научная литература.
В связи с этим, при написании поставлены следующие задачи - прежде всего: общая характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации и его основных принципов.
Во- вторых, рассмотреть стадии бюджетного процесса.
Введение……………………………………….…………………………2
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы...……...……3
Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………8
2.1. Стадия составления проекта бюджета……..………………………8
2.2. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета…………………...10
2.3. Стадия исполнения бюджета…………………………………….....12
Глава 3. Отчет об исполнении бюджета………………………………..14
Заключение………………………...………………………………….…16
Список используемой литературы……………………………………...17
В основу стадий бюджетного
процесса положен принцип учета
специальных бюджетных
Существенную роль для бюджетного процесса выполняет принцип подчинения определенным срокам. Для бюджетного процесса характерно нормативное установление строго определенных промежутков времени для осуществления тех или иных действий с бюджетом. Эти промежутки времени следует обозначать как бюджетные процессуальные сроки. К таковым, например, относятся: срок направления Президентом РФ бюджетного послания Федеральному Собранию РФ (ст. 170 БК РФ); срок внесения проекта бюджета на рассмотрение законодательного органа (п. 1 ст. 192, п. 1 ст. 194 БК РФ); срок направления бюджета в Комитет по налогам и бюджету (п. 2 ст. 194 БК РФ); сроки рассмотрения бюджета в трех чтениях (ст. 205 БК РФ); сроки действия бюджета и т.д. Так, операции по исполнению бюджета должны быть завершены 31 декабря. Это означает, что 31 декабря прекращают свое действие бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года (ст. 242 БК РФ) Пешкова Х.В.»Принципы бюджетного процесса (на основе обзора судебной практики)» "Финансовое право", 2008, N 10.
Помимо принципов для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.
Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификации расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета Тепляков Д.О."Понятие и сущность бюджетного процесса, муниципальный бюджетный процесс"Конституционное и муниципальное право", 2007, N 23.
Бюджетная классификация
в части классификации доходов
бюджетов Российской Федерации, функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации, экономической классификации
расходов бюджетов Российской Федерации,
классификации источников финансирования
дефицита бюджетов Российской Федерации
является единой для всех уровней
бюджетной системы и
Глава 2. Стадии бюджетного процесса
Бюджетный процесс как управленческий процесс состоит из следующих стадий: 1) составление проекта бюджета (стадия сбора информации); 2) рассмотрение и утверждение бюджета (стадия подготовки и принятия решения); 3) исполнение бюджета (стадия исполнения решения); 4) отчет об исполнении бюджета (стадия проверки исполнения решения). Законодательные (представительные) органы власти осуществляют принятие управленческого решения и контроль за его исполнением, а исполнительные органы осуществляют сбор информации и исполнение решения законодательного органа. Законодательные (представительные) органы выступают как управляющая система, а исполнительные органы как управляемая система. В управляемую систему также входят получатели бюджетных средств.
Бюджетный процесс представляет собой цикл, продолжительность которого, как отмечают специалисты, составляет чуть больше двух лет с момента составления проекта бюджета до момента утверждения отчета о его исполнении Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России: Учебное пособие. М.: ООО "ТК Велби", 2002. С. 120. Этот срок в научной литературе принято называть бюджетным циклом Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1999. С. 185. Помимо временных рамок бюджетный цикл имеет пространственные рамки. На уровне Российской Федерации его пространственные рамки определяются территорией всего государства, на уровне субъектов Российской Федерации - территорией соответствующего субъекта Федерации, на уровне муниципальных образований - территорией соответствующего муниципального образования. Бюджетный цикл имеет территорию осуществления и соответствующего управляющего субъекта (субъекта публичных финансов). Исходя из этого, можно сделать вывод, что каждый субъект публичных финансов - каждое муниципальное образование, каждый субъект Федерации и Российская Федерация - в целом осуществляет собственный бюджетный процесс.
2.1. Стадия составления проекта бюджета
Первый этап бюджетного процесса
- составление проектов бюджетов. Составлению
проектов бюджетов предшествует разработка
прогнозов социально-
Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику на очередной финансовый год.
Составление проектов бюджетов
- исключительная прерогатива Правительства
РФ, соответствующих органов
Составление бюджета основывается на:
- Бюджетном послании Президента РФ;
- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год (ПСЭР);
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
- прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
- плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Одновременно с проектом
бюджета на основе среднесрочного прогноза
социально-экономического развития РФ
(региона, территории) формируется перспективный
финансовый план (ПФП), содержащий данные
о прогнозных возможностях бюджета
по мобилизации доходов, привлечению
государственных или
В качестве основы для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) - баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. БФР составляется на основе отчетного БФР за предыдущий год и ПСЭР соответствующей территории.
Финансовые органы вправе получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных и местных органов власти и юридических лиц.
Первый этап формирования
федерального бюджета - разработка федеральными
органами исполнительной власти и выбор
Правительством РФ плана-прогноза функционирования
экономики на очередной финансовый
год. На основе данных плана-прогноза МФ
РФ разрабатывает основные характеристики
бюджета и распределение
МФ РФ в двухнедельный
срок со дня принятия Правительством
основных характеристик бюджета
и распределения расходов бюджета
направляет проектировки основных показателей
бюджета федеральным
Второй этап формирования
федерального бюджета - распределение
федеральными исполнительными органами
предельных объемов бюджетного финансирования
в соответствии с функциональной
и экономической
Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году, федеральные исполнительные органы должны завершить разработку и согласование показателей бюджета, представляемых одновременно с ним документов и материалов (прогноз консолидированного бюджета, адресная инвестиционная программа, план развития государственного (муниципального) сектора экономики, структура государственного (муниципального) долга и программа заимствований для его покрытия, программа предоставления государственных (муниципальных) гарантий, оценка потерь бюджета от налоговых льгот, оценка ожидаемого исполнения бюджета текущего года и др.), проектов законов по минимальным размерам оплаты труда, пенсий, их индексации, отмене нефинансируемых актов.
С 15 июля по 15 августа на основе представленных федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в Государственную Думу.
2.2. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета
БК РФ предусматривает, что Государственная Дума рассматривает проект закона «О федеральном бюджете». Такое внимание представительного органа государственной власти к рассмотрению проекта закона о бюджете характерно для всех демократических государств.
Правительство РФ представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ; Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Центральный банк РФ представляет Государственной Думе согласованный с Президентом РФ и Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной политики на следующий год См. ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.