Бюджетный процесс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание

Объектом исследования в курсовой работе являются теоретические основы бюджетного процесса. Предметом исследования является Российское законодательство, монографии и иная научная литература.
В связи с этим, при написании поставлены следующие задачи - прежде всего: общая характеристика бюджетного процесса в Российской Федерации и его основных принципов.
Во- вторых, рассмотреть стадии бюджетного процесса.

Содержание

Введение……………………………………….…………………………2
Глава 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы...……...……3
Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………8
2.1. Стадия составления проекта бюджета……..………………………8
2.2. Стадии рассмотрения и утверждения бюджета…………………...10
2.3. Стадия исполнения бюджета…………………………………….....12
Глава 3. Отчет об исполнении бюджета………………………………..14
Заключение………………………...………………………………….…16
Список используемой литературы……………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 43.84 Кб (Скачать документ)

В первом чтении проект рассматривается  в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу. При рассмотрении проекта Федерального закона о федеральном бюджете РФ в первом чтении Госдума обсуждает его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год -- основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов, принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная  Дума может: передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, Совета Федерации  и Правительства; вернуть указанный  проект в Правительство РФ на доработку  на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 196, 198-204 БК РФ).

Во втором чтении Государственная  Дума рассматривает законопроект в  течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении (ст. 205 БК РФ). При  рассмотрении Госдумой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда  финансовой поддержки субъектов  РФ. Госдума рассматривает закон  о бюджете во втором чтении в течение 15 дней со дня принятия его в первом чтении.

Именно во втором чтении Госдума направляет в органы исполнительной и представительной власти субъектов  Федерации сведения о распределении  доходов от федеральных налогов  и сборов между бюджетами Российской Федерации, утвержденные при первом чтении, а также о размере Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  РФ и распределении его средств, утвержденных во втором чтении. Если бюджет отклоняется во втором чтении, он передается в согласительную комиссию

При рассмотрении Государственной  Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главными распорядителями средств  федерального бюджета по всем четырем  уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается  в течение 25 дней со дня его принятия во втором чтении (ст. 206 БК РФ).

Государственная Дума рассматривает  законопроект в четвертом чтении в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года (ст. 207 БК РФ).

Принятый Государственной  Думой Федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. СФ рассматривает  закон в течение 14 дней со дня  представления Государственной  Думой и голосует в целом. В  случае одобрения в течение 5 закон  направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения  в одном чтении, затем повторно передается в Совет Федерации  для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено  Государственной Думой повторным  голосованием не менее чем двумя  третями голосов. В случае неподписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием. Для преодоления вето Президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания.

В случае непринятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря  текущего года или невступления его  в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума может принять  федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового  года. (ст. 208-210 БК РФ).

 

2.3. Стадия исполнения бюджета

 

Практически бюджет исполняется  специальными субъектами -- участниками бюджетных правоотношений, которые называются:

- главный распорядитель бюджетных средств;

- распорядители бюджетных средств;

- получатели бюджетных средств Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004 г., С.-274.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета -- орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств  бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета -- орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета (ст. 158 БК РФ).

Распорядитель бюджетных  средств -- орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Получатель бюджетных  средств -- бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162 БК РФ).

Исполнить бюджет -- значит обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

Правительство РФ по согласованию с правительствами (администрациями) субъектов РФ устанавливает порядок  исполнения бюджетов. Исполнение бюджета  обеспечивает в установленном порядке  Минфин России, вся система органов  управления финансами РФ. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной и представительной власти осуществляют корректировку бюджетных назначений с учетом динамики цен и поступлений  доходов в федеральный бюджет, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям.

В настоящее время в  России осуществляется казначейское исполнение бюджетов, что закреплено в Бюджетном  кодексе (ст. 215): «В Российской Федерации  устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами  всех распорядителей и получателей  бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств  от имени и по поручению бюджетных  учреждений».

В настоящее время Российская Федерация полностью перешла  на казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Государственный  фонд денежных средств почти полностью  контролируется государством.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов  и других средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также  с санкционированием и финансированием  расходов федерального бюджета, регистрируемых в Главной книге Федерального казначейства.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной  росписи - документа о поквартальном  распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств  и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

За исполнение доходной части  бюджета отвечают Государственная  налоговая служба и Государственный  таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов  и других платежей в бюджет обязаны  представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также  органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

 

 

 

 

Глава 3. Отчет об исполнении бюджета

 

Бюджетный процесс завершается  составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Этому вопросу  посвящены ст. 271, 272 и 273, а также  гл. 27 БК РФ. Отчет об исполнении бюджета  начинается с того, что в конце  финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и каждого  государственного внебюджетного фонда  в отдельности. Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий  бюджет, на основании отчетов главных  распорядителей, распорядителей и получателей  бюджетных средств3. Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий  представительный орган в форме  проекта закона (решения) вместе с  документами и материалами, предусмотренными БК. По исполнению бюджета проводится внешняя проверка Счетной палатой  РФ, которая дает заключение об исполнении федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета  должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной  классификацией, которые применялись при утверждении бюджета.

Вместе с отчетом об исполнении бюджета в Государственную  Думу представляются следующие документы  и материалы:

1)отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

2)отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;

3)отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении государственных гарантий;

4)отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам заимствований;

5)отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;

6)сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

7)сводные отчеты по сметам доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

8)реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года;

9)отчет о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ;

10)отчет федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

 

В ходе проверки бюджета  может быть выявлено несоответствие" исполнения бюджета принятому закону (решению), тогда соответствующий  представительный орган имеет право  принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета и указанный  орган имеет право обратиться в прокуратуру РФ для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечению  к ответственности виновных должностных  лиц.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную  палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в форме федерального закона, одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в Госдуму вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных  фондов. В Государственную Думу вместе с отчетом по бюджету и целевым фондам представляется целый ряд документов в соответствии со ст. 276 БК РФ.

 

Счетная палата РФ дает заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета, в которое  включаются заключения:

- по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

- по каждому главному распорядителю бюджетных расходов с указанием руководителей органов государственной власти или должностных лиц, допустивших нарушения исполнения функциональной классификации.

Информация о работе Бюджетный процесс РФ