Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, экономика управляемая только при помощи рыночного механизма. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё больше механизм государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Особенности денежно-кредитной политики в современной России
2.1 Центральный банк
2.2 Коммерческий банк
2.3 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Денежно-кредитная политика государства).docx

— 69.87 Кб (Скачать документ)

     На  денежном рынке бывают и другие ситуации, как например недостаток денежных средств  в обращении. В этом случае Центральный  банк 
проводит политику, ориентированную на увеличение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Таким образом, Центральный банк повышает спрос на государственные ценные бумаги. В итоге их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, это делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинается продажа государственные ценные бумаги, а это приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и – к увеличению денежного предложения. График предложения денег сдвинется вправо, процентная ставка упадет.

     Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. При этом Центральный банк дает этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а только тем, кто имеет устойчивое финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Её уменьшение делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки желают получить кредит. В данном случае повышаются избыточные резервы коммерческих банков, активизируя мультипликационное увеличение количества денег в кругообороте. Напротив, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Что интересно некоторые коммерческие банки, располагающие заемными резервами, даже пытаются возвратить их, потому что они становятся дорогими.

     Сокращение  банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения. Политика учетных ставок занимает второе по значению место среди инструментов денежно-кредитной политики после  политики Центрального банка на открытом рынке и проводится обычно в сочетании  с деятельностью Центрального банка  на открытом рынке. Например, при продаже  государственных ценных бумаг на открытом рынке стремясь уменьшить  денежное предложение, Центральный банк повышает учетную ставку (делает её выше доходности ценных бумаг), ускоряя процесс купли населением правительственных ценных бумаг у коммерческих банков, так как банкам становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышать эффективность операций на открытом рынке.

     Напротив, при покупке ЦБ государственных  ценных бумаг на открытом рынке Центральный  банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этом случае коммерческим банкам выгодно  занимать резервы у Центрального банка и направлять средства на покупку  более доходных государственных  ценных бумаг у населения, которое  заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

     В основе действия этого инструмента  денежно-кредитной политики лежит  механизм влияния банковской системы  на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:

     а) если Центральный банк увеличивает  норму обязательных резервов, то это  приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;

     б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное  расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики наиболее мощный, так считают специалисты, занимающиеся данным вопросом, однако он достаточно груб, поскольку затрагивает  основы всей банковской системы. Даже малейшее изменение нормы обязательных резервов может вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов  и кредита.

     1.2 Цели, объекты, эффективность  монетарной политики  государства

 

     Монетарная  политика государства традиционно рассматривается как главное направление государственного регулирования экономики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства состоит в обеспечении эффективной занятости, стабильности цен и росте реального объема ВНП. Она достигается при помощи мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются долгое время, рассчитаны не на один день и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и реальные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, которые находятся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

     Так или иначе, проводником монетарной политики государства выступает  ЦБ в соответствии с присущими  ему функциями, а объектами политики являются спрос и предложение  на денежном рынке.

     Спрос на деньги (MD) формируется из:

     1) спроса на деньги как средство  обращения и

     2) спроса на деньги как средство  сохранения стоимости.

     Общий спрос на деньги зависит от процентной ставки и уровня номинального объема ВНП.

     В этом аспекте познакомимся с главными теоретическими моделями спроса на деньги, которые легли в основу приведенного утверждения. Первой рассмотрим количественную теорию. В общем виде она и есть теория спроса на деньги. Функция спроса на деньги здесь выводится из уравнения обмена 

     М • V = Р • Y определяется как 

     (М  / Р) = L(Y), где L(Y) – спрос на ликвидный товар – деньги.

     Согласно  этому уравнению, величина спроса на реальные денежные запасы является функцией дохода.

     Кроме того, известно, что (М/Р) = k • Y, т.е. спрос на реальные денежные запасы прямо пропорционален доходу.

     Так же спрос на денежном рынке отличается от привычного тем, что по сути это  спрос на капитал в денежной форме. Сумма необходимых денег – это денежный капитал, который люди стремятся иметь в определенный период времени при специфических условиях. Такой подход к деньгам как к одному из видов богатства характерен для работ Дж. Кейнса.

     В труде «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс утверждал, что люди держат деньги на руках (имеется в виду деньги как денежный агрегат Ml), т.е. хранят часть богатства в виде денег, так как последние имеют свойство абсолютной ликвидности. Отсюда следует, что спрос на деньги зависит от того, насколько ценно в определенный момент свойство ликвидности. Сам Дж. Кейнс назвал эту теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.

     Согласно  этой теории величина спроса на деньги и норма процента обратнозависимы. Хозяйственные агенты хранят часть  богатства в ликвидной форме, если они полагают, что иная форма  богатства может быть сопряжена  со значительным риском или может  принести потери. Но при этом наличные деньги не приносят того дохода, который  хозяйственные агенты могли бы получать от хранения богатства в виде облигаций  или банковских депозитов, которые  приносят проценты. В данном случае ставка процента становится альтернативными издержками хранения богатства в виде наличных денег, если ставка процента высокая, то она понижает спрос на деньги, если низкая, то повышает. Функция спроса на деньги предстает в виде: 

     (M ∕ P) d = L (r, Y), где r − ставка процента, Y − доход. 

     Величина  спроса на деньги обратно пропорциональна  ставке процента и прямо пропорциональна  доходу.

     Таким образом, спрос на деньги как средство обращения обусловливается уровнем  денежного или номинального ВНП (прямо пропорционально). Чем выше доход в обществе, чем больше количество сделок, чем выше уровень цен, тем больше необходимо денег для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики.

     Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной  ставки процента (обратно пропорционально), поскольку, как подчеркивалось ранее, при владении деньгами в форме  наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают  определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с использованием сведений в виде ценных бумаг.

     Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации, зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем  ниже курс ценных бумаг и выше спрос  на них, тем ниже спрос на наличные деньги, наоборот

     Центральными  банками проводятся мероприятия  в денежно-кредитной сфере, не связанные  с продолжительными процедурами  согласовании и принятием специальных  распоряжений органами государственной  власти. Свобода центральных банков в проведении денежно-кредитной  политики позволяет успешно противостоять  давлению со стороны политиков, когда  краткосрочные политические цели правительства  противоречат основной стратегической линией макроэкономического регулирования. Чаще всего это происходит в условиях приближающихся выборов, растущего  дефицита государственного бюджета  и т.д. Все это делает монетарную политику весьма привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.

     С другой стороны, в проведении денежно-кредитной  политики возникают серьезные ограничения, которые скрывают опасность ухудшения  экономической ситуации.

     Во-первых, это определено общими особенностями  использования косвенных методов  регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивают позитивный эффект на одних рынках, но на других взывают отрицательные последствия

     Во-вторых, значительно на эффективность денежно-кредитной  политики влияет правильность выбора промежуточных и тактических  целей. Здесь речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить  в виде денежных агрегатов, построенных  по принципу убывания ликвидности. Выбрав в качестве цели промежуточной, скажем, темп роста денежной базы. ЦБ должен выбрать и денежный агрегат, который  он будет контролировать, более узкий  или более широкий и соответственно определить тактические цели. Сделав не правильный выбор, т.е. выбор не учитывающий все происходящие процессы в денежно-кредитной сфере, принятые усилия не принесут желаемого конечного результата, мало того они могут подорвать авторитет экономических теорий, на основе которых формировалась денежно-кредитная политика.

     И, в-третьих, проведя денежно-кредитную  политику и выбирая ее цели следует  учитывать побочные эффекты. ЦБ не способен контролировать предложение денег  полностью, так как в этом процессе участвуют также коммерческие банки  и не банковский сектор.

 

      2. Особенности денежно-кредитной политики в современной России

 

     2.1 Центральный банк 

     Центральный банк - центральное звено денежно-кредитной системы, головной банк страны, наделенный правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неифляционного развития экономики. Центральные банки в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. В США функции центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС), состоящая из 12 окружных федеральных резервных банков. Во многих странах центральные банки являются государственными. Но и не находясь в собственности государства, центральный банк действует в рамках правительственных инструкций. Основными инструментами кредитно-денежной (в том числе и антиинфляционной) политики центрального банка являются: манипулирование учетной ставкой процента; операции на открытом рынке; изменение нормы обязательных резервов. В соответствии с последней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк или другое кредитное учреждение обязано хранить на своем счете в центральном банке, а значит, не может предоставлять клиентам в виде кредитов. В инфляционной ситуации центральный банк увеличивает норму обязательных резервов и соответственно понижает ликвидность и кредитоспособность коммерческих банков. Операции на открытом рынке заключаются в покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Продавая ценные бумаги банкам, частным лицам, центральный банк изымает часть денежной массы из обращения; при покупке ценных бумаг центральный банк увеличивает денежную массу в обращении. Центральный банк осуществляет и непосредственный контроль за деятельностью банков - соблюдением ими правил ведения банковских операций, устанавливаемых законодательством. Важное значение имеет деятельность центрального банка по поддержанию валютного курса национальной валюты. Это осуществляется, в частности, при помощи валютных интервенций: в целях повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту против национальной, а для снижения курса своей валюты покупает иностранную валюту, прежде всего доллары США, в обмен на национальную. Традиционной функцией центрального банка остается эмиссия неразменных банкнот, которые являются его долговыми обязательствами и, следовательно, фигурируют в балансовом счете центрального банка в графе "Пассив". В этой же графе отражаются обязательные резервы коммерческих банков и сберегательных учреждений, хранящиеся в центральном банке, депозиты правительства, долговые обязательства центрального банка по отношению к зарубежным странам, а также собственный капитал. Активами центрального банка являются:

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства