Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, экономика управляемая только при помощи рыночного механизма. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё больше механизм государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Особенности денежно-кредитной политики в современной России
2.1 Центральный банк
2.2 Коммерческий банк
2.3 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Денежно-кредитная политика государства).docx

— 69.87 Кб (Скачать документ)

     Краткосрочное кредитование кассового разрыва  в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки  государственных краткосрочных  ценных бумаг позволит создать условия  для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов  ЦБ с целью ограничения роста  денежной массы – это гарантированное  ограничение темпов инфляции и предсказуемость  ее изменения.

     Необходимо  установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в  конце концов, должно привести к  снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.

     Так же важнейшим инструментом совершенствования  денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы  рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег  экономике страны. Этого можно  добиться при помощи следующих мер:

     • Обеспечение создания коридора базовых  ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования  банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.

     • Совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов  банковской ликвидности и колебание  ставок межбанковского рынка путем  операций на открытом рынке обеспечит  точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.

     • Упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.

     • Ограничение эмиссии краткосрочных  обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных  ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного  рынка (300–400 млрд. руб. в год). И последним шагом совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:

     • Дифференсация систем обязательного  резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов  в качестве ресурса для повышения  инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста  долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.

     • Осуществление поэтапного пересмотра норм обязательного резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой  активности и денежного предложения  в экономике, повышение мобильности  предложения денег.

     • Создание системы мониторинга конъюнктуры  денежного рынка и рынка капиталов  и на этой основе осуществление моделирования  и прогнозирования финансовых потоков  в увязке с процессами макроэкономического  развития страны это способствует повышению  эффективности государственного регулирования  денежного рынка.

 

 

      3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса 

Международные  финансовые  институты  и экономические  организации

прогнозируют  продолжение  роста  мировой  экономики  в  2012 году и в

перспективе  до  2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в

мире  в  2012 году, по прогнозу МВФ, как и  в 2011 году, составят 4,0%.

Тем  не  менее  неустойчивый  характер  восстановления экономики США и

нестабильное  состояние государственных финансов ряда зарубежных стран

создают  риски менее благоприятного развития экономических тенденций в

мире   в   среднесрочной   перспективе.   Не  исключается  возможность

существенного   снижения  деловой  активности  в  странах  -  торговых

партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем.

Прогнозируется  замедление  в 2012 году инфляции в  большинстве стран -

торговых  партнеров  России,  что  объясняется  ожидаемым  уменьшением

вклада  изменения  цен  на  товары  энергетической и продовольственной

групп.  В  результате  снизятся  внешние  риски  ускорения роста цен  в

России.  В  2012 году не прогнозируется существенного  изменения уровня

процентных  ставок  за  рубежом  по  сравнению  с 2011 годом. Ухудшение

ситуации  на мировых финансовых рынках может  повлиять на отток капитала

из страны, однако продолжение восстановительных  процессов в российской

экономике,  улучшение  инвестиционного  климата  будут  способствовать

улучшению ситуации с притоком капитала.

     Банк   России   рассмотрел   три   варианта   условий   проведения

денежно-кредитной  политики  в  2012  -  2014  годах,  один из которых

соответствует  прогнозу  Правительства  Российской Федерации. В основу

сценариев положена различная динамика цен  на нефть.

     В  рамках  первого  варианта  Банк России предполагает снижение  в

2012  году  среднегодовой  цены  на  российскую нефть сорта  "Юралс" на

мировом рынке до 75 долларов США за баррель.

     В  этих  условиях  в  2012  году  реальные располагаемые  денежные

доходы  населения  могут  увеличиться  на  3,9%, инвестиции в основной

капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается  на уровне 3,3%.

     В  основе  второго варианта  рассматривается прогноз Правительства

Российской  Федерации,  положенный  в основу для разработки параметров

федерального  бюджета  на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что в 2012

году  цена  на  российскую  нефть  может составить 100 долларов США  за

баррель.       

     Данный  вариант отражает развитие  экономики в условиях реализации

активной   государственной   политики,   направленной   на   улучшение

инвестиционного      климата,     повышение     конкурентоспособности,

стимулирование   экономического  роста  и  модернизации,  а  также  на

повышение  эффективности  расходов  бюджета. Согласно этому варианту в

2012 году  увеличение реальных располагаемых  денежных доходов населения

прогнозируется  на  уровне  5,0%.  Темп прироста инвестиций в основной

капитал  может  ускориться  до  7,8%.  В  этих условиях объем ВВП может

возрасти  на 3,7%.

     В  рамках  третьего варианта  Банк России предполагает повышение  в

2012 году  цены на нефть сорта "Юралс"  до 125 долларов США за баррель.

     В  условиях  увеличения  доходов  от экспорта российских товаров  в

2012  году  ожидается  повышение   инвестиционной  активности.  Прирост

инвестиций  в  основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных

располагаемых денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП

предполагается  на уровне 4,7%.

     В  2013  -  2014  годах  увеличение  объема  ВВП в зависимости от

варианта  прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.

     Базовый  прогноз платежного  баланса на 2012 - 2014 годы составлен

исходя  из  предположения,  что  цена  на  нефть  сорта  "Юралс" будет

оставаться  относительно  стабильной  и находиться в пределах 97 - 101

доллара  США.  В  первом  и  третьем  вариантах учитывается вероятность

отклонения  цен  от  указанного  диапазона  на 25% в большую и меньшую

сторону.

     Согласно первому варианту прогноза  при уменьшении средней цены  на

российскую  нефть  до 75 долларов США за баррель  в 2012 году ожидается

существенное  снижение  профицита  счета  текущих  операций платежного

баланса   -  до  11,3  млрд.  долларов  США.  Вследствие  опережающего

сокращения  экспорта  по  сравнению  с  импортом  положительное сальдо

баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 69,7 млрд. долларов

США.  В  соответствии со вторым вариантом  прогноза умеренное ухудшение

ценовой  конъюнктуры  топливно-энергетического  рынка  обусловит менее

масштабное  сокращение  профицита  счета  текущих операций и активного

сальдо  баланса  товаров  и услуг - до 36,5 и 101,9 млрд. долларов США

соответственно.  В  условиях благоприятной ценовой  конъюнктуры внешней

торговли,  соответствующей  третьему  варианту,  положительные  сальдо

счета  текущих  операций (72,5 млрд. долларов США) и баланса товаров и

услуг  (141,8  млрд. долларов США), тем не менее, не превысят значений

2011 года.

     Дефицит  баланса  доходов  и текущих трансфертов, согласно  первому

варианту,  незначительно  уменьшится  - до 58,4 млрд. долларов США. Во

втором  и  третьем  вариантах  его  отрицательное  сальдо  ожидается  в

размере 65,4 и 69,3 млрд. долларов США соответственно.

     Сальдо  счета  операций с  капиталом и финансовыми инструментами  в

первом  и  втором  вариантах  прогнозируется с сокращением дефицита до

26,3  и  10,5  млрд.  долларов  США   соответственно,  в  третьем  - до

сбалансированного  уровня.  В  2012  году  в первом и втором вариантах

интенсивность  прироста  внешних  обязательств  экономики  позволит  в

большей  степени, чем в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж,

что  будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до

25,0   и  10,0  млрд.  долларов  США   соответственно,  третий  вариант

предусматривает    уравновешенные   трансграничные   потоки   частного

капитала.   Сальдо  операций  сектора  государственного  управления  и

органов   денежно-кредитного   регулирования   будет   незначительным.

Замедлению  вывоза частного капитала будут способствовать рост интереса

иностранных   инвесторов  к  российским  активам,  а  также  частичная

переориентация  резидентов на вложения во внутреннюю экономику.

     Профицит   текущего   счета   в  первом  варианте  лишь  частично

компенсирует  отрицательное  сальдо  по финансовому  счету, во втором -

полностью,  а  в  третьем - компенсации не потребуется. В результате в

первом  варианте  валютные  резервы  уменьшатся на 14,9 млрд. долларов

США,  а во втором и третьем - увеличатся на 26,0 и 72,5 млрд. долларов

США соответственно. (см. Приложение 1)

В   рамках   первого   варианта  прогноза  платежного  баланса  в среднесрочной перспективе в условиях невысоких цен на российскую нефть

ожидается  существенное уменьшение профицита  баланса товаров и услуг -

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства