Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, экономика управляемая только при помощи рыночного механизма. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё больше механизм государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Особенности денежно-кредитной политики в современной России
2.1 Центральный банк
2.2 Коммерческий банк
2.3 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Денежно-кредитная политика государства).docx

— 69.87 Кб (Скачать документ)

     1) золото, иностранная валюта, СДР,  резервная позиция в Международном валютном фонде;

     2) купленные центральным банком  государственные ценные бумаги (прежде  всего казначейские векселя и  облигации), которые являются долговыми обязательствами правительства;

     3) ссуды, предоставленные центральным  банком коммерческим банкам;

     4) учтенные векселя и другие статьи.

     Денежно-кредитная  политика Банка России ориентирована  на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста  страны. Банк России гибко реагирует  на изменение реального спроса на деньги, способствует поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Деятельность Банка России в области развития платежной системы направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

     В настоящее время реформы в  банковском секторе продолжаются. Стратегическими  целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию  сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и  инвестиции; предотвращение использования  кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики.

 

      2.2 Коммерческий банк

 

     Коммерческий банк - основное звено кредитной системы стран с рыночной экономикой; универсальное кредитно-финансовое учреждение, главной задачей функционирования которого является привлечение денежных средств населения и предприятий в виде вкладов и размещение их от своего имени среди физических и юридических лиц на условиях возвратности и платности. Большинство современных коммерческих банков организовано в форме акционерного общества. Существуют также банкирские дома, принадлежащие отдельным банкирам или партнерам. Коммерческие банки выполняют функцию финансовых посредников, принимая вклады и предоставляя кредиты. Их деятельность является жизненно важной для нормального функционирования экономики. Банковские кредиты позволяют фирмам оплачивать текущие счета и финансировать расходы. Ссуды населению позволяют гражданам приобретать товары сейчас, расплачиваясь за них из будущих заработков. Прибыль коммерческого банка формируется главным образом за счет разницы между тем процентом, который он получает за предоставленные им в ссуду деньги, и тем процентом, который он выплачивает по принимаемым вкладам. Банки не могут выдавать в качестве ссуды все имеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои средства в любой момент. Поэтому коммерческие банки должны сохранять определенную фиксированную часть депозитов, которая именуется обязательными резервами. Обычно коммерческие банки держат обязательные резервы в виде вкладов в Центральном банке страны. Объем этих резервов выражается в процентном отношении к совокупной величине бессрочных вкладов и называется нормой обязательных резервов, которая устанавливается Центральным банком. Так, например, если норма обязательных резервов была установлена на уровне 15%, а вклады в банке составляют 1 млн. руб. то он должен хранить 150 тыс. руб. в качестве обязательного резерва. Остальные 850 тыс. руб. могут быть использованы для предоставления кредитов. Таким образом, норма обязательных резервов ограничивает объем средств, на который банки могут увеличить денежное предложение. Коммерческие банки выполняют также ряд других банковских операций. Они могут покупать и продавать иностранную валюту для собственного использования и по поручению своих клиентов. Многие банки имеют специальные сейфы, в которых хранят ценности своих клиентов. Все большее распространение получают трастовые операции, при которых банк берет на себя заботу о сохранности и управлении средствами частных лиц, недвижимостью и пенсионными фондами. Банк обязуется управлять доверенными ему средствами разумно и с прибылью для владельцев получает за это определенную плату. Многие банки извлекают существенные доходы от использования системы кредитных карточек. Чаще всего доход представляет собой годовую плату за использование кредитной карточки, и потребитель погашает процент по невыплаченному остатку. Расширяется также сфера банковских услуг по предоставлению консультаций другим коммерческим предприятиям.

 

     

     2.3 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики

     В статье Бажан А.М.сказано, что современная  российская денежно-кредитная политика, формировавшаяся в последние  десять лет под влиянием рекомендаций экспертов Международного валютного  фонда- это по существу (с точки  зрения используемых инструментов и  методологии) копия образцов денежно-кредитного регулирования, применяемых в настоящее  время в развитых странах Запада. Поскольку экономика России является переходной, то есть существенно отличается от экономики развитых стран мира, то следует предположить, что и  эксперты МВФ, и внимающие им денежные власти России по сути (вне зависимости  от того, осознают они это или  нет) исходят из того, что современные  западные теоретические основы денежно-кредитных  форм воздействия на экономику и  вытекающие из них практические рекомендации применимы к обществам, находящимся  на разных уровнях развития. Однако подобный подход не является, на мой  взгляд, правильным. Он искажает истинную картину развития денежно-кредитной  сферы в самих западных странах.

     Дело  в том, что в основе данного  мировоззрения лежит убеждение, повсеместно опровергаемое практикой  исторического развития. Оно состоит  в следующем: значительные трансформации, которые были характерны для сферы  денежно-кредитной политики прежде всего в Европе и Северной Америке  на протяжении всего ХХ века и в предшествующие столетия, не являются результатом требований изменяющихся условий и обстоятельств, а выступают исключительно плодом движения мысли теоретиков и изобретателей все более совершенных, годящихся на все случаи жизни, денежно-кредитных приемов и методов воздействия. Действительно, только тот, кто придерживается такого взгляда, способен всерьез считать, что в условиях переходного периода от капитализма к социализму лучше всего подходит применение методологии и инструментария либеральной денежно-кредитной политики современного постиндустриального общества.

     Исключительно негативное влияние оказало данное мировоззрение на состояние переходной экономики России, правящие круги  которой послушно следовали установкам МВФ. Десятилетний переходный период совершенно недвусмысленно показал, насколько  велики могут быть экономические  потери, если методология и инструменты  денежно-кредитной политики являются элементом чужеродным, неадекватным экономическим реалиям и требованиям  развития национальной экономики. Провал следовал за провалом. В этих условиях вполне уместны были бы кардинальные изменения в подходах к денежно-кредитному регулированию. Однако меры, принимаемые  правительством и Центральным банком, сводились к повторению стандартного набора рецептов, навязываемых МВФ, и  совершенно не учитывали особенностей российской экономики. Неудивительно, что за это время так и не удалось активизировать участие  банков в инвестиционном процессе, решить проблему занятости, обеспечить приемлемый уровень жизни, повысить конкурентоспособность отечественной  обрабатывающей промышленности.

     Настойчивость, с которой денежные власти государства  проводили в сущности разрушительный для российской экономики курс, вызывает удивление. В то же время это может  быть частично объяснено двумя причинами. С одной стороны, чисто материальными  эгоистическими интересами финансово-олигархических кланов, которые стояли за основными  решениями в этой сфере экономической  деятельности. С другой стороны, идеологической засоренностью и негибкостью  властной элиты, взявшей на вооружение (на наш взгляд, бездумно и некритично) современную, главным образом монетаристскую, технологию и инструменты воздействия  на экономику вместо того, чтобы  создать систему регулирования, адаптированную к российским реалиям  переходного периода.

     Весь  период перехода свидетельствует о  неадекватности денежно-кредитных  методов. В соответствии со взглядами  монетаристов, считающих, что проблемы роста и производства автоматически будут разрешены стоит только обеспечить стабильность денежной единицы.

     Действительно, с 1995 г., учитывая, видимо, отрицательный  опыт введения ограничений на закупку  Центральным банком иностранной  валюты, денежные власти стали использовать другие методы денежно-кредитного регулирования, извлеченные из арсенала монетаризма, в целях воздействия на денежную массу: краткосрочные казначейские обязательства, депозиты коммерческих банков в Банке России и нормативы  обязательного резервирования. В  основе изменения тактики регулирования  была вполне приемлемая с точки зрения теории логика рассуждений: чтобы не допускать впредь относительного повышение  курса рубля (так как это негативно  сказывается на конкурентоспособности  российского бизнеса, а следовательно, на экономическом росте и решении  комплекса социальных задач), не следует  ограничивать обмен иностранной  валюты на рубли. Это не стоит делать и по причине необходимости привлечения  средств иностранного капитала для  покрытия дефицита государственного бюджета. Но поскольку этот дефицит, а также  приток иностранного спекулятивного капитала, обмениваемого на рубли и вкладываемого  в государственные облигации, неизбежно  порождают предпосылки разбухания денежной массы, то на последнюю следует  воздействовать. Это необходимо для  того, чтобы держать ее в определенных границах с помощью специальных  инструментов регулирования, которые  бы стерилизовали излишек денег, выводили его из обращения, поглощали, делали его нейтральным по отношению  к товарным ценам.

     На  первый взгляд политика регулирования, основанная на подавлении инфляции с  помощью высоких нормативов обязательных резервов, подвижных (в соответствии с изменениями масштабов инфляции) процентов по депозитам коммерческих банков в Центральном банке и  по государственным облигациям, весьма логична. Она кажется довольно разумной и оперирует весьма простыми умозаключениями, которые сводятся к следующему. Если возросла инфляция, во-первых, следует увеличить нормативы обязательных резервов коммерческих банков, что снизит объемы кредитования в стране, а следовательно, и совокупный денежный спрос на товары и услуги реального сектора экономики. С одной стороны, это произойдет из-за мультипликативного сокращения предложения денег, а с другой - спроса на них, поскольку возрастет процент по кредитам и другим активам. Во-вторых, целесообразно сделать привлекательными инвестиции в государственные облигации за счет повышения их доходности и тем самым переориентировать часть платежеспособного спроса с товарной массы на эти финансовые инструменты. В-третьих, с этой же целью полезно увеличить проценты по депозитам коммерческих банков в Центральном банке.

     Д. Львов считает, что бояться инфляции не следует и нужен переход к новой экономической модели развития, способной резко повысить КПД использования национального богатства страны, а для этого нужна реформа системы доходов. Если по производительности труда мы отстаем в 5 — 6 раз, то по уровню заработной платы в 10 « более раз. Таким образом, делается вывод, что заработная плата в России недопустимо низкая по отношению к производительности труда. С тезисами о необходимости реформы доходов нельзя не согласиться. Сложность выполнения поставленной цели связана с выбором соответствующих инструментов макроэкономической политики. Начало преобразований видится в проведении жесткой денежно-кредитной политики по изменению соотношения цен.

     Изменение ценовых пропорций не может пройти безболезненно. Инфляция во внутреннем секторе в основном коснется низкооплачиваемых и средне доходных слоев населения. Возрастет конкурентоспособность импорта. Успех преобразований будет зависеть от умения российских предприятий использовать неценовые факторы конкуренции и продвигать товары на внутреннем рынке. Если предприятия адаптируются к новым экономическим условиям, то рост доходов населения и, как следствие, рост платежеспособного спроса выполнят роль стимулятора российской экономики.

     Именно  финансовые инструменты могут стать  реальным двигателем экономического развития. Приближение финансового сектора к реальному производству, преодоление ценовых диспропорций, формирование структуры цен, которая может в незначительной мере отличаться от мировой, позволит провести реформу доходов населения.

     Опыт  России показал, что антиинфляционные меры,

     практикуемые  на Западе, направленные на сокращение количества денег в обращении, не могут быть эффективны в условиях, когда реальная экономика в целом, и прежде всего, ее производственная часть, находится в состоянии  глубокого упадка.

     Проведение  в жизнь этих простых и понятных решений в условиях сложной и  неординарной российской экономической  ситуации, однако, создало (и создает  до сих пор) еще больше проблем, нежели денежно-кредитная политика первой половины90-х гг., и закончилось, как  известно, августовским крахом 1998 г. Дело в том, что такая денежно-кредитная  политика проводилась и проводится в условиях непрекращающейся дезорганизации и падения национального производства, что, с одной стороны, усугубляло это падение, делало его более  глубоким, а, с другой стороны, не позволяло  эффективно выполнять даже ту основную задачу, для реализации которой вообще были предназначены указанные выше инструменты — сдерживать развитие инфляционных процессов. Иными словами, опыт России показал, что антиинфляционные меры, практикуемые на Западе, направленные на сокращение количества денег в  обращении, не могут быть эффективны в условиях, когда реальная экономика в целом, и прежде всего, ее производственная часть, находится в состоянии глубокого упадка. Именно поэтому, по нашему мнению, несмотря на использование в России современных инструментов денежно-кредитного регулирования, все еще достаточно высок уровень инфляции.- Он, как правило, во второй половине 90-х гг. в 4-7 раз превышал уровень инфляции в развитых западных странах.

     Гуревич М.И. считает, что в конечном итоге  денежно-кредитная политика должна обеспечить решение следующих основных задач:

      -неинфляционное увеличение притока  национальных инвестиционных ресурсов  в экономику страны;

     -создание  механизма перераспределения Банком  России денежных средств среди  субъектов банковской системы  через инструменты абсорбирования  и предоставления ликвидности;

      -трансформацию коротких (2-3 недели) денежных средств в длинные  (1-7 лет), но по цене коротких;

      -удешевление кредитных ресурсов  для целей модернизации основных  фондов и создания новых производственных  мощностей;

      -повышение капитализации банковской  системы.

     Именно  ресурсы во все времена определяли благополучие государства и нации: природные, денежные, людские, причем именно ресурсы, а не надзор за их распределением и оборотом.

     За  надзором, по его мнению, должна быть закреплена не только функция удаления с рынка опасных для общества криминальных кредитных организаций, но и функция ускоренного развития подавляющего большинства добросовестных банков.

     3. Совершенствование денежно-кредитной политики в современных условиях

     3.1 Меры по совершенствованию  денежно-кредитной  политики

     Главной целью денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих  темпов инфляции и создание условий  для роста инвестиций, обеспечение  благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния  платежного баланса.

     Для достижения этой цели усилия органов  денежно-кредитного регулирования  должны быть сосредоточены на решении  следующих задач:

     • ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления  экономической деятельности;

     • оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между  секторами и субъектами экономики;

     • предотвращение оттока капитала за рубеж;

     • поддержание на заданном уровне валютных резервов.

     Решение этих задач требует осуществления  комплекса перечисленных ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией  и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста  курса национальной валюты в периоды  инфляции, нельзя допускать прямого  кредитования дефицита госбюджета, поэтапный  перевод требований к правительству  по внутреннему долгу в среднесрочные  государственные ценные бумаги и  с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства