Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:46, курсовая работа
На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, экономика управляемая только при помощи рыночного механизма. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё больше механизм государственного регулирования экономики.
Введение
1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства
1.1 Особенности Банковской системы России. Монетарная политика Центрального Банка
1.2 Цели, объекты, эффективность монетарной политики государства
2. Особенности денежно-кредитной политики в современной России
2.1 Центральный банк
2.2 Коммерческий банк
2.3 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики
3.2 Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса
Заключение
Список использованной литературы
1)
золото, иностранная валюта, СДР,
резервная позиция в
2) купленные центральным банком государственные ценные бумаги (прежде всего казначейские векселя и облигации), которые являются долговыми обязательствами правительства;
3)
ссуды, предоставленные
4) учтенные векселя и другие статьи.
Денежно-кредитная политика Банка России ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагирует на изменение реального спроса на деньги, способствует поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Деятельность Банка России в области развития платежной системы направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.
В
настоящее время реформы в
банковском секторе продолжаются. Стратегическими
целями этих преобразований являются:
укрепление устойчивости банковской системы;
повышение качества реализации банковским
сектором функций по аккумулированию
сбережений населения, средств предприятий,
их трансформации в кредиты и
инвестиции; предотвращение использования
кредитных организаций для
Коммерческий банк - основное звено кредитной системы стран с рыночной экономикой; универсальное кредитно-финансовое учреждение, главной задачей функционирования которого является привлечение денежных средств населения и предприятий в виде вкладов и размещение их от своего имени среди физических и юридических лиц на условиях возвратности и платности. Большинство современных коммерческих банков организовано в форме акционерного общества. Существуют также банкирские дома, принадлежащие отдельным банкирам или партнерам. Коммерческие банки выполняют функцию финансовых посредников, принимая вклады и предоставляя кредиты. Их деятельность является жизненно важной для нормального функционирования экономики. Банковские кредиты позволяют фирмам оплачивать текущие счета и финансировать расходы. Ссуды населению позволяют гражданам приобретать товары сейчас, расплачиваясь за них из будущих заработков. Прибыль коммерческого банка формируется главным образом за счет разницы между тем процентом, который он получает за предоставленные им в ссуду деньги, и тем процентом, который он выплачивает по принимаемым вкладам. Банки не могут выдавать в качестве ссуды все имеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои средства в любой момент. Поэтому коммерческие банки должны сохранять определенную фиксированную часть депозитов, которая именуется обязательными резервами. Обычно коммерческие банки держат обязательные резервы в виде вкладов в Центральном банке страны. Объем этих резервов выражается в процентном отношении к совокупной величине бессрочных вкладов и называется нормой обязательных резервов, которая устанавливается Центральным банком. Так, например, если норма обязательных резервов была установлена на уровне 15%, а вклады в банке составляют 1 млн. руб. то он должен хранить 150 тыс. руб. в качестве обязательного резерва. Остальные 850 тыс. руб. могут быть использованы для предоставления кредитов. Таким образом, норма обязательных резервов ограничивает объем средств, на который банки могут увеличить денежное предложение. Коммерческие банки выполняют также ряд других банковских операций. Они могут покупать и продавать иностранную валюту для собственного использования и по поручению своих клиентов. Многие банки имеют специальные сейфы, в которых хранят ценности своих клиентов. Все большее распространение получают трастовые операции, при которых банк берет на себя заботу о сохранности и управлении средствами частных лиц, недвижимостью и пенсионными фондами. Банк обязуется управлять доверенными ему средствами разумно и с прибылью для владельцев получает за это определенную плату. Многие банки извлекают существенные доходы от использования системы кредитных карточек. Чаще всего доход представляет собой годовую плату за использование кредитной карточки, и потребитель погашает процент по невыплаченному остатку. Расширяется также сфера банковских услуг по предоставлению консультаций другим коммерческим предприятиям.
В статье Бажан А.М.сказано, что современная российская денежно-кредитная политика, формировавшаяся в последние десять лет под влиянием рекомендаций экспертов Международного валютного фонда- это по существу (с точки зрения используемых инструментов и методологии) копия образцов денежно-кредитного регулирования, применяемых в настоящее время в развитых странах Запада. Поскольку экономика России является переходной, то есть существенно отличается от экономики развитых стран мира, то следует предположить, что и эксперты МВФ, и внимающие им денежные власти России по сути (вне зависимости от того, осознают они это или нет) исходят из того, что современные западные теоретические основы денежно-кредитных форм воздействия на экономику и вытекающие из них практические рекомендации применимы к обществам, находящимся на разных уровнях развития. Однако подобный подход не является, на мой взгляд, правильным. Он искажает истинную картину развития денежно-кредитной сферы в самих западных странах.
Дело
в том, что в основе данного
мировоззрения лежит убеждение,
повсеместно опровергаемое
Исключительно
негативное влияние оказало данное
мировоззрение на состояние переходной
экономики России, правящие круги
которой послушно следовали установкам
МВФ. Десятилетний переходный период совершенно
недвусмысленно показал, насколько
велики могут быть экономические
потери, если методология и инструменты
денежно-кредитной политики являются
элементом чужеродным, неадекватным
экономическим реалиям и
Настойчивость,
с которой денежные власти государства
проводили в сущности разрушительный
для российской экономики курс, вызывает
удивление. В то же время это может
быть частично объяснено двумя причинами.
С одной стороны, чисто материальными
эгоистическими интересами финансово-олигархических
кланов, которые стояли за основными
решениями в этой сфере экономической
деятельности. С другой стороны, идеологической
засоренностью и негибкостью
властной элиты, взявшей на вооружение
(на наш взгляд, бездумно и некритично)
современную, главным образом
Весь период перехода свидетельствует о неадекватности денежно-кредитных методов. В соответствии со взглядами монетаристов, считающих, что проблемы роста и производства автоматически будут разрешены стоит только обеспечить стабильность денежной единицы.
Действительно,
с 1995 г., учитывая, видимо, отрицательный
опыт введения ограничений на закупку
Центральным банком иностранной
валюты, денежные власти стали использовать
другие методы денежно-кредитного регулирования,
извлеченные из арсенала монетаризма,
в целях воздействия на денежную
массу: краткосрочные казначейские
обязательства, депозиты коммерческих
банков в Банке России и нормативы
обязательного резервирования. В
основе изменения тактики
На
первый взгляд политика регулирования,
основанная на подавлении инфляции с
помощью высоких нормативов обязательных
резервов, подвижных (в соответствии
с изменениями масштабов
Д. Львов считает, что бояться инфляции не следует и нужен переход к новой экономической модели развития, способной резко повысить КПД использования национального богатства страны, а для этого нужна реформа системы доходов. Если по производительности труда мы отстаем в 5 — 6 раз, то по уровню заработной платы в 10 « более раз. Таким образом, делается вывод, что заработная плата в России недопустимо низкая по отношению к производительности труда. С тезисами о необходимости реформы доходов нельзя не согласиться. Сложность выполнения поставленной цели связана с выбором соответствующих инструментов макроэкономической политики. Начало преобразований видится в проведении жесткой денежно-кредитной политики по изменению соотношения цен.
Изменение ценовых пропорций не может пройти безболезненно. Инфляция во внутреннем секторе в основном коснется низкооплачиваемых и средне доходных слоев населения. Возрастет конкурентоспособность импорта. Успех преобразований будет зависеть от умения российских предприятий использовать неценовые факторы конкуренции и продвигать товары на внутреннем рынке. Если предприятия адаптируются к новым экономическим условиям, то рост доходов населения и, как следствие, рост платежеспособного спроса выполнят роль стимулятора российской экономики.
Именно финансовые инструменты могут стать реальным двигателем экономического развития. Приближение финансового сектора к реальному производству, преодоление ценовых диспропорций, формирование структуры цен, которая может в незначительной мере отличаться от мировой, позволит провести реформу доходов населения.
Опыт России показал, что антиинфляционные меры,
практикуемые на Западе, направленные на сокращение количества денег в обращении, не могут быть эффективны в условиях, когда реальная экономика в целом, и прежде всего, ее производственная часть, находится в состоянии глубокого упадка.
Проведение
в жизнь этих простых и понятных
решений в условиях сложной и
неординарной российской экономической
ситуации, однако, создало (и создает
до сих пор) еще больше проблем, нежели
денежно-кредитная политика первой
половины90-х гг., и закончилось, как
известно, августовским крахом 1998 г. Дело
в том, что такая денежно-кредитная
политика проводилась и проводится
в условиях непрекращающейся дезорганизации
и падения национального
Гуревич М.И. считает, что в конечном итоге денежно-кредитная политика должна обеспечить решение следующих основных задач:
-неинфляционное увеличение
-создание
механизма перераспределения
-трансформацию коротких (2-3 недели) денежных средств в длинные (1-7 лет), но по цене коротких;
-удешевление кредитных
-повышение капитализации
Именно ресурсы во все времена определяли благополучие государства и нации: природные, денежные, людские, причем именно ресурсы, а не надзор за их распределением и оборотом.
За надзором, по его мнению, должна быть закреплена не только функция удаления с рынка опасных для общества криминальных кредитных организаций, но и функция ускоренного развития подавляющего большинства добросовестных банков.