Диверсификационные методы в исследовании систем упрвления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Известно, что в производстве диверсификация проявляется в превращении многих фирм и корпораций в многоотраслевые комплексы, соединяющие выпуск продукции различного назначения и использующие различные технологии. В этих условиях достигается эффект лучшего использования ресурсов, возможность варьировать продукцией при изменении спроса, повышения конкурентоспособности. Но есть и еще одно преимущество диверсификации.

Содержание

Введение

1. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

2. Метод «мозгового штурма»

3. Метод синектики в исследовании управления

4. Методы проектирования концепций

Заключение

Библиографический список

Приложения

Работа состоит из  1 файл

26_Диверсификационные методы.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

     Механизм символической аналогии заключается в превращении любого заключения в парадокс, противоречие. Можно привести такой пример: управление - насилие. Отсюда возникает потребность более глубокого понимания того, что такое управление. Иначе: управление - пламя. Здесь возникает ощущение теплоты, света, маяка, фактора объединения людей, общности интересов и пр. Какую роль играет управление в жизни и деятельности людей? Каким должно быть управление? Как оно развивается? Каковы закономерные тенденции этого развития? Как изменяются свойства управления и почему? Каково разнообразие его типов? Вот какие вопросы рождает эта символическая аналогия.

     Подобный  эксперимент символической аналогии можно провести с любой категорией науки управления и увидеть посредством  таких операций новые проблемы, или новые грани известных проблем, неизвестное в известном. А именно это и нужно исследователю.

     Для символической аналогии очень важно  выделить главную функцию исследуемого объекта и, опираясь на нее, определить, имеются ли у пего противоположные этой функции качества, как может выглядеть их реальное сочетание, что добавляет нам это сочетание в более глубоком понимании сущности исследуемого объекта.

     Соединение  субъективной и символической аналогии дает нам еще один оператор - образную аналогию. Ее особенность заключается в превращении первоначального объекта исследования в некоторый образ, который сопоставляется в последующем с образом - критерием, с образом функционального тождества, образом - развития и т. д.

     В использовании этого оператора большую роль играет художественное воображение, возникающее из эмоциональных посылок. Особенностью оператора является построение целостного образа объекта, совокупности его основных свойств и качеств и сопоставление с подобным образом. "Фирма подобна морскому лайнеру", "Государство - это я" (Людовик XVI), "Экономика - это среда обитания человека", "Информация - это поле коммуникаций людей" и т.д.

     Фантастическая  аналогия отличается предельной свободной  оперирования символами, образами. Здесь  ведущую роль играет символ или образ-идеал, то, что является явлением желаемого будущего, недостижимым в реальном, но рождаемым реальностью, противоречащим объективным законам, которые "мешают" найти решение. Это помогает увидеть неожиданный ракурс проблемы, ощутить непредвиденный поворот мысли. Например, управление (менеджер) только мешает работать, современная техника уничтожает человека, чем совершеннее управление, тем оно опаснее для природы и т. д.

     Синектическая группа - это коллектив людей, которые  по своему составу, индивидуальным качествам и при определенной организации совместной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных, неординарных проблем. [2]

     Синектика не облегчает процесс творческой деятельности, наоборот она его активизирует, повышает его напряженность, увеличивает вероятность решения проблем, мотивирует удовлетворенность исследовательской работой. Синектика обогащает исследователя и повышает его творческий потенциал.

     Но  эти ее качества возможны в своем проявлении при условии определенных правил или принципов деятельности синектических групп.

     Существует  принцип трехэтапного формирования группы (приложение 6).

     Группа  должна формироваться в три этапа: отбор по потенциалу знаний, образования и опыта - это первый этап; второй - отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный строй, система ценностей); третий - отбор по потенциалу коммуникативности.

     Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты  реализации этих критериев в оценках кандидатов.

     Для первого этапа наиболее важными  являются критерии уровня и характера  образования. Группа должна содержать  специалистов из разных отраслей знаний, в том числе и той отрасли, в которой находится проблема или объект исследования. Уровень образования, конечно, должен соответствовать сложности решаемой проблемы.

     Каждому человеку присущ определенный энергетический потенциал. Он должен быть высоким для  участника синергического процесса, потому что, как было уже отмечено, эти процессы характеризуются напряженной работой, да и характер работы требует большой отдачи интеллекта и души.

     Энергетический  потенциал - это не просто склонность к активному поведению, это способность  включения всех средств интеллектуальной деятельности, рационального их использования, это выдержка, воля, мобилизация сил.

     Существуют  и возрастные требования. В синектическую  группу должны входить люди разных возрастных категорий, но в пределах определенного диапазона возрастных значений. Чаще всего это от 25 лет до 50.

     Важным  фактором является также потенциал  профессионализма. Он проявляется в  опыте профессиональной деятельности, глубоком практическом знании управления. Это накопленный, успешный опыт разработки и принятия типовых, текущих, оперативных, нормативных решений. Можно сказать, что потенциал профессионализма - это обладание знаниями, лично проверенными практической деятельностью.

     Здесь также можно указать и на фактор психологической основы творческой деятельности индивида. Есть люди, которые склонны к творческой деятельности и желают работать в группе. Но их психологическими особенностями является ярко выраженная интровертируемость поведения. Она проявляется в повышенной критичности к чужим мыслям, в стремлении к самоутверждению через противопоставление себя группе, амбициозности, болезненном самолюбии, зависти и пр. Такое поведение может нарушать гармоничность совместной интеллектуальной деятельности, рождать атмосферу неуверенности у других участников. Ему группа нужна не для поиска истины, а для самоутверждения, наслаждения лидерством, чаще всего мнимым.

     Это факторы отбора членов группы, которые  действуют на первом этапе. Второй этап построен на оценке способностей человека к творческой деятельности. Главными факторами оценки здесь являются следующие.

     1. Способность к образному восприятию  и метафорическому мышлению. Эти  способности легко можно выявить  специальным тестированием, в  процессе собеседования, при решении  специальных кроссвордов.

     2. Эмоциональная зрелость, которая  проявляется в способности удивляться, восхищаться, эмоционально реагировать на проблему или ситуацию, но при этом проявлять способность к конструктивному действию. Более того, эмоции должны "работать" на конструктивизм, восхищение переходить в интеллектуальный подъем, творческую активность.

     3. Способность к риску также  характеризует одно из важных  качеств кандидата в синектическую  группу. В любой деятельности  есть риск, но каждый человек  по-разному относится к риску.  Один стремится его обойти,  переждать, другой считает его естественным фактором всякой работы. В творческой, исследовательской работе отношение к риску проявляется через отношение к парадоксам, оценкам "бредовых" идей со стороны других участников работы, опасение вызвать негодование и пр.

     4. Большое значение имеет также способность кандидата к обобщению, тип мышления, позволяющий видеть целое, составлять из разрозненных фактов целостную картину, обобщать факты или мысли, выделять главное и отсеивать второстепенное относительно целей исследования. Эти способности также можно проверить и установить. Существуют специальные тесты. Человеку даются три-четыре факта, по которым надо сделать обобщающее заключение. Эти задачи могут быть разной степени сложности. Возможны компьютерные варианты таких тестов.

     На  третьем этапе проверяются коммуникационные данные кандидата. От степени их развитости и вида зависит эффективность его работы в синектической группе. Здесь предметом оценки являются следующие характеристики.

     1. Кинестатические позиции, или  реакция на координационные действия. Она может быть замедленной, неуклюжей, инертной.  Это не всегда свидетельствует о низком творческом потенциале, однако для успешной работы в группе может оказаться отрицательным фактором. Иногда некоординируемость действий может быть следствием внутренней неуверенности, скованности.

     2. Очень важным качеством является  ответственность. Может ли человек  отождествить свою деятельность  с общими результатами работы, ощутить их как собственные  удачу или неудачу, объективно  оценить свою деятельность и  роль в группе, признать порицание или одобрение. Ответственность проявляется в обязательности.

     3. Кандидату должна быть присуща  также мотивация поддержки. В  работе группы он не может  занимать наблюдательную или  выжидательную позицию, он должен  поддерживать огонь мысли,  искать и находить свою роль, функцию, место в общем процессе творческой деятельности, проявлять активность. И это должно быть органической склонностью в его поведении, в его отношении к группе. Не отрицать и сомневаться, критиковать и самоутверждаться, а поддерживать и дополнять, развивать и воодушевлять своим отношением других. Это способ интеграции в группу, достижения авторитета растворения и собственной самобытности. Не акцентировать несогласие, но искать рациональное и полезное, отрицать при острой необходимости через утверждение, альтернативность, инновационное обогащение идеи.

     4. Важную роль в формировании синектической группы играет и статус разнообразия, который может быть присущ кандидату в совместной работе. Синектический эффект в значительной степени зависит от типологического разнообразия поведенческих характеристик членов группы.

     Сформировать  группу еще недостаточно для того, чтобы она могла продуктивно  работать. Ее надо ввести в работу и  обучить некоторым приемам совместной деятельности. Это очень важный этап синектики, он способствует как корректировке состава группы, так и созданию инновационной среды, освоению методологии и организации творческой работы.

     Продолжительность обучения может быть различной, от нескольких недель до нескольких месяцев. Главное - сформировать понимание метода и уверенность в его продуктивности, коллективизм в решении проблем исследовательского типа, освоение роли каждого в синектической группе. Главными методами обучения здесь могут быть кейсы, но не исключаются и установочные проблемные лекции. Их цель систематизация имеющихся знаний, мотивирование интересов. Тематика лекций весьма разнообразна по областям знаний. Наконец, заключительный этап представляет собой организацию продуктивной деятельности синектической группы, освоение проблемы и проведение исследовательской работы.

     4. Методы проектирования  концепций

 

     Работу  исследователя можно отождествить с работой проектировщика, который  проектирует новое устройство и  располагает для этого соответствующими методами проектирования.

     Исследователь тоже проектирует, но предметом его  проектирования может быть не только решение отдельной проблемы или  исследовательской задачи, но и создание новой концепции развития или  концепции решения комплекса  проблем, новой концепции объяснения тех или иных непонятных явлении и предвидения их дальнейших изменении. [5]

     Известно, что концепция - это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели.

     Существуют, например, американская и российская концепция исследования космического пространства, существуют различные  концепции мирного использования  атомной энергии, концепции реформирования экономики и пр.

     В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основополагающих идей и подходов, организовывать исследования.

     В области практической деятельности человека она отражает исходные посылки  и установки, цель и средства ее достижения. В частности, в области управления концепция отражает подходы к управлению, систему ценностей, по которым выбираются варианты решений, отбор факторов практического анализа ситуаций и пр. И в этом своем качестве концепция управления безусловно определяет его эффективность и общий успех. Можно условно дать несколько названий различных концепций управления: концепция качества, концепция человеческого капитала, концепция культуры управления, концепция неформального управления и т. д. Все они отличаются систематизированными акцентами в управленческой деятельности, опорными факторами ее организации и осуществления.

     Концепция управления может быть предметом  и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования.

     Специфика такого предмета исследования определяет и методы его проведения. Это методы интеграции исследования и проектирования. Интеграция достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов дивергенции, трансформации и конвергенции. Дивергенция - это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения.

Информация о работе Диверсификационные методы в исследовании систем упрвления