Диверсификационные методы в исследовании систем упрвления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание

Известно, что в производстве диверсификация проявляется в превращении многих фирм и корпораций в многоотраслевые комплексы, соединяющие выпуск продукции различного назначения и использующие различные технологии. В этих условиях достигается эффект лучшего использования ресурсов, возможность варьировать продукцией при изменении спроса, повышения конкурентоспособности. Но есть и еще одно преимущество диверсификации.

Содержание

Введение

1. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

2. Метод «мозгового штурма»

3. Метод синектики в исследовании управления

4. Методы проектирования концепций

Заключение

Библиографический список

Приложения

Работа состоит из  1 файл

26_Диверсификационные методы.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение

1. Методы  интуитивного поиска в исследовании  систем управления

2. Метод  «мозгового штурма»

 3. Метод синектики в исследовании управления

4. Методы  проектирования концепций

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

      Введение

     Диверсификация - одно из заметных явлений современности. Она представляет собой соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяющее лучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и достигать целей.

     Известно, что в производстве диверсификация проявляется в превращении многих фирм и корпораций в многоотраслевые комплексы, соединяющие выпуск продукции различного назначения и использующие различные технологии. В этих условиях достигается эффект лучшего использования ресурсов, возможность варьировать продукцией при изменении спроса, повышения конкурентоспособности. Но есть и еще одно преимущество диверсификации. Оно заключается в создании условий для взаимного обогащения одной технологии другой, использования смежных принципов и подходов, обеспечения разнообразия видов продукции за счет "эффекта перенесения" идеи или подхода. Это напоминает известный в квантовой методологии принцип внешней дополнительности, который начинает проявляться и действовать тогда, когда соединяется внешнее и внутреннее, когда возникает возможность посмотреть на внутреннее с внешних или принципиально иных позиций. Это можно назвать эффектом диверсификации.

     Вместе  с тем происходит и диверсификация управления, которая проявляется  в разнообразии форм и видов систем управления, в соединении их по потребностям управления диверсифицированными организациями.

     Процессы  диверсификации проникают и в  сферу исследований. Здесь они  обнаруживают себя в растущем разнообразии подходов и методов исследования и потребностях соединения этих подходов в конкретном исследовании.

     Так, например, использование даже традиционных методов исследования можно соединить  с психологическим регулированием исследовательской деятельности и  особой формой ее организации. Получается принципиально новый метод исследования, обладающий своими достоинствами и недостатками и отличающийся от других методов. В связи с этим можно назвать метод синектика и множество разновидностей этого метода. Его можно назвать диверсифицированным методом исследования, потому что это не просто метод анализа или коллективной интеллектуальной деятельности, это метод мотивирования коллективной интуиции, своеобразной игры воображения, психологической настройки, целеустремленного поиска и пр.

     Важной  особенностью диверсифицированых методов исследования является соединение оригинальных методологий исследования со специфическими организационными формами их проведения. Именно в этом, пожалуй, наиболее ярко проявляется эффект диверсификации.

     Диверсифицированные методы исследования получают большое развитие в современных условиях, и им принадлежит большое будущее.

     Известные диверсифицированные методы исследований должны быть представлены в системе, ибо их системное представление позволяет наиболее успешно выбирать те или иные методы в конкретных условиях.

     Система диверсифицированных методов исследований включает методы мозгового штурма, методы систематизированного поиска, методы глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, методы синектика, методы интуитивного поиска и др.

     Все это различные методы, но они теснейшим  образом связаны друг с другом. Общее у них в том, что они  соединяют различное, иногда противоречивое, это и составляет основу эффекта  их использования.

     В данной работе рассматриваются диверсификационные методы исследования систем управления и раскрывается их содержание.

 

      1. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

 

     Исследование - это всегда поиск нового, совершенного, эффективного, наилучшего, это не просто разрешение наваливающихся проблем, а поиск проблем, решение которых ведет к совершенству.

     Этот  поиск может быть организован  различным образом и предполагает использование разных методов. Можно  выделить методы случайного, интуитивного поиска, методы систематического поиска и методы логического поиска (см. приложение 1).

     Методы  случайного, интуитивного поиска заключаются  в нахождении или аккумулировании  новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Часто такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осознания его необходимости. Это методы, которые проистекают из потребностей творчества, неординарного мышления, развитой интуиции, интеллектуальных способностей. [5]

     Коллективные формы использования таких методов поиска широко используются в виде мозгового штурма и всех его разновидностей.

     Метод систематического поиска характеризуется  упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, точной критериальной  основой оценок, последовательностью. Здесь широко используются матричные методы анализа, методы классификации, декомпозиции.

     Метод логического поиска отличается более  жесткой упорядоченностью, которая  проявляется в алгоритмизации всех процедур поиска, направленного на вполне конкретный предмет исследования или элемент системы.

     Методы  логического поиска начинаются с  определения предмета исследования или его корректировки, уточнения, дополнения в том случае, если такое  определение уже существует.

     Исследовательская деятельность - это всегда творческий процесс. В этом процессе значительную роль играет интуиция.

     Интуиция - это способность человека к неосознанному  предопределению решений, событий, ситуаций. Это работа подсознания, происходящая в виде некоторого "озарения", импульса мысли или идеи.

     В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиция, потому что исследование связано  с некоторым открытием нового, поиском решений. И не всегда это  происходит на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Действие интуиции в исследовательской деятельности может быть выражено в различной степени, но она всегда присутствует как необходимый элемент творчества.

     Принято считать, что интуиция - это индивидуальное качество исследователя, это его  природные способности, особенности, талант предположений и предвидения. Это верно, но лишь в определенной мере. Способность к интуиции можно воспитывать и развивать, мотивировать и сознательно вызывать. В определенной мере можно осваивать механизмы и алгоритмы использования интуиции в творческой работе и исследовательской деятельности.

     В исследовательской деятельности существуют проблемы различного типа. Одни проблемы можно решать по типовым схемам решения, отработанным в предыдущих исследованиях, другие требуют, ввиду своей сложности, творческого подхода. Творческий подход существует тогда, когда повышается роль интуиции в исследовательской деятельности, точнее говоря интуитивного поиска решений. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске. Вообще в любом исследовании существует определенное сочетание интуитивной и логической компоненты. Это можно показать на следующей схеме (приложение 2).

     Можно выделить несколько стратегий исследования, которые предполагают различные степени использования интуиции: стратегия случайного поиска, стратегия целенаправленного поиска, стратегия систематизированного поиска, стратегия интуитивного поиска, стратегия алгоритмического (упорядоченного) поиска (приложение 3).

     Стратегия случайного поиска характеризуется упрощенным анализом информации по обобщенным критериям. Она ориентирована на обработку большого количества информации без ее специальной классификации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать проблему или решение, показать факторы появления и проявления противоречий.

     Стратегия целенаправленного поиска предполагает формулировку цели обработки информации, классификацию ее по целевым факторам исследования, поиск в зонах целевых  установок и определенных направлений исследовательской деятельности.

     Стратегия систематизированного поиска является некоторым развитием и дополнением  вышеназванной стратегии. Ее особенность  заключается в том, что она  требует не просто наличия цели, а систематизации поиска по определенной методологии. Такая систематизация требует построения дерева целей или конкретизации исходной цели в исследовательских задачах. Обработка информации должна осуществляться в соответствии с этой системой целей или задач.

     Стратегия алгоритмического поиска строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования. Эта разработка имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, действий, обработки информации и т. д. Эта стратегия построена на установлении этапов проведения исследования, каждый из которых означает шаг его успешного осуществления и продвижения.

     Стратегия интуитивного поиска заключается в  последовательном выдвижении и дальнейшей проверке различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляется их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности.

     Можно выделить и стратегию интуитивно-целевого поиска. Она является сочетанием стратегии систематизированного и интуитивного поиска. Однако это предполагает усиление компоненты системного анализа и предельно четкую формулировку цели исследования.

     Эти стратегии различаются не только методологией их осуществления, но и  организационными факторами. Они не обязательно предполагают алгоритм индивидуальной исследовательской деятельности, но используются и при коллективном исследовании, где могут иметь наибольший эффект. Например, интуитивная и интуитивно-целевая стратегии являются наиболее эффективными, когда они строятся на разделении функций между различными исследовательскими группами в целях аккумулирования и презентации идей, их строго и тщательного системного анализа.

     Стратегии различаются не только сочетанием логики и интуиции, но и по следующим параметрам: цель исследования и характер проблемы, что делать для ее решения, какими средствами решать, как решать (приложение 3).

     Важным  фактором выбора стратегии является также наличие информации на начальном  этапе исследования, возможность  и необходимость ее накопления, формы использования (количественные данные, систематизированное описание, свойства, характеризующие качество и пр.) Чем меньше первоначальной информации, тем больше потребность в стратегии интуитивного поиска. [1]

     Может показаться, что интуитивный поиск полностью построен на случайных озарениях и по сути своей является противоположностью методам системного анализа, формальной логики, "технологии разума". Это не совсем верно. Любая мыслительная, а тем более, творческая деятельность имеет две составляющие - сознательную и бессознательную. У каждого человека по-разному строится их сочетание, и у всех людей оно по-разному проявляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в которых они оказываются.

     До определенных пределов этим сочетанием можно управлять и можно развивать бессознательную составляющую мышления, можно мотивировать ее проявление. На этом и построены различные стратегии творческого поиска.

     Один  из классиков американского менеджмента  Джеймс Марч писал: "Нам нужно  дополнить технологию разума технологией безрассудства. Индивидам и организациям требуется возможность делать то, для чего у них нет никаких разумных оснований. Не всегда, но как правило. Но иногда им нужно действовать прежде, чем они успеют подумать". [7]

     Менеджеру, а исследователю менеджмента тем более, должна быть присуща готовность к случайности, риску, импровизации. Им необходимо развивать способности улавливать интуитивные сигналы своего мозга, действовать иногда "по наитию".

Информация о работе Диверсификационные методы в исследовании систем упрвления