Доход (прибыль) как объект финансового распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференцирования являются показателями экономического и социального благополучия общества. Распределение их имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию. Распределение доходов тесно связано с распределением ресурсов. Через дифференциацию доходов в общественной жизни проявляются те взаимосвязи, которые скрыты за распределением ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1 Теоретические аспекты доходов и роль государства в перераспределении доходов………………………………………………….……...…………….……4
1.1 Сущность и классификация государственных доходов….…………….…..4
1.2 Государственное регулирование распределения доходов…………………9
1.3 Роль государства в перераспределении дохода……………..……….…….12
2 Анализ поступления доходов в РК…………………………………………...16
2.1 Динамика государственных доходов в РК…………………………………16
2.2 Роль бюджета в распределении и перераспределении дохода государства……………………………………………………….…………........21
3 Проблема неравномерности распределения доходов…….……………..…..24
3.1 Проблема неравномерности распределения доходов и пути решения…24
3.2 Этапы формирования межбюджетных отношений в Республике Казахстан…………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….………28
Список источников………………………………………………………..……..29

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 355.50 Кб (Скачать документ)

Главным звеном финансовой системы РК является государственный  бюджет – годовой план доходов  и расходов государства. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство доходов и расходов отвечает требованиям жить по средствам.

Доходная часть  государственного бюджета формируется  в основном за счет налоговых поступлений  и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основным поступлением в госбюджет является подоходный налог с населения, т.е. с физических лиц (до 80%). Такой вид налогообложения считается наиболее прогрессивным, так как население не имеет возможности переложить налог на отпускные цены. Государственные доходы имеют своим источником национальный доход, а финансовые ресурсы мобилизуются при распределении и перераспределении всей суммы валового общественного продукта. Покрытие государственных расходов обеспечивается совокупностью всех финансовых ресурсов государства.

Бюджетный кодекс Республики Казахстан в бюджетном процессе является наиболее важным документом, который ставит перед собой цель регулирования бюджетных, межбюджетных отношений, установку основных положений, принципов и механизмов функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан.

Для анализа  поступления дохода сравним государственные  доходы, поступившие в государственный  бюджет. За 2009 год данные предоставлены в таблице 1.[10]

Таблица 1 – госбюджет  Казахстана за 2009 год

I. ДОХОДЫ

3 505 344,7

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

2 228 681,8

НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

136 175,5

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

35 887,4

ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ

1 104 600,0

II. ЗАТРАТЫ

3 746 840,2

Государственные услуги общего характера

166 062,7

Оборона

187 615,3

Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

316 189,7

Образование

660 917,1

Здравоохранение

450 892,5

Социальная помощь и социальное обеспечение

758 308,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

304 048,8

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

173 618,1

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

58 577,0

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные

168 117,9

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

30 920,7

Прочие

64 853,4

Обслуживание  долга

69 206,9

ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ

809 430,1

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ

249 061,0

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

-67 676,5


Источник: Министерство финансов РК

Доля неосвоенного остатка в общей сумме расходов составила 37,5 млрд.тенге. При этом 10,4 млрд.тенге – неоплаченная часть  зарегистрированных обязательств 2010 года по продолжающимся инвестиционным проектам будет оплачена, в соответствии с Бюджетным кодексом. Исполнение бюджета 2010 года осуществлялось по заданным Главой государства основным направлениям развития Казахстана до 2020 года. Принята новая Концепция по формированию и использованию средств Национального фонда, согласно которой ежегодный гарантированный трансферт из Национального фонда закреплен на уровне 8 млрд. долл. США или 1,2 трлн. тенге.

Если говорить об основных итогах исполнения бюджета, то они следующие. В государственный  бюджет поступило 4 388,8 млрд.тенге, что  на 878,5 млрд.больше 2009 года. Доходы государственного бюджета составили 4 299,1 млрд.тенге, из них налоговые поступления составили 2 934,1 млрд.тенге (таблица 2). Годовой план по основным видам налогов перевыполнен, на что повлияла положительная динамика развития экономики страны, введение механизма распределения таможенных пошлин в связи со вступлением в таможенный союз и роста импорта из дальнего зарубежья в Российскую Федерацию и Республику Беларусь, увеличение поступлений экспортной таможенной пошлины на нефть в результате уплаты по временным декларациям за большие объемы экспорта нефти, чем фактически экспортировано, что связано со спецификой отрасли, снижение суммы возврата НДС против планируемого и разовые незапланированные поступления.

Таблица 2 – госбюджет  Казахстана за 2010 год

I. ДОХОДЫ

4 299 132,2

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

2 934 080,7

НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

104 398,2

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

60 653,3

ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ

1 200 000,0

II. ЗАТРАТЫ

4 457 164,6

Государственные услуги общего характера

224 944,3

Оборона

221 345,1

Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

368 776,3

Образование

755 294,8

Здравоохранение

551 325,7

Социальная  помощь и социальное обеспечение

905 272,7

Жилищно-коммунальное хозяйство

334 154,8

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

227 564,3

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

79 720,0

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн

207 073,8

Промышленность, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность

28 236,0

Транспорт и  коммуникации

390 669,5

Прочие

68 170,4

Обслуживание  долга

94 616,8

ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ

882 228,5

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ

290 107,2

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

-64 857,1


Источник: Министерство финансов РК

Расходы государственного бюджета в 2010 году, по сравнению с 2009 годом были увеличены на 913,1 млрд.тенге  и фактически составили 4 916,1 млрд. тенге. Республиканский бюджет исполнен на 4 284 млрд.тенге, или 99,1% к плану. Доля неосвоенного остатка в общей сумме расходов составила 0,9%, или 37,5 млрд.тенге, что на 22,6 млрд.тенге меньше по сравнению с 2009 годом. При этом 10,4 млрд.тенге – неоплаченная часть зарегистрированных обязательств 2010 года по продолжающимся инвестиционным проектам будет оплачена . Благодаря введенной бюджетной политике, ориентированной на результат, в 2010 году, средства направлялись на достижение стратегических целей и получение результатов. Считаю важным отметить, что в 2010 году сохранена приоритетность социальных расходов. Расходы государственного бюджета на образование, здравоохранение и социальное обеспечение имеют положительную динамику, за последние пять лет они увеличились более чем в 2 раза. В 2010 году их объем достиг значения 10,4% к ВВП. Дефицит госбюджета сложился в сумме 527,3 млрд. тенге, по республиканскому бюджету – в сумме 554,8 млрд. тенге или на уровне 2,6% к ВВП, что меньше плана на 248,8 млрд.тенге. В 2010 году была проведена работа по мониторингу проводимых государственных закупок, по результатам которых инициированы проверки рисковых закупок. Положительным эффектом данной работы явилось снижение роста нарушений в сфере государственных закупок. Так, в 2010 году сумма нарушений, установленных при проведении государственных закупок, составила 199 026,9 млн. тенге (2009 г. – 208 386,4 млн. тенге).

Таблица 3 – государственный  бюджет за 2011 год

I. ДОХОДЫ

4 315 780,0

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

3 165 277,3

НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

104 308,2

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ  ОСНОВНОГО КАПИТАЛА

36 194,6

ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ

1 010 000,0

II. ЗАТРАТЫ

4 146 633,9

Государственные услуги общего характера

212 255,7

Оборона

186 212,6

Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность

337 303,5

Образование

764 152,9

Здравоохранение

486 131,7

Социальная помощь и  социальное обеспечение

948 692,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

277 872,0

Культура, спорт, туризм и информационное пространство

157 405,0

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

74 846,3

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные  отн

208 407,7

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

17 105,6

Транспорт и коммуникации

317 856,2

Прочие

52 224,1

Обслуживание долга

106 168,3

ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ

576 815,5

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ

246 175,5

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ  БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

-121 896,9


Источник: Министерство финансов РК

На сегодняшний  день налоговое администрирование  РК вышло на качественно новый  этап развития, уже реализован ряд  масштабных реформ – в частности  принят Новый налоговый кодекс, который существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования. Позиция Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного банка - 39-е место среди 183 стран мира, а также лучшие среди стран СНГ (улучшение на 14 позиций в сравнении с данными прошлого года) также является подтверждением эффективности проводимой налоговой политики [11].

Из рисунка 1 видно, что 68% доходов бюджета составляют налоговые поступления. Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет. Они составляют 28% в структуре доходов бюджета. Как известно, источниками Национального фонда Республики Казахстан является доходы нефтегазового сектора, доходы от продажи казахстанских стратегических объектов, и отрасль образующих предприятий. Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан – 3%. [12].


 

Итак, налоговые  поступления составляют значительную долю доходной части государственного бюджета Республики Казахстан. Первым общим показателем, характеризующим  их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте (ВВП).

В Республике Казахстан  налоговые поступления делятся  в соотношении один к двум местные  к республиканскому бюджету (с тенденцией к увеличению доли доходов республиканского бюджета за 2010 год) при делении косвенных налогов на республиканском и прямых налогов на местном уровне. На 1 января 2009 года соотношение налоговых поступлений в местный и республиканский бюджеты составляло 26,33% и 73,47% соответственно, на 1 января 2010 года 34,89% и 65,11% соответственно и на 1 января 2011 года 28,99% и 71,01% соответственно. Увеличение доли поступлений в местные бюджеты за 2009 году обусловлено тем, что объемы косвенных налогов в республиканский бюджет значительно сократились, а темпы прироста прямых налогов остались на прежнем уровне (рисунок 2) [13].

Объемы поступлений по налогу на имущество, земельному налогу, налогу на транспортные средства не существенно зависят от конъюнктуры рынка, состояния экономики и прочих макроэкономических дестабилизирующих условий. При сохранении существующей налоговой политики можно предположить, что соотношение налоговых платежей останется прежним в ближайшие годы. Но если налоговая политика Республики Казахстан будет ориентирована на децентрализацию налоговой системы, то возможно перераспределение налоговых поступлений. Также увеличение доли поступлений в местный бюджет возможно при увеличении ставок по прямым налогам. Бюджетная политика Республики Казахстан направлена на снижение налогового бремени с отечественных товаропроизводителей.

 


2.2 Роль бюджета в распределении и перераспределении дохода государства

В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название «государственный бюджет».

Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.

 

Таблица 4 – распределение  и перераспределение доходов

Валовой национальный продукт

Амортизационный фонд

Бюджетные  
доходы

 

налоги

 

сборы

 

пошлины

 

займы

Бюджетный фонд

Бюджетные расходы

 

финансирование

 

 

финансирование

 

 

субсидии,

трансферты

 

 

 

отраслей 
хозяйства

 

непроизводственной сферы

 

 

администра-тивным и экономическим  территориям

 

 

 

 

 

 Просвещение

 Здравоохранение

 соц. обеспечение 

 управление

 оборона

Чистый национальный продукт:

 

заработная плата работников;

доходы лиц, работающих по найму;

прибыль предпринимателей;

ренты землевладельцев;

ссудный (банковский) процент  предпринимателей и вкладчиков

Информация о работе Доход (прибыль) как объект финансового распределения