Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:41, курсовая работа
Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференцирования являются показателями экономического и социального благополучия общества. Распределение их имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию. Распределение доходов тесно связано с распределением ресурсов. Через дифференциацию доходов в общественной жизни проявляются те взаимосвязи, которые скрыты за распределением ресурсов.
Введение…………………………………………………………………...………3
1 Теоретические аспекты доходов и роль государства в перераспределении доходов………………………………………………….……...…………….……4
1.1 Сущность и классификация государственных доходов….…………….…..4
1.2 Государственное регулирование распределения доходов…………………9
1.3 Роль государства в перераспределении дохода……………..……….…….12
2 Анализ поступления доходов в РК…………………………………………...16
2.1 Динамика государственных доходов в РК…………………………………16
2.2 Роль бюджета в распределении и перераспределении дохода государства……………………………………………………….…………........21
3 Проблема неравномерности распределения доходов…….……………..…..24
3.1 Проблема неравномерности распределения доходов и пути решения…24
3.2 Этапы формирования межбюджетных отношений в Республике Казахстан…………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….………28
Список источников………………………………………………………..……..29
Главным звеном финансовой системы РК является государственный бюджет – годовой план доходов и расходов государства. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство доходов и расходов отвечает требованиям жить по средствам.
Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основным поступлением в госбюджет является подоходный налог с населения, т.е. с физических лиц (до 80%). Такой вид налогообложения считается наиболее прогрессивным, так как население не имеет возможности переложить налог на отпускные цены. Государственные доходы имеют своим источником национальный доход, а финансовые ресурсы мобилизуются при распределении и перераспределении всей суммы валового общественного продукта. Покрытие государственных расходов обеспечивается совокупностью всех финансовых ресурсов государства.
Бюджетный кодекс Республики Казахстан в бюджетном процессе является наиболее важным документом, который ставит перед собой цель регулирования бюджетных, межбюджетных отношений, установку основных положений, принципов и механизмов функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан.
Для анализа поступления дохода сравним государственные доходы, поступившие в государственный бюджет. За 2009 год данные предоставлены в таблице 1.[10]
Таблица 1 – госбюджет Казахстана за 2009 год
I. ДОХОДЫ |
3 505 344,7 |
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
2 228 681,8 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
136 175,5 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА |
35 887,4 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ |
1 104 600,0 |
II. ЗАТРАТЫ |
3 746 840,2 |
Государственные услуги общего характера |
166 062,7 |
Оборона |
187 615,3 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
316 189,7 |
Образование |
660 917,1 |
Здравоохранение |
450 892,5 |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
758 308,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
304 048,8 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
173 618,1 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
58 577,0 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные |
168 117,9 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
30 920,7 |
Прочие |
64 853,4 |
Обслуживание долга |
69 206,9 |
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ |
809 430,1 |
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ |
249 061,0 |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ |
-67 676,5 |
Источник: Министерство финансов РК
Доля неосвоенного остатка в общей сумме расходов составила 37,5 млрд.тенге. При этом 10,4 млрд.тенге – неоплаченная часть зарегистрированных обязательств 2010 года по продолжающимся инвестиционным проектам будет оплачена, в соответствии с Бюджетным кодексом. Исполнение бюджета 2010 года осуществлялось по заданным Главой государства основным направлениям развития Казахстана до 2020 года. Принята новая Концепция по формированию и использованию средств Национального фонда, согласно которой ежегодный гарантированный трансферт из Национального фонда закреплен на уровне 8 млрд. долл. США или 1,2 трлн. тенге.
Если говорить об основных итогах исполнения бюджета, то они следующие. В государственный бюджет поступило 4 388,8 млрд.тенге, что на 878,5 млрд.больше 2009 года. Доходы государственного бюджета составили 4 299,1 млрд.тенге, из них налоговые поступления составили 2 934,1 млрд.тенге (таблица 2). Годовой план по основным видам налогов перевыполнен, на что повлияла положительная динамика развития экономики страны, введение механизма распределения таможенных пошлин в связи со вступлением в таможенный союз и роста импорта из дальнего зарубежья в Российскую Федерацию и Республику Беларусь, увеличение поступлений экспортной таможенной пошлины на нефть в результате уплаты по временным декларациям за большие объемы экспорта нефти, чем фактически экспортировано, что связано со спецификой отрасли, снижение суммы возврата НДС против планируемого и разовые незапланированные поступления.
Таблица 2 – госбюджет Казахстана за 2010 год
I. ДОХОДЫ |
4 299 132,2 |
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
2 934 080,7 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
104 398,2 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА |
60 653,3 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ |
1 200 000,0 |
II. ЗАТРАТЫ |
4 457 164,6 |
Государственные услуги общего характера |
224 944,3 |
Оборона |
221 345,1 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
368 776,3 |
Образование |
755 294,8 |
Здравоохранение |
551 325,7 |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
905 272,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
334 154,8 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
227 564,3 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
79 720,0 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн |
207 073,8 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
28 236,0 |
Транспорт и коммуникации |
390 669,5 |
Прочие |
68 170,4 |
Обслуживание долга |
94 616,8 |
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ |
882 228,5 |
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ |
290 107,2 |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ |
-64 857,1 |
Источник: Министерство финансов РК
Расходы государственного бюджета в 2010 году, по сравнению с 2009 годом были увеличены на 913,1 млрд.тенге и фактически составили 4 916,1 млрд. тенге. Республиканский бюджет исполнен на 4 284 млрд.тенге, или 99,1% к плану. Доля неосвоенного остатка в общей сумме расходов составила 0,9%, или 37,5 млрд.тенге, что на 22,6 млрд.тенге меньше по сравнению с 2009 годом. При этом 10,4 млрд.тенге – неоплаченная часть зарегистрированных обязательств 2010 года по продолжающимся инвестиционным проектам будет оплачена . Благодаря введенной бюджетной политике, ориентированной на результат, в 2010 году, средства направлялись на достижение стратегических целей и получение результатов. Считаю важным отметить, что в 2010 году сохранена приоритетность социальных расходов. Расходы государственного бюджета на образование, здравоохранение и социальное обеспечение имеют положительную динамику, за последние пять лет они увеличились более чем в 2 раза. В 2010 году их объем достиг значения 10,4% к ВВП. Дефицит госбюджета сложился в сумме 527,3 млрд. тенге, по республиканскому бюджету – в сумме 554,8 млрд. тенге или на уровне 2,6% к ВВП, что меньше плана на 248,8 млрд.тенге. В 2010 году была проведена работа по мониторингу проводимых государственных закупок, по результатам которых инициированы проверки рисковых закупок. Положительным эффектом данной работы явилось снижение роста нарушений в сфере государственных закупок. Так, в 2010 году сумма нарушений, установленных при проведении государственных закупок, составила 199 026,9 млн. тенге (2009 г. – 208 386,4 млн. тенге).
Таблица 3 – государственный бюджет за 2011 год
I. ДОХОДЫ |
4 315 780,0 |
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
3 165 277,3 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
104 308,2 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА |
36 194,6 |
ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ |
1 010 000,0 |
II. ЗАТРАТЫ |
4 146 633,9 |
Государственные услуги общего характера |
212 255,7 |
Оборона |
186 212,6 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность |
337 303,5 |
Образование |
764 152,9 |
Здравоохранение |
486 131,7 |
Социальная помощь и социальное обеспечение |
948 692,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
277 872,0 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство |
157 405,0 |
Топливно-энергетический комплекс и недропользование |
74 846,3 |
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отн |
208 407,7 |
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность |
17 105,6 |
Транспорт и коммуникации |
317 856,2 |
Прочие |
52 224,1 |
Обслуживание долга |
106 168,3 |
ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ |
576 815,5 |
ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ |
246 175,5 |
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ |
-121 896,9 |
Источник: Министерство финансов РК
На сегодняшний день налоговое администрирование РК вышло на качественно новый этап развития, уже реализован ряд масштабных реформ – в частности принят Новый налоговый кодекс, который существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе большой инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования. Позиция Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного банка - 39-е место среди 183 стран мира, а также лучшие среди стран СНГ (улучшение на 14 позиций в сравнении с данными прошлого года) также является подтверждением эффективности проводимой налоговой политики [11].
Из рисунка 1 видно, что 68% доходов бюджета составляют налоговые поступления. Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет. Они составляют 28% в структуре доходов бюджета. Как известно, источниками Национального фонда Республики Казахстан является доходы нефтегазового сектора, доходы от продажи казахстанских стратегических объектов, и отрасль образующих предприятий. Неналоговыми поступлениями являются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные Бюджетным кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан – 3%. [12].
Итак, налоговые поступления составляют значительную долю доходной части государственного бюджета Республики Казахстан. Первым общим показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте (ВВП).
В Республике Казахстан налоговые поступления делятся в соотношении один к двум местные к республиканскому бюджету (с тенденцией к увеличению доли доходов республиканского бюджета за 2010 год) при делении косвенных налогов на республиканском и прямых налогов на местном уровне. На 1 января 2009 года соотношение налоговых поступлений в местный и республиканский бюджеты составляло 26,33% и 73,47% соответственно, на 1 января 2010 года 34,89% и 65,11% соответственно и на 1 января 2011 года 28,99% и 71,01% соответственно. Увеличение доли поступлений в местные бюджеты за 2009 году обусловлено тем, что объемы косвенных налогов в республиканский бюджет значительно сократились, а темпы прироста прямых налогов остались на прежнем уровне (рисунок 2) [13].
Объемы поступлений по налогу на имущество, земельному налогу, налогу на транспортные средства не существенно зависят от конъюнктуры рынка, состояния экономики и прочих макроэкономических дестабилизирующих условий. При сохранении существующей налоговой политики можно предположить, что соотношение налоговых платежей останется прежним в ближайшие годы. Но если налоговая политика Республики Казахстан будет ориентирована на децентрализацию налоговой системы, то возможно перераспределение налоговых поступлений. Также увеличение доли поступлений в местный бюджет возможно при увеличении ставок по прямым налогам. Бюджетная политика Республики Казахстан направлена на снижение налогового бремени с отечественных товаропроизводителей.
В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название «государственный бюджет».
Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.
Таблица 4 – распределение и перераспределение доходов
Амортизационный фонд |
Бюджетные
налоги
сборы
пошлины
займы |
Бюджетный фонд |
Бюджетные расходы
финансирование
финансирование
субсидии, трансферты |
отраслей
непроизводственной сферы
администра-тивным и экономическим территориям |
Просвещение Здравоохранение соц. обеспечение управление оборона | |
Чистый национальный продукт:
заработная плата работников; доходы лиц, работающих по найму; прибыль предпринимателей; ренты землевладельцев; ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков |
Информация о работе Доход (прибыль) как объект финансового распределения