Доход (прибыль) как объект финансового распределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание

Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференцирования являются показателями экономического и социального благополучия общества. Распределение их имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию. Распределение доходов тесно связано с распределением ресурсов. Через дифференциацию доходов в общественной жизни проявляются те взаимосвязи, которые скрыты за распределением ресурсов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1 Теоретические аспекты доходов и роль государства в перераспределении доходов………………………………………………….……...…………….……4
1.1 Сущность и классификация государственных доходов….…………….…..4
1.2 Государственное регулирование распределения доходов…………………9
1.3 Роль государства в перераспределении дохода……………..……….…….12
2 Анализ поступления доходов в РК…………………………………………...16
2.1 Динамика государственных доходов в РК…………………………………16
2.2 Роль бюджета в распределении и перераспределении дохода государства……………………………………………………….…………........21
3 Проблема неравномерности распределения доходов…….……………..…..24
3.1 Проблема неравномерности распределения доходов и пути решения…24
3.2 Этапы формирования межбюджетных отношений в Республике Казахстан…………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………….………28
Список источников………………………………………………………..……..29

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 355.50 Кб (Скачать документ)

 

Источник: составлено по данным Жарикова В.В. [14]

 

Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах

На современном  этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы позволяют государству  обеспечивать необходимые темпы  и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его  отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредоточиваются  на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Таким образом, как особая часть стоимостного распределения  государственный бюджет выполняет  специфическое общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

Государственному  бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные  отношения имеют распределительный  характер, осуществляются всегда в  денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

1) представляет  особую экономическую форму распределительных  отношений, связанную с обособлением  части стоимости валового общественного  продукта у государства и ее  использованием на удовлетворение  общественных потребностей;

2) предназначены  для перераспределения стоимости  между отраслями национального  хозяйства, территориями, секторами  экономики, сферами общественной  деятельности в отличие от  финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

3) выражает такую  стадию стоимостного распределения,  которая непосредственно не связана  с движением общественного продукта  в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

Регулирование экономики осуществляется путем  установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета. Разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О республиканском бюджете» [15].

 

3 Проблема неравномерности  распределения доходов

3.1 Проблема неравномерности распределения доходов и пути решения.

Проблема неравенства  граждан по уровню доходов исторически  являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которой отводилась государству. Абсолютные размеры доходов населения и покупательная способность представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых доходов создает возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства.

Наиболее актуальная задача социальной статистики – изучение бедности. Бедность – «обратная  сторона» богатства. Объективный факт – дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики.

У этой проблемы есть две грани:

  1. Неравенство доходов;
  2. Неравенство богатства.

Люди получают доходы в результате предоставления находящиеся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.

Причинами такого положения вещей являются:

  • разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);
  • разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитный товар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом);
  • разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины) [16].

На 2008 – 2010 годы был разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан  от 20 ноября 2007 года № 1114 План мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан, направленный на предупреждение роста безработицы, содействие росту продуктивной занятости, повышение качества рабочей силы и  защиту национального рынка труда. Численность безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6 % от экономически активного населения). Прогнозировался рост безработицы, дальнейшее высвобождение работников, особенно в экспортоориентированных отраслях производства. Риски сокращения рабочих мест ожидались также в сферах строительства, торговли, транспорта и связи [17].

В такой ситуации Правительство Республики Казахстан  по поручению Главы государства  разработало специальную Стратегию  занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), направленную на обеспечение занятости, недопущение существенного роста безработицы, сохранение и создание новых рабочих мест [18]. Широкое применение в рамках Дорожной карты активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан из целевых групп населения, а уровень молодежной безработицы (4,7 %) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы в стране. Основными результатами Дорожной карты стали: реализация почти 9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих мест; направление на подготовку и переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек на социальные рабочие места и рабочие места в рамках молодежной практики. Реализованная в условиях кризиса стратегия краткосрочной занятости населения – Дорожная карта, позволила не только не допустить роста безработицы, но и добиться снижения ее уровня с 6,9 % во втором квартале 2009 года до 5,5 % в декабре 2010 года.

На конец  августа текущего года официальный  уровень безработицы в Казахстане составил около 7%, и эта цифра, опять  же по официальным данным, уменьшается.

Однако, общеизвестно, что важно учитывать не только данные официальной статистики, но и так называемый индекс «скрытой безработицы». В настоящий момент она в большей степени характерна для всех стран постсоветского пространства. Суть ее заключается в том, что в условиях кризиса компании в целях уменьшения финансовых расходов не увольняют сотрудников. Их отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска или же переводят на сокращенный режим рабочего времени.

 Нельзя сказать,  что в мире к решению проблемы  безработицы правительства стран  подходят одинаково. Конечно,  в целом принцип «вытянутой руки» или «невмешательства» отброшен во многих странах. Однако интересно то, что пути выхода порой прямо противоположны. В некоторых европейских странах правительства не оказывают поддержку безработным. Наоборот, уменьшают выплаты, урезая размеры пособий и сокращая статьи расходов, что не может не влиять на социальную напряженность в обществе.

 

 Объективно  в Казахстане проблема безработицы  выглядит намного лучше по  сравнению, например, с Кыргызстаном, Арменией или Украиной. Массовые  увольнения в США, потеря рабочих мест в соседнем Китае, вынудили бастовать тысячи граждан. Но надо отдать должное руководству того же Китая, оно пытается решить проблему доступными средствами — организовывая строительство дорог, социальных и других объектов.

Практически тем  же путем проблема безработицы решается и правительством Республики Казахстан. По словам министра труда и социальной защиты населения Казахстана Гульшары Абдыкаликовой, в 2010 году на программу  обеспечения занятости из бюджета  страны будет выделено 100 млрд. тенге (более $650 млн.). Все эти средства, по словам министра, пойдут на реализацию правительственной программы трудоустройства безработных «Дорожная карта». И это не считая уже выделенных в 2009 году средств.

 В рамках  данной программы безработные получают возможность устроиться на строительство и ремонт дорог, социальных объектов, школ и больниц страны. Но здесь принципиально важными становятся, например, вопросы прозрачности тендеров, отбора, условий работы, возможностей коррупции, а также освещения данной программы для широких масс.

 Очень многие  казахстанцы, к примеру, не  знают о «Дорожной карте», критериях  отбора, возможностях и условиях  работы. Сама программа, по ее оценке, воспринимается как исключительно решение проблем трудоустройства населения, а потом уже как решение каких-то социальных проблем (ремонт объектов соцкультбыта, дорог и т.п.).

Рост занятости  обусловил увеличение доходов населения  и снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46,7 % в 2001 году до 18,2 % – в 2006 и 6,9 % – в 2010 году. Однако, несмотря на позитивные изменения, национальный рынок труда не сбалансирован. При наличии безработных, сохраняются незаполненные вакансии, отсутствует объективный прогноз потребностей отраслей экономики в специалистах. Отмечается дефицит рабочей силы, в первую очередь, квалифицированных кадров, работников технического и обслуживающего труда, связанный с низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имеет профессионального образования.

3.2 Этапы формирования межбюджетных  отношений в Республике Казахстан

Необходимость обозначения  основных принципов управления государственными финансами в настоящее время определяются тем, что они не только отражают деятельность государства по формированию и распределению бюджета. В современной экономической и, в особенности, политологической литературе весьма широкое распространение получила так называемая 2 «либеральная» концепция государственного бюджета, в соответствии с которой в рыночной экономике эффективность государственных расходов и их влияние на хозяйство страны обратно пропорционально размерам бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу Республике Казахстан в бюджетную систему включены следующие виды и уровни бюджетов:

-государственный бюджет;

-республиканский бюджет;

-областной бюджет, бюджет  города республиканского значения, столицы;

-бюджет района (города  областного значения) [18].

Новый Бюджетный кодекс РК определяет республиканский бюджет как централизованный денежный фонд, который формируется за счет налоговых и других поступлений и предназначен для финансового обеспечения функций центральных органов государственной власти, а также для реализации общереспубликанских направлений государственной политики.

Развитие экономики  во многом определяется состоянием финансовой системы страны. Роль, место и  значение финансовых, кредитных, бюджетных  отношений в развитии государства  очевидны, поскольку от состояния  этих отношений зависит достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост валового внутреннего продукта, уровень безработицы и инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса и других. Вместе с тем, реформирование всей финансовой системы Республики Казахстан обусловило коренную перестройку ее основного звена бюджетной системы.

28 ноября 2009 года в  Республике Беларусь, на встрече  президентов Российской Федерации,  Республики Казахстан и Республики  Беларусь бало принято решение о создании единого таможенного пространства или иначе таможенного союза [19]. В период с 2009 по 2010 год, год введения в действие таможенного союза, между странами участницами было подписано около 40 международных договоров, составивших основу нового общего Таможенного кодекса. С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 – в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном [20].

Информация о работе Доход (прибыль) как объект финансового распределения