Доходы федерального бюджета и особенности их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета;
сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета за 2008, 2009 г.;
проанализировать проблемы в области формирования доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение. 3
1. Экономическое содержание доходов бюджета. 3
2. Налоговые и неналоговые доходы. 4
3. Доходы федерального бюджета. 5
4. Доходы проекта федерального бюджета. 7
5. Закон "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов". 26
Заключение. 28
Использованная литература. 28

Работа состоит из  1 файл

Курсова по финансам(расходы федерального бюджета).docx

— 1,000.81 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

Академия бюджета  и казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине:

«Финансы»

на тему:

«Доходы федерального бюджета  и особенности их формирования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса 

группы 2ФК2

Власова Ирина Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2010 

Содержание.

Введение. 3

1. Экономическое содержание доходов бюджета. 3

2. Налоговые и неналоговые доходы. 4

3. Доходы федерального бюджета. 5

4. Доходы проекта федерального  бюджета. 7

5. Закон "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов". 26

Заключение. 28

Использованная литература. 28

 

Введение.

Как известно, бюджет государства  можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента  принятия государством этого документа  финансы приобретают всеобщий характер. Государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и с помощью  него организует перераспределение  общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей.

На современном этапе  отличительной чертой бюджетов многих государств является их возрастающая роль в перераспределении национального  дохода.

Материальной основой, позволяющей  образовать основной централизованный фонд денежных средств, который обеспечивает финансирование нужд государства и  выполнение его функций и задач, являются доходы федерального бюджета. В этом и заключается актуальность темы данной работы «Доходы федерального бюджета и резервы их увеличения».

Объект исследования данной работы – бюджетная система Российской Федерации. Предметом исследования являются доходы федерального бюджета.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и  особенностей формирования доходов  федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов  федерального бюджета.

На основании поставленной цели решаются следующие задачи:

    1. углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета;
    2. сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета за 2008, 2009 г.;
    3. проанализировать проблемы в области формирования доходов федерального бюджета.

Источниками информации при  написании курсовой работы послужили  нормативно-правовые акты, труды отечественных  авторов по данной проблеме, периодические  издания, статистическая отчетность за 2008-2009 г.

По структуре курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и изложена на двадцати восьми страницах машинописного текста.

 

1. Экономическое  содержание доходов бюджета.

 

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней  позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

    Федеральный бюджет  РФ является основным финансовым  планом государства, утверждаемым  Федеральным собранием (принимается  Государственной думой и одобряется  Советом Федерации) и имеющим  статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

    Составление и  исполнение бюджета базируется  на бюджетной классификации, в  которой выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие  из основных функций государства.

    В этой связи  главной проблемой, вытекающей  из структуры формирования доходов  бюджета РФ, остается распределение  налоговых доходов и неналоговых  отчислений между местными и  федеральным бюджетом.

    Доходы бюджета  - часть централизованных финансовых  ресурсов государства, необходимых  для выполнения его функций.  Они выражают экономические отношения,  возникающие в процессе формирования  фондов денежных средств, и  поступают в распоряжение органов  власти.

    Налоги являются  главным методом перераспределения  национального дохода; обеспечивают  преобладающую долю доходов бюджета.  Доля налогов в доходах членов  федерации и местных бюджетов  значительно меньше. Эти бюджеты  формируются за счет закрепленных (собственных) и регулирующих  доходов.

 

2. Налоговые и неналоговые доходы.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации, к налоговым  доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах федеральных налогов  и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных  налогов, а также пеней и штрафов  по ним.

К неналоговым доходам  бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

 

3. Доходы федерального бюджета.

 

Всего в 2009 году (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.

Показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном законе «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС  России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. рублей.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.

Снижение поступлений  обусловлено ухудшением результатов  финансово-хозяйственной деятельности организаций и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в  федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509,8 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд. рублей, или на 1%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 176,6 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 81,7 млрд. рублей и снизились относительно 2008 года на 35%.

Снижение поступлений  по сводной группе акцизов в федеральный  бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2009 году поступило в федеральный бюджет 981,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 887,6 млрд. рублей, газа горючего природного – 75,0 млрд. рублей, газового конденсата – 6,6 млрд. рублей.

По сравнению с 2008 годом  поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением  цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 267,7 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.

В Фонд социального  страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2009 году поступило 61,5 млрд. рублей, что на 17% меньше, чем в 2008 году.

В Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 89,8 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.

В территориальные  фонды обязательного медицинского страхования в 2009 году поступило 162,2 млрд. рублей, что соответствует уровню 2008 года.

 

4. Доходы проекта федерального бюджета.

Расчеты представлены не по всем статьям классификации доходов федерального бюджета, по ряду доходов представлены только пояснения. Расчеты доходов федерального бюджета непрозрачны, содержат показатели, многие из которых сами являются расчетными, что затрудняет анализ доходов федерального бюджета, оценку их обоснованности и корректности.

Ряд доходов федерального бюджета: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, вывозные таможенные пошлины  требуют дополнительного обоснования  и (или) уточнения.

Счетной палатой установлены  расхождения между показателями, содержащимися в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, и показателями, используемыми  в расчетах поступлений в федеральный  бюджет налога на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизов.

В составе доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, не учтены доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния. Потенциальным резервом увеличения доходов федерального бюджета в 2009 году могли бы стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по сокращению совокупной задолженности по федеральным налогам и сборам и таможенным платежам, санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации, которая по состоянию на 1 июля 2008 года составляла 904,8 млрд. рублей (без учета единого социального налога и задолженности ликвидированных и признанных банкротами организаций).

Как и в предыдущие годы, при формировании доходов федерального бюджета не учтен ряд доходов, что не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации.

 

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относится общий объем доходов бюджета с выделением объема нефтегазовых доходов.

Состав и объем прогнозируемых на 2009 - 2011 годы доходов федерального бюджета по группам, подгруппам, статьям и подстатьям содержатся в приложении к пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Статьей 192 Бюджетного кодекса  Российской Федерации установлено, что в составе материалов, представленных с проектом федерального закона, должны содержаться расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета. В составе материалов, представленных с законопроектом, содержатся расчеты поступлений в федеральный бюджет отдельных налоговых и неналоговых платежей в 2009, 2010 и 2011 годах. Счетная палата отмечает, что в материалах и документах, представленных к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», не представлены расчеты по доходам, которые составляют в 2009 году – 535,2 млрд. рублей, в 2010 году – 558,2 млрд. рублей и 2011 году - 582,6 млрд. рублей (или 5 % суммы прогнозируемых доходов федерального бюджета). В пояснительной записке к законопроекту указываются только методы, примененные при прогнозировании поступлений этих доходов.

Несмотря на важность расчетов для оценки обоснованности проектируемых  доходов федерального бюджета, внесенные расчеты доходов федерального бюджета непрозрачны, содержат только ограниченное количество принятых при расчетах показателей, многие из которых сами являются расчетными. Некоторые показатели, примененные в расчетах, на каждый год прогнозируемого периода проектируются в одних и тех же размерах. В ряде случаев показатели, используемые в расчетах, сгруппированы таким образом, что невозможно сравнить их с показателями, используемыми Федеральной налоговой службой в налоговой отчетности. Это затрудняет анализ расчетов, оценку их обоснованности и корректности.

Информация о работе Доходы федерального бюджета и особенности их формирования