Доходы федерального бюджета и особенности их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета;
сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета за 2008, 2009 г.;
проанализировать проблемы в области формирования доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение. 3
1. Экономическое содержание доходов бюджета. 3
2. Налоговые и неналоговые доходы. 4
3. Доходы федерального бюджета. 5
4. Доходы проекта федерального бюджета. 7
5. Закон "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов". 26
Заключение. 28
Использованная литература. 28

Работа состоит из  1 файл

Курсова по финансам(расходы федерального бюджета).docx

— 1,000.81 Кб (Скачать документ)

Данные о прогнозируемых объемах импорта табака курительного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов приводятся в млрд. штук, в то время как в расчете акцизов данные об объеме импорта табака курительного приводятся в тоннах и ставка налога для указанного вида подакцизной продукции устанавливается в рублях за килограмм.

Аналогичные расхождения  между показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и показателями, используемыми для расчета акцизов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, имеют место в расчетах на 2010 и 2011 годы.

Динамика доходов  от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья на 2008 – 2011 годы приведена в таблице.

 Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» увеличен не облагаемый налогом минимум цены на нефть с 9 до 15 долларов США за баррель, учитываемый при расчете коэффициента, применяемого для определения налоговых обязательств; расширяется географический перечень участков недр, добыча нефти которых облагается по нулевой ставке при соблюдении ряда установленных условий. К таким участкам относятся расположенные севернее Северного полярного круга, в Азовском и Каспийском морях, а также на территории Ненецкого автономного округа и полуострове Ямал в Ямало - Ненецком автономном округе.

Выпадающие доходы федерального бюджета от увеличения необлагаемой минимальной цены на нефть, используемой при расчете коэффициента Кц, согласно материалам, представленным с законопроектом, составят 89,3 млрд. рублей в 2009 году.

В расчете поступлений  в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на 2009 год данные о налогооблагаемом объеме добычи газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья не соответствуют показателям, содержащимся в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Аналогичные расхождения имеют место в расчете на 2010 год по объемам добычи нефти.

Динамика доходов  от уплаты налога на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) на 2008 – 2011 годы приведена в таблице.

 В материалах к проекту  федерального закона «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», как и в предыдущие годы, не приводится обоснование принятой в расчетах величины облагаемого налогом на добычу полезных ископаемых объема добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, в стоимостном выражении.

Динамика доходов  от уплаты государственной пошлины  на 2008 – 2011 годы приведена в таблице.

 В материалах представленных с законопроектом, отмечается, что прогноз поступления доходов от уплаты государственной пошлины в 2009 – 2011 годах базируется на данных о поступлении указанных доходов за 2007 год, оценке поступлений 2008 года, а также прогнозных данных, представленных главными администраторами доходов федерального бюджета по закрепленным доходным источникам.

Проверки, проводимые Счетной  палатой, свидетельствуют, что при  проектировании доходов федерального бюджета в доходах от уплаты прочих государственных пошлин за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий не учитываются пошлины, уплачиваемые за выдачу сертификата соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, собираемые Пробирной палатой России, в связи с чем указанная государственная пошлина, учтенная в доходах федерального бюджета, может быть увеличена в 2009 – 2011 годах на сумму порядка 700,0 тыс. рублей ежегодно.

По оценке Счетной палаты, доходы от уплаты государственной пошлины за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора, учтенные в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», могут быть увеличены на сумму порядка 100,0 млн. рублей ежегодно, исходя из величины фактических поступлений доходов за 2007 год и первое полугодие 2008 года, с учетом возможного роста количества предъявленных на опробование и клеймение изделий.

В соответствии с  Бюджетным кодексом Российской Федерации  в составе классификации доходов бюджетов Российской Федерации предусмотрена подгруппа доходов «задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам», однако в федеральном бюджете на 2009 год и на плановый 2010 и 2011 годов поступлений по указанной подгруппе доходов не планируется, несмотря на то, что доходы федерального бюджета от уплаты отмененных налогов и сборов в 2006 году составили 5,9 млрд. рублей, в 2007 году – 3,9 млрд. рублей, в январе-июне т.г. – 0,5 млрд. рублей.

Динамика доходов  от уплаты ввозных таможенных пошлин в 2008 – 2011 годах приведена в таблице.

Динамика доходов  от уплаты вывозных таможенных пошлин в 2008 – 2011 годах приведена в таблице.

 Сумма вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в проекте федерального бюджета рассчитана исходя из прогнозируемых облагаемых объемов экспорта нефти и среднегодовых ставок вывозной таможенной пошлины на нефть, которые при расчетах к проекту бюджета приняты на 2009 год в размере 383,27 доллара США за тонну, на 2010 год – 340,45 доллара США за тонну, на 2011 год – 329,30 доллара США за тонну. Расчеты этих ставок не приводятся. В соответствии с действующим порядком величина ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую определяется исходя из динамики мировых цены на нефть марки «Юралс» по периодам мониторинга. Расчеты Счетной палаты, базирующиеся на данных ежемесячного прогноза Министерства экономического развития Российской

Федерации цен на нефть  марки «Юралс» на 2008 и на период до 2011 года, свидетельствуют, что среднегодовая ставка вывозной таможенной пошлины может быть определена в размере 385,13 доллара США за тонну в 2009 году, 341,20 доллара США – в 2010 году и 329,89 доллара США - в 2011 году. Применение этих ставок к проектируемым

налогооблагаемым объемам  экспорта нефти увеличивает доходы федерального бюджета от вывозных таможенных пошлин на нефть в 2009 году на 9,8 млрд. рублей, в 2010 году - на 4,3 млрд. рублей, в 2011 году - на 3,5 млрд. рублей.

В материалах, представленных с проектом закона, приведен расчет проектируемых поступлений от вывозных таможенных пошлин на кокс, нефть, природный газ и товары, выработанные из нефти (группа 27 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) на 2009 год и на 2010 и 2011 годы, но не представлены детальные расчеты

сумм вывозных таможенных пошлин по другим группам товаров.

Динамика доходов  от использования имущества, находящегося в

государственной и муниципальной собственности, в 2008 - 2011 годах приведена в таблице.

  В состав доходов федерального бюджета от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, входят доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

Анализ приложения № 1 к  пояснительной записке к проекту  федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» свидетельствует, что в составе доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, указанные доходы не учтены. В то же

время в расчете прогнозируемого  использования нефтегазовых доходов  федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало и конец 2009, 2010 и 2011 годов доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в 2009 - 2011 годах запланированы и составляют 77,2 млрд. рублей в 2009 году, 160,0 млрд. рублей в 2010 году и 216,2 млрд. рублей в 2011 году. Таким образом, доходы федерального бюджета должны быть увеличены на указанные суммы в соответствующих периодах.

В материалах, представленных с законопроектом, доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи прав на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), предусмотрены на 2009 год

в размере 4,38 млрд. рублей, что  меньше ожидаемого исполнения 2008 года на 0,08 млрд. рублей, или на 1,8 %. В 2010 и 2011 годах указанные доходы планируются в размере 3,37 млрд. рублей и 3,26 млрд. рублей соответственно, то есть в 2011 году по сравнению с ожидаемым исполнением 2008 года доходы сократятся на 1,20 млрд. рублей, или на 27,0 %.

Резервом увеличения прогнозируемых на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), могут стать

дополнительные доходы, полученные в результате активизации работы по разграничению государственной собственности на землю и увеличения площадей федеральных земель, а также переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или неоформленного

права пользования земельными участками на право аренды.

Динамика доходов  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства, в 2008 - 2011 годах приведена в таблице.

 Проверки, проводимые Счетной  палатой, свидетельствуют, что  при проектировании доходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы в доходах от уплаты прочих доходов от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат

федерального бюджета  не учтены поступления по МИДу России, в связи с чем указанные доходы в 2009 – 2011 годах могут быть увеличены на сумму порядка 30,0 млн. рублей ежегодно.

Динамика доходов  от продажи материальных и нематериальных активов в 2008 - 2011 годах приведена в таблице.

 

В материалах, представленных с законопроектом, доходы от продажи  земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), предусмотрены на 2009 год в размере 1,5 млрд. рублей, что больше ожидаемого исполнения 2008 года на 1,0 млрд. рублей, или в 3

раза. В 2010 и 2011 годах указанные  доходы не планируются.

По мнению Счетной палаты, потенциальным резервом увеличения доходов от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), могут стать доходы, полученные в результате активизации работы по разграничению государственной собственности на землю и, соответственно, увеличения объема федеральных земель. Кроме того, завершение мероприятий, предусмотренных ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2008 годы)», также позволит повысить эффективность продаж

земельных участков, находящихся  в федеральной собственности. 4.3. Как неоднократно отмечала Счетная палата, в целях обеспечения обоснованности расчетов доходов федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации необходимо разработать и утвердить подробные методические указания по расчету на очередной финансовый год и на плановый период показателей доходов бюджетов Российской Федерации, предусматривающие алгоритмы расчета налоговой базы, налоговых вычетов, средних ставок налогов, а также исходных показателей для прогнозирования неналоговых доходов.

Доходы федерального бюджета  на 2009 - 2011 годы рассчитаны с применением уровня собираемости, не предусмотренного ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни бюджетным законодательством Российской Федерации. Расчеты принятых показателей собираемости доходов в материалах, представленных с законопроектом, не приводятся, в то время как имеет место существенное различие в оценке уровня собираемости налогов в указанных расчетах и материалах Федеральной налоговой службы, имеющихся в Счетной

палате. Так, собираемость налога на прибыль организаций в расчетах принята на уровне 95,9 %, при том, что, по данным Федеральной налоговой службы, собираемость налога в 2007 году составляла 99,9 %, по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, соответственно - 96,9 % и 90,4 %, акцизам на табачную продукцию - 99,0 % и 100,0 %, акцизам на автомобильный бензин - 96,0 % и 97,2 %.

При использовании в расчетах заниженного уровня собираемости при

прогнозировании бюджетных доходов по существу закладывается недопоступление доходов федерального бюджета от уплаты налогов и других платежей.

 

В соответствии со статьей 1741 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы федерального бюджета должны прогнозироваться на основе прогноза социально- экономического развития Российской Федерации в условиях действующего на день внесения проекта закона о федеральном бюджете в Государственную Думу Федерального Собрания

Российской Федерации  законодательства о налогах и  сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, устанавливающего

неналоговые доходы федерального бюджета. Однако это требование при  разработке проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов не соблюдено.

По мнению Счетной палаты, необходимо обеспечить соответствие между показателями, содержащимися в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, и показателями, используемыми в расчетах поступлений в федеральный бюджет налога на

добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизов по подакцизным товарам, налога на добычу полезных ископаемых. Также необходимо пересмотреть перечень показателей, по которым производится прогнозирование

социально-экономического развития на среднесрочный период, путем включения  тех показателей, которые действительно будут использоваться при осуществлении расчетов доходов федерального бюджета.

 

Одним из принципов бюджетной  системы Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, является принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, означающий, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме подлежат отражению в соответствующих бюджетах.

Информация о работе Доходы федерального бюджета и особенности их формирования