Доходы и расходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Целями данной работы являются:
1. определение понятия федерального бюджета;
2. изучение роли федерального бюджета в социально-экономическом развитии России;
3. рассмотрение порядка составления проекта федерального бюджета, а также рассмотрения и утверждения законодательства о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)


Введение

Бюджет любого государства – это концентрированное выражение политики государства на данном отрезке времени. Бюджетное устройство стран определяется их государственным устройством. В федеративных государствах, в том числе в Российской Федерации, бюджетная система включает три уровня: государственный (федеральный) бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Федеральный бюджет – это зеркальное отражение национальных приоритетов, первостепенных целей государства.

Целями данной работы являются:

1.        определение понятия федерального бюджета;

2.        изучение роли федерального бюджета в социально-экономическом развитии России;

3.        рассмотрение порядка составления проекта федерального бюджета, а также рассмотрения и утверждения законодательства о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период;

4.        рассмотрение источников доходов и расходов федерального бюджета;

5.        определение понятий “дефицит” и “профицит” федерального бюджета и рассмотрение источников финансирования дефицита бюджета.

 

 

 

 

1. Содержание понятий “бюджет” и “федеральный бюджет”

1.1. Содержание и основные черты государственного бюджета как экономической категории

Целенаправленное социально-экономическое развитие го­сударства обеспечивается образованием различных централи­зованных фондов, и прежде всего общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Государственный бюджет - основа финансовой системы страны.

Общее понятие бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного ко­декса Российской Федерации (далее БК РФ). "Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначен­ных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления"[1].

Однако в БК РФ бюджету дано слишком общее, узкое опре­деление, характеризующее лишь одну его сторону - как "форму образования и расходования денежных средств...”.

В связи с тем, что Россия, по Конституции, является феде­ративным правовым государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации[2].

 

1.2 Социально-экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета

Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные фи­нансовые категории (налоги, государственный кредит, государ­ственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период, имеющий силу закона после его утверждения Федераль­ным Собранием (парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования центра­лизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и на­ционального дохода, концентрации денежных средств для финан­сирования развития экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значи­тельная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между видами экономической деятельности, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных видов деятельности в производственной и непроизводственной сферах.

Средства федерального бюджета выступают важным фи­нансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным видам экономической деятельности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-техническо­го прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, является крупным источником средств для воспроизвод­ства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возраста­ют, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, феде­ральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

Основными функциями бюджета являются:

1.                  перераспределение национального дохода и ВВП;

2.                  государственное регулирование и стимулирование экономики;

3.                  финансовое обеспечение социальной политики;

4.                  контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма[3].

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты – поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Федеральный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов[4]. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Право Российской Федерации на самостоятельный феде­ральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации[5].

В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд - федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: "В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития".

Через федеральный бюджет осуществляется, как отмечалось выше, распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется фи­нансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государст­вам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год[6].

 

 

 

 

 

 

 

2. Доходы и расходы федерального бюджета

2.1 Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым органом Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ[7].

Доход федерального бюджета формируется за счет на­логовых и неналоговых поступлений, заимствований, безвоз­мездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ.

К налоговым источникам поступлений относятся:

•     федеральные налоги и сборы;

•     таможенные пошлины и сборы;

•     пени и штрафы,

К неналоговым источникам поступлений относят доходы:

•     от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

•     от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;

•     от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными организациями;

•     полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации;

•     от других неналоговых источников дохода.

К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят:

•     безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

•     безвозмездные перечисления международных организаций и правительств иностранных государств;

•     перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджет­ном законодательстве.

Денежные средства считаются зачисленными в доход федерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кредитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет.

Доходы федеральных целевых внебюджетных фондов,
входящих в федеральный бюджет РФ, обособленно учитываются в доходах соответствующих фондов по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральным и территориальными внебюджетными фондами по нормативам, определенным Федеральным законом "О федеральном бюджете на финансовый год"[8].

 

2.2 Расходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства[9].

Практически расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Формирование расходов бюджетных средств любого уров­ня бюджетной системы базируется на единой методологичес­кой основе, нормативах минимальной бюджетной обеспечен­ности и финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ и законом РФ.

Расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания подразделяются на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) в действующие или строящиеся объекты, и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее финансирование[10].

Информация о работе Доходы и расходы федерального бюджета