Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа
Целями данной работы являются:
1. определение понятия федерального бюджета;
2. изучение роли федерального бюджета в социально-экономическом развитии России;
3. рассмотрение порядка составления проекта федерального бюджета, а также рассмотрения и утверждения законодательства о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период;
На основании российского законодательства федеральные расходы имеют две составляющие:
1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
2) расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов местного самоуправления.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
• обеспечение деятельности государственных органов власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;
• обеспечение национальной обороны, безопасности государства, осуществление мероприятий по конверсии отраслей промышленности;
• осуществление международной деятельности;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, исследование космического пространства;
• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта;
• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
• формирование инфраструктуры федеральной собственности и содержания учреждений, находящихся в федеральной собственности;
• обслуживание и погашение внутреннего и внешнего государственного долга;
• пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней и материальных резервов;
• проведение выборов и референдумов и т. д.
Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов территориальных образований финансируются мероприятия:
• поддержание отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и речного транспорта, дорожного хозяйства и связи;
• обеспечение социальной защиты населения, правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
• обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба;
• обеспечение деятельности средств массовой информации, избирательных комиссий субъектов РФ и т. д[11].
3. Порядок составления, рассмотрения и утверждения, и исполнения федерального бюджета
3.1 Порядок составления проекта федерального бюджета и внесения его Государственную Думу
В соответствии с внесенными изменениями в БК РФ (Федеральным законом от 26.04.07 № 63-ФЗ) с 2008 г. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются сроком на три года—очередной финансовый год и плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом)[12].
К составлению проекта федерального бюджета Правительство РФ приступает обычно за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составлению проекта бюджета предшествует согласование показателей, прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса РФ и бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период. Работу эту осуществляет комиссия, создаваемая в порядке, установленном Правительством РФ.
Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской Федерации и положениями, излагаемыми в Бюджетном послании Президента РФ.
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ прогноза развития экономики России на очередной финансовый год и плановый период, в котором должны содержаться макроэкономические показатели состояния экономики.
На основании выбранного прогноза состояния и развития экономики России на очередной финансовые год и плановый период Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов федерального бюджета и направление расходов с учетом бюджетной классификации.
Законодательство обязывает Правительство РФ одновременно рассмотреть предложения об увеличении (или сохранении) минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году и плановом периоде.
Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.
После принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета и распределения расходов на очередной финансовый год и плановый период Министерство финансов РФ:
• направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения ассигнований по конкретным получателям;
• уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период.
Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетной классификацией расходов бюджетов по получателям бюджетных средств, а также разработка федеральными органами исполнительной власти предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых не обеспечено реальными источниками финансирования в очередном финансовом году. Одновременно формируется перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета.
Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией.
В период с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ обязано рассмотреть прогноз социально-экономического развития России на очередной финансовый год и плановый период, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, проект свободного финансового баланса, другие документы, характеризующие бюджетно-финансовую политику, представленные Министерством финансов РФ и федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ утверждает проект бюджета и проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
Внесение Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.
Одновременно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляется президенту РФ[13].
В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Председатель Государственной Думы направляет его в Комитет по бюджету Государственной Думы для заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям п. 4 ст. 192 БК РФ[14]. Должны быть представлены документы и материалы о предварительных итогах социально-экономического развития России; прогноз социально-экономического развития России на очередной финансовый год и плановый период, основные направления бюджетной и налоговой политики; прогноз сводного финансового баланса; оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год; проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований и др.
На основании заключения Комитета по бюджету Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в 10-дневный срок и вновь рассмотрен Советом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы.
3.2 Рассмотрение и утверждение законодательства о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
Срок подготовки к первому чтению — 30 дней со дня внесения проекта закона о бюджете в Государственную Думу Правительством РФ.
Предмет первого чтения - обсуждение концепции бюджета и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, основных направлений бюджетной и налоговой политики и основных прогнозируемых характеристик бюджета, к которым относятся:
• общий объем доходов федерального бюджета с выделением объема нефтегазовых доходов;
• нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ (в приложении к проекту закона о бюджете), если они не утверждены БК РФ;
• дефицит (профицит) федерального бюджета в сумме и в процентах к расходам;
• общий объем расходов федерального бюджета;
• объем нефтегазового трансферта;
• условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% соответственно на второй год планового периода;
• верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец финансового года и каждого года планового периода;
• нормативная величина Резервного фона в очередном финансовом году и плановом периоде.
При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклад Комитета по бюджету и содоклад комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении законопроекта о федеральном бюджете.
В случае принятия Государственной Думой законопроекта о
федеральном бюджете в первом чтении утверждаются основные
характеристики федерального бюджета: доходы бюджета, распределение доходов, дефицит бюджета, общий объем расходов
и другие характеристики, указанные выше.
В случае отклонения в первом чтении законопроекта о федеральном бюджете Государственная Дума может:
а) передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ;
б) вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
в) поставить вопрос о доверии Правительству РФ.
Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект закона считается повторно отклоненным в первом чтении.
При повторном отклонении в первом чтении проекта закона о федеральном бюджета Государственная Дума согласно закону не вправе повторно направить законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ.
В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство представляет новый вариант проекта федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.
Предметом рассмотрения второго чтения являются:
• приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
• приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
• бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;
• приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;