Доходы и расходы федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Целями данной работы являются:
1. определение понятия федерального бюджета;
2. изучение роли федерального бюджета в социально-экономическом развитии России;
3. рассмотрение порядка составления проекта федерального бюджета, а также рассмотрения и утверждения законодательства о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период;

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

На основании российского законодательства федераль­ные расходы имеют две составляющие:

1) расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;

2) расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и (или) бюджетов мест­ного самоуправления.

Исключительно из федерального бюджета финансиру­ются следующие виды расходов:

•     обеспечение деятельности государственных органов влас­ти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов судебной системы;

•     обеспечение национальной обороны, безопасности государства, осуществление мероприятий по конверсии отраслей промышленности;

•     осуществление международной деятельности;

•     фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, исследование космического про­странства;

•     государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского видов транспорта;

•     ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

•     формирование инфраструктуры федеральной собствен­ности и содержания учреждений, находящихся в федераль­ной собственности;

•     обслуживание и погашение внутреннего и внешнего государственного долга;

•     пополнение государственных запасов драгоценных металлов, драгоценных камней и материальных резервов;

•              проведение выборов и референдумов и т. д.

Совместно за счет федерального бюджета и бюджетов территориальных образований финансируются мероприятия:

•     поддержание отраслей промышленности, строитель­ства, сельского хозяйства, развитие автомобильного и реч­ного транспорта, дорожного хозяйства и связи;

•     обеспечение социальной защиты населения, правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность;

•     научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

•     обеспечение охраны окружающей среды, природных ресурсов, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий межрегионального масштаба;

•     обеспечение деятельности средств массовой информа­ции, избирательных комиссий субъектов РФ и т. д[11].

 

3.  Порядок составления, рассмотрения и утверждения, и исполнения федерального бюджета

3.1 Порядок составления проекта федерального бюджета и внесения его  Государственную Думу

В соответствии с внесенными изменениями в БК РФ (Федеральным законом от 26.04.07 № 63-ФЗ) с 2008 г. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются сроком на три года—очеред­ной финансовый год и плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом)[12].

К составлению проекта федерального бюджета Правитель­ство РФ приступает обычно за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составлению проекта бюджета предшествует согласование показателей, прогноза социально-экономического развития Рос­сии, показателей сводного финансового баланса РФ и бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период. Работу эту осуществляет комиссия, создаваемая в порядке, ус­тановленном Правительством РФ.

Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период осуществляется в соответ­ствии с бюджетной политикой Российской Федерации и положе­ниями, излагаемыми в Бюджетном послании Президента РФ.

Первый этап формирования федерального бюджета - раз­работка федеральными органами исполнительной власти и вы­бор Правительством РФ прогноза развития экономики России на очередной финансовый год и плановый период, в котором должны содержаться макроэкономические показатели состоя­ния экономики.

На основании выбранного прогноза состояния и развития экономики России на очередной финансовые год и плановый период Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов федерального бюджета и направление расходов с учетом бюджетной классификации.

Законодательство обязывает Правительство РФ одновременно рассмотреть предложения об увеличении (или сохранении) минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году и плановом периоде.

Принятые Правительством РФ основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и пла­новый период могут быть представлены в виде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.

После принятия Правительством РФ основных характе­ристик федерального бюджета и распределения расходов на очередной финансовый год и плановый период Министерство финансов РФ:

•  направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения ассигнований по конкретным получателям;

•  уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Второй этап формирования федерального бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетной классификацией расходов бюджетов по получателям бюджетных средств, а также разработка федеральными органами ис­полнительной власти предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых не обеспечено реальными источниками финансирования в очередном финансовом году. Одновременно формируется перечень федеральных целевых программ, подле­жащих финансированию из средств федерального бюджета.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией.

В период с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ обязано рассмотреть прогноз социально-экономического развития Рос­сии на очередной финансовый год и плановый период, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, проект свободного финансового баланса, другие документы, характеризующие бюджетно-финансовую политику, представленные Министерством финансов РФ и фе­деральными органами исполнительной власти. Правительство РФ утверждает проект бюджета и проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

Внесение Министерством финансов Российской Федерации проек­та федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным ор­ганом проектов федеральных законов о бюджетах государственных вне­бюджетных фондов Российской Федерации в Правительство Российской Федерации осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается вне­сенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

Одновременно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период пред­ставляется президенту РФ[13].

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Председатель Государственной Думы направляет его в Комитет по бюджету Государственной Думы для заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям п. 4 ст. 192 БК РФ[14]. Должны быть представлены документы и материалы о предварительных итогах социально-экономического развития России; прогноз социально-экономического развития России на очередной финансовый год и плановый период, основные направления бюджетной и налоговой политики; прогноз сводного финансового баланса; оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год; проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований и др.

На основании заключения Комитета по бюджету Совет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документа­ми и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в 10-дневный срок и вновь рассмотрен Советом Государственной Думы или Председателем Государ­ственной Думы.

3.2 Рассмотрение и утверждение законодательства о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

Срок подготовки к первому чтению — 30 дней со дня вне­сения проекта закона о бюджете в Государственную Думу Пра­вительством РФ.

Предмет первого чтения - обсуждение концепции бюдже­та и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, основных направлений бюджетной и налоговой политики и ос­новных прогнозируемых характеристик бюджета, к которым относятся:

•  общий объем доходов федерального бюджета с выделением объема нефтегазовых доходов;

•  нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ (в приложении к проекту закона о бюджете), если они не утверждены БК РФ;

•  дефицит (профицит) федерального бюджета в сумме и в процентах к расходам;

•  общий объем расходов федерального бюджета;

•  объем нефтегазового трансферта;

•  условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% соответственно на второй год планового периода;

•  верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ на конец финансового года и каждого года планового периода;

•  нормативная величина Резервного фона в очередном финансовом году и плановом периоде.

При рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклад Комитета по бюджету и содоклад комитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение про­гноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, доклад Председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении законопроекта о федеральном бюджете.

В случае принятия Государственной Думой законопроекта о
федеральном бюджете в первом чтении утверждаются основные
характеристики федерального бюджета: доходы бюджета, распределение доходов, дефицит бюджета, общий объем расходов
и другие характеристики, указанные выше.

В случае отклонения в первом чтении законопроекта о федеральном бюджете Государственная Дума может:

а) передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ;

б)              вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;

в)              поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект закона считается повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта закона о федеральном бюджета Государственная Дума согласно закону не вправе повторно направить законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство РФ.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство представляет новый вариант проекта федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.

Предметом рассмотрения второго чтения являются:

• приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

• приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, уста­навливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

• бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансо­вый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;

• приложение к федеральному закону о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год и плановый период, уста­навливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финан­совый год и плановый период;

Информация о работе Доходы и расходы федерального бюджета