Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа
Целями данной работы являются:
1. определение понятия федерального бюджета;
2. изучение роли федерального бюджета в социально-экономическом развитии России;
3. рассмотрение порядка составления проекта федерального бюджета, а также рассмотрения и утверждения законодательства о бюджете на очередной финансовый год и планируемый период;
Главные администраторы средств федерального бюджета представляют сводную бюджетную отчетность в Федеральное казначейство в установленные им сроки.
Федеральное казначейство, в свою очередь, представляет отчетность в Минфин РФ, а Минфин РФ в Правительство РФ[21].
Бюджетная отчетность РФ является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежеквартальным.
Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством Российской Федерации и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган государственного (муниципального) финансового контроля.
Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета подлежат утверждению федеральным законом.
По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.
В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.
Отчет об исполнении федерального бюджета Правительство РФ направляет в Счетную палату РФ (на проверку и заключение) не позднее 15 июня текущего финансового года (с приложением требуемых при этом БК РФ документов).
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета, используя материалы проверок и ревизий и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет заключение по отчету в ГД и Правительство РФ.
После получения заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета и в соответствии со ст. 264 БК РФ заслушивает:
• доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
• доклад Председателя Счетной палаты РФ о заключении Счетной палаты РФ на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.
По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.
По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает одно из следующих решений:
• об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
• об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета[22].
4. Дефицит и профицит бюджета
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами определяется дефицит или профицит бюджета.
Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами.
Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.
Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение его профицита в следующей последовательности:
• сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
• предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
• увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом о бюджете должны быть утверждены источники финансирования дефицита бюджета.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники:
- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.;
2) внешние источники:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
В ст. 94 БК РФ подробно предусмотрен конкретный состав источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
В целях сбалансированности бюджета представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, на пример на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.
С 2008 года дефицит федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период не может превышать размер ненефтегазового федерального бюджета, т. е. 4,7% ВВП, прогнозируемого (указываемого) в федеральном законе.
С 2008 г. ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта (3,7% прогнозируемого ВВП) и источников финансирования дефицита федерального бюджета, формируемых в соответствии со ст. 94 БК РФ в размере не более 1% прогнозируемого (указываемого) ВВП в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период[23].
Заключение
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.
Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
Список источников:
1. Александров А.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2007. – 486 с.
2. Бюджетная система России [Текст]: учеб. для студ. вузов / Под ред. Г.В. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с. – (Золотой фонд российских учебников)
3. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. для вузов / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 576 с. – (Учебник для вузов)
4. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Ермакова и др. – Саратов: СГСЭУ, 2009. – 212 с.
5. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Текст]: по сост. на 19 мая 2008 г.. – М.: Омега-Л, 2008. – 276 с. – (Кодексы Российской Федерации)
6. Бюджетный процесс в Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Баранова и др. – М.: Перспектива : ИНФРА-М, 2008. – 222 с.
7. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / А.М. Годин, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2009. – 340 с.
8. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 568 с.
9. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 256 с.
10. Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2008. – 208 с.
11. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2009. -128 с.
12. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 24.11.2010)
13. Министерство финансов: офиц. сайт: Федеральный бюджет [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/ru/
14. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2009. – 320 с.
15. Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации[Текст] : учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 188 с.
16. Тедеев А.А. Бюджетная система России [Текст]: учеб. пособие / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – М.: Эксмо, 2009. – 416 с. – (Полный курс за три дня).
29
[1]Бюджетный Кодекс РФ М, 2008. – С. 5
[2] Бюджетный Кодекс РФ...С. 18
[3] Бюджетная система России/ Под ред. Г.В. Поляка. М., 2008. С.8-10
[4] Александров А.М. Бюджетная система РФ.М., 2007. – С. 98
[5] Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru
[6] Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. М., 2009. – С. 117-119
[7] Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. М., 2009. – С. 119
[8]8 Александров А.М. Бюджетная система РФ.М., 2007. – С. 99-101
[9] Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. М., 2009. – С. 123
[10] Пшенникова Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в РФ– СПб., 2009. – С. 68-69
[11] Александров А.М. Бюджетная система РФ.М., 2007. – С. 121-122
[12] Бюджетный Кодекс РФ М, 2008. – С. 5
[13] Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. М., 2009. – С.95-98
[14] Бюджетный Кодекс РФ М, 2008. – С. 196
[15] Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. М., 2009. – С. 98-105
[16] Бюджетный Кодекс РФ М, 2008. – С. 212
[17] Бюджетная система РФ / Е.А. Ермакова и др. – Саратов, 2009. – С. 69
[18] Бюджетный Кодекс РФ М, 2008. – С. 80
[19] Бюджетный Кодекс РФ М, 2008. – С. 218
[20] Там же.
[21] Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. –М., 2009. – С. 125-126
[22] Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. М., 2009. – С. 108-115
[23] Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. М., 2009. – С.130-134