Достижения и проблемы современной финансовой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
2) рассмотреть виды и элементы финансовой политики;
3) изучить среднесрочные перспективы финансовой политики государства в России;
4) рассмотреть пути развития финансовой политики РФ в современных условиях.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 55.89 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Факультет экономики и права

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

 

Достижения  и проблемы современной финансовой политики РФ

 

БГТИ (филиал) ОГУ 080105.65.5011.20 00

 

 

 

 

Руководитель работы

________________Давидян Ю.И

«____»________________2012 г.

Исполнитель студентка гр. 304

_______________Матвеева Е.А.

«____»________________2012 г.

 

 

 

 

Бузулук 2012

Введение

 

В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики, составной частью которой  является финансовая политика.

Финансовая политика как часть  экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством  полномочиями по формированию и использованию  финансовых ресурсов государства в  соответствии со стратегическими и  тактическими целями государственной  экономической политики. Вне зависимости  от уровня развития страны главными стратегическими  целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Финансовая политика состоит из разработки методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализации конкретных действий для достижения намеченных целей  и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы  спада или роста промышленного  производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной  темы.

Для правильного осуществления  поставленных перед финансовой политикой  задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей  и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

На протяжении нескольких лет в  конце 20 века Правительство РФ проводило  политику, приведшую к кризисным  ситуациям российской экономики. Кроме  того, в результате действий органов  власти произошли очень большие  сдвиги в сторону ухудшения положения  граждан РФ. Таким образом, для  России выбор правильного направления  развития финансовой политики является первоочередным вопросом.

Объектом исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом же выступает - особенности современной  финансовой политики в РФ.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной  финансовой политики России. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение  следующих задач:

    1. раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
    2. рассмотреть виды и элементы финансовой политики;
    3. изучить среднесрочные перспективы финансовой политики государства в России;
    4. рассмотреть пути развития финансовой политики РФ в современных условиях.

При написании работы использовались источники как периодического, так  и учебного и научного характера, а также широкий круг нормативных  документов концептуального характера.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников.

  1. Теоретические представления о финансовой политике

 

    1. Понятие и цели финансовой политики

 

 

Экономическая политика охватывает все  стороны деятельности государства. Финансовая политика - часть экономической  политики. Однако финансовая политика - это сложное, многослойное явление. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается  как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики.

В теоретических разработках ученых за последние годы в определении  финансовой политики обращается внимание как на роль государства в мобилизации  финансовых ресурсов, так и на формы  и методы организации финансов.

Одни экономисты определяют финансовую политику как совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использование для осуществления своих функций и задач.[1]

 Другие же считают, что финансовая политика - это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.[2]

Третьи под финансовой политикой  понимают самостоятельную сферу  деятельности государства в области  финансовых отношений, направленную на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.[3]

Четвертые считают ее частью экономической политики государства, представляющая собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.[4]

Наконец существует и определение финансовой политики, как совокупность мер, методов и инструментов регулирующего воздействия на социально-экономические процессы, связанные с реальным денежным оборотом.[5]

Первое определение таит в себе несколько опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства  видоизменяются в соответствии с  господствующими в обществе представлениями  о роли государства в развитии народного хозяйства. Далее, использование  политики только как инструмента  выполнения функций государства  неизбежно ведет к конфликту  интересов органов государственной  власти, органов местного самоуправления с др. субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны. То есть финансовая политика государства должна выступать  средством решения социально-экономических  задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные  интересы; государственная финансовая политика должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной  власти.

Анализ многих рассмотренных определений  «финансовой политики» показывает, что их авторы не увязывают непосредственно  финансовую политику с финансовым механизмом ее реализации.

В то же время третье определение  увязывает финансовую политику с  реализацией государственных программ, т.е. только затрагивается финансовый механизм, посредством которого государство  влияет на социально-экономические  процессы в обществе.

Вся система управления финансами  базируется на финансовой политике государства. В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством  осуществления его экономической  и социальной политики, т.е. выполняет  вспомогательную роль.[6]

В финансовой политике конкретизируются главные направления развития народного  хозяйства, определяется общий объем  финансовых ресурсов, их источники  и направления использования, разрабатывается  механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов  финансовыми методами. В то же время  финансовая политика - самостоятельная  сфера деятельности государства, важнейшее  средство реализации политики государства  в любой области общественной деятельности.[7]

По существу, все определения  финансовой политики в той или  иной мере указывают на ее цель, а  именно: на полную мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества, увеличение их объема и эффективности использования.

При этом несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны  с балансированием доходов и  расходов государства. Оптимальной  в этом случае является ситуация, при  которой все расходы государства  покрываются за счет его текущих  обязательных доходов.

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования  экономических процессов. Государство  располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные  ассигнования, различные нормы и  нормативы) и при помощи которых  регулируются финансовые отношения.[3]

К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.

В настоящее время регулирование  является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно  используется для достижения целей  экономического развития. [8]

 Фискальные и регулирующие  цели финансовой политики, как  правило, находятся в определенном  противоречии: фискальные требуют  ежегодного балансирования доходов  и расходов государства, а регулирующие  очень часто приводят к бюджетным  дефицитам в условиях стимулирования  экономического роста и занятости.

 

 

    1. Основные  виды и элементы финансовой политики

 

 

Потребность в разработке и систематическом  проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению  программ финансовой политики дал экономический  кризис 1929 - 1933гг., поставивший под  сомнение способность рыночной системы  к саморегулированию без активного  вмешательства государства в  экономическую жизнь. Свое теоретическое  обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30-40-ые годы XX века задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам XX века акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов XX века приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами, обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и др. Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида:

  1. Политика экономического роста - это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени. Другими словами, если в настоящее время имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
  2. Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. 
  3. В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП, по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избегания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.[6,8]

Сдерживающая политика подразумевает  уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.

Информация о работе Достижения и проблемы современной финансовой политики РФ