Достижения и проблемы современной финансовой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
2) рассмотреть виды и элементы финансовой политики;
3) изучить среднесрочные перспективы финансовой политики государства в России;
4) рассмотреть пути развития финансовой политики РФ в современных условиях.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 55.89 Кб (Скачать документ)

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

I этап. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которая  формируется на основе изучения  требований экономических законов,  всестороннего анализа перспектив  совершенствования производства  и состояния потребностей населения.

II этап. Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период, то есть, выработка  стратегии и тактики финансовой  политики.

III этап. Собственно осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей.  Естественно, что прямое влияние  финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако, такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики: а) дискреционная  политика или политика, проводимая непосредственно правительством; б) недискреционная финансовая политика, то есть, встроенные стабилизаторы. Регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов, проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым. Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.[6]

Политика государства в области  финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно  отнести:

  1. налоговую политику;
  2. бюджетную политику;
  3. денежно-кредитную политику;
  4. ценовую политику;
  5. таможенную политику;
  6. социальную политику;
  7. инвестиционную политику;
  8. политику в области международных финансов.

Налоговая политика представляет собой  систему правительственных мер  по достижению стоящих перед обществом  определенных задач с помощью  налоговой системы страны. Налоговую  политику рассматривают в широком  и узком аспектах. [9]

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

  1. источников формирования доходов государственного бюджета;
  2. приоритетных направлений расходов бюджета;
  3. допустимых пределов разбалансированности бюджета;
  4. источников финансирования бюджетного дефицита;
  5. принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая  политика определяет выбор состава  налогов, размера их ставок, льгот  и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе  интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать  мотивацию к эффективной деятельности. [10]

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного  обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса  национальной денежной единицы; обеспечение  своевременности и бесперебойности  расчетов в народном хозяйстве и  в различных звеньях финансовой системы через регламентацию  и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

Ценовая политика основана на регулировании  цен и тарифов на монопольные  товары и услуги.

Таможенная политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Основными  средствами осуществления таможенной политики являются: участие в таможенных союзах, зонах свободной торговле и таможенных конвенциях; применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей; установленный режим прохождения  грузов через границу; система государственных  органов таможенного контроля и  т.д.

Социальная политика проводит мероприятия  по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов  наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.[11]

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных  инвестиций.

Все большее значение приобретает  международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми  и кредитными отношениями в сфере  международных отношений, связанных  как с международным разделением  труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с  участием в деятельности международных  организаций, в том числе и  в международных финансовых организациях. [11]

Финансовая политика международных  финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических  или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.

    1. Финансовый  механизм, его роль в реализации финансовой политики

 

Реализация  целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый  механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации  финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового  механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих  финансовых ресурсах. [12]

Методами  организации финансовых отношений  в финансовой науке называются способы  формирования финансовых ресурсов и  практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно  выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

  1. финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе;
  2. метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности;
  3. налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах;
  4. страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества.

Финансовый  механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя  различные элементы финансового  механизма, органы власти стремятся  обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач.

В зависимости  от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых  обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов  хозяйствования  и механизм государственных  и муниципальных финансов.

По воздействию  на общественное производство в составе  финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования  финансовых ресурсов, механизм финансового  регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.

Эффективность используемого финансового механизма  определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием  всех его элементов. Основными условиями  эффективности функционирования финансового  механизма являются:

- объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;

- соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства;

- связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;

- взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике. [12]

 

 

 

2 Финансовая политика Российской  Федерации на современном этапе

 

 

Современная финансовая политика является составной  частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой  разрабатываются и реализуются  исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в  ходе рассмотрения и утверждения  бюджетов каждого уровня бюджетной  системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку  именно финансовая политика на федеральном  уровне является определяющей по отношению  к политике, проводимой на других уровнях  управления, этот факт обусловливает  необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Финансовая  политика Российской Федерации в  настоящее время определяется положениями  Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2003—2005 гг.), Концепции  реформирования бюджетного процесса в  Российской Федерации в 2004—2006 гг., Программы  развития бюджетного федерализма в  Российской Федерации на период до 2005 г., Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной  политике в 2005 году» и Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003—2004 гг. и на период до 2006 г.

В соответствии с перечисленными документами современная  финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Главной стратегической задачей бюджетной  политики на современном этапе является проведение бюджетной реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами  к управлению результатами путем  повышения ответственности и  расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов  бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Основная  цель современной налоговой политики — формирование налоговой системы, которая будет необременительной  для субъектов хозяйствования как  по уровню изъятия доходов в форме  налоговых платежей, так и в  части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических  агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса. Для реализации поставленной цели в рамках проведения налоговой политики в ближайшее время предполагается снижение эффективной ставки единого социального налога на 5% при изменении шкалы налога и количества интервалов, снижение ставки налога на добавленную стоимость в 2006 г., совершенствование налогообложения природных ресурсов и завершение реформы имущественных налогов, а также проведение мероприятий по разграничению правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противозаконного уклонения от налогов.

Информация о работе Достижения и проблемы современной финансовой политики РФ