Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
1) раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
2) рассмотреть виды и элементы финансовой политики;
3) изучить среднесрочные перспективы финансовой политики государства в России;
4) рассмотреть пути развития финансовой политики РФ в современных условиях.
При этом
для развития экономики инновационного
типа планируется осуществлять государственную
поддержку инновационных
Кроме того,
сохраняется особое значение ассигнований
на социальные цели, прежде всего - обеспечение
сбалансированности пенсионной системы,
с которой связаны наиболее острые
вопросы бюджетной
В федеральном
бюджете запланированы
Еще одним
приоритетом бюджетной
2.3 Итоги реализации денежно-
Комитет Государственной Думы по экономической
политике и предпринимательству
рассмотрел Основные направления единой
государственной денежно-
Прогнозы развития денежно-кредитной
сферы в 2010 году и на период 2011 и 2012
годов построены Банком России на
основе четырех вариантов
Главной целью денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов остается последовательное снижение инфляции. Так, в документе определен целевой количественный ориентир ограничения прироста потребительских цен в пределах: в 2010 году – 9,0 – 10,0% (на 2009 год – 7,0 – 8,5%), в 2011 году – 7,0 – 8,0%, в 2012 году – 5,0 – 7,0%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции в 2010 году 8,5–9,5% (в 2009 году – 6,2–8,0%), в 2011 году – 6,5 – 7,5%, а в 2012 году – 4,5–6,5%. При этом действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией влияния мирового финансового кризиса на российскую экономику и банковский сектор.[18]
Кроме этого, по прогнозу Банка России, долгосрочные тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала.
Темпы прироста денежной базы в узком определении, в зависимости от сценарных вариантов развития экономики, оцениваются Банком России в 2010 году на уровне 8,0 – 17,0% (в 2009 году – на уровне 14,0 – 22,0%), в 2011 году – 11,0 – 19,0%, в 2012 году – 13,0 – 19,0%. Иными словами, прогноз Банка России предполагает последовательное увеличение темпов прироста денежной базы.
Банк России прогнозирует дальнейший рост валютных резервов и одновременно – последовательное снижение темпов его прироста. Так, прирост валютных резервов в 2010 году составит от 15,5 до 69,7 млрд. долларов США (в 2009 году – от 58,9 до 120,6 млрд. долларов США), соответственно по 2,3 и 4 варианту прогноза, в 2011 году – от 3,7 до 88,9 млрд. долларов США, в 2012 году – от 10,2 до 106,7 млрд. долларов США, соответственно по всем вариантам прогноза (в зависимости от уровня цен на энергоносители). Вместе с тем, Банк России предусматривает возможное снижение в 2010 году валютных резервов на 8,0 млрд. долларов США по первому варианту прогноза.[18]
По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности.
Банк России в среднесрочной перспективе предполагает осуществлять постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования в контексте перехода к режиму свободно плавающего валютного курса. Комитет считает необходимым подчеркнуть, что в условиях нестабильности на мировых финансовых рынках переход к подобному режиму валютного курса может привести к резкому увеличению степени его волатильности, в том числе и вследствие воздействия непрогнозируемых факторов внешней среды и спекулятивных ожиданий участников валютного рынка. В этой связи, по мнению Комитета, является целесообразным более аккуратное и точное использование механизма валютных интервенций для поддержания равновесия спроса и предложения на компоненты бивалютной корзины в целях недопущения как чрезмерного укрепления, так и чрезмерного ослабления рубля.
Комитет считает, что одной из причин высокого уровня инфляции и роста цен в российской экономике как общей тенденции (при наличии отдельных, как правило, конъюнктурных периодов замедления темпов их прироста) является недостаточно активная политика Банка России по развитию российской банковской системы, укреплению ее ресурсной базы и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики.
Закономерным является и то обстоятельство, что при наблюдаемой в текущем году нестабильности на мировых финансовых рынках повысилась заинтересованность российских кредитных организаций в использовании инструментов рефинансирования Банка России. Однако процентная политика Банка России еще не оказывает решающего воздействия на реальный процесс формирования кредитного режима в российской экономике.
В связи с этим Комитет считает,
что, несмотря на достигнутые в последние
годы позитивные результаты в сфере
кредитования, Банк России недостаточно
активно применяет ставку рефинансирования
в качестве главного инструмента
регулирования денежного
С учетом вышеизложенного, Комитет
Государственной Думы по экономической
политике и предпринимательству
рекомендует Государственной
3 Проблемы и перспективы развития финансовой политики
Роль финансовой политики в экономическом
и социальном развитии
Российской Федерации трудно недооценить.
От степени ее рациональности зависят
темпы развития промышленности, сельского
хозяйства, транспорта, связи и других
отраслей, а также субъектов РФ.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.
Но эти подходы не совсем полны
и точны. Прежде всего, финансовая политика
предполагает разработку некоего плана,
наличие конкретных ресурсов для
его осуществления, а также последовательности
разумных действий на основе данного
плана и имеющихся ресурсов для
достижения поставленных целей и
задач. Но не только данный процесс
влияет на конечный результат.
Необходимо учитывать многие сопутствующие
моменты, и, прежде всего, существующую
социально-экономическую реальность,
в которой осуществляется финансовая
политика. Так даже идеальный бюджет вряд
ли будет выполнен, если в период его реализации
произойдут события, которые повлияют
на базовые условия жизни общества. К таким
событиям можно также отнести стихийные
бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный
спрос на товары первой необходимости
и целый ряд других. Поэтому следует оказывать
необходимое воздействие для устранения
или хотя бы снижения негативных и для
усиления положительных факторов, от которых
также зависит конечный результат финансовой
политики. Например, к ним можно отнести
обеспечение политической и социальной
стабильности, устойчивого и безопасного
международного положения и т.д.
Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.[3]
О необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.
Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.
Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.[19]
Формирование целей - это также
управляемый (регулируемый) процесс.
Например, в настоящее время реальный
рост доходов населения пока не приводит
к качественным изменениям в целенаправленности
его расходов. Среди них, к сожалению, почти
отсутствуют долгосрочные потребности:
покупка или постройка жилья. И государство
пока сделало недостаточно необходимых
усилий по развитию жилищного строительства,
в том числе на базе становления ипотечного
кредитования. Возможные усилия государства
в этом деле, направленные на такую корректировку
интересов людей и, следовательно, целей
финансовой политики способствовали бы
значительному притоку средств населения
в качестве инвестиций в развитие реального
сектора экономики – в сферу строительства
и в сферу промышленности строительных
материалов. И далее повлекло бы за собой
развитие других отраслей экономики. В
конечном счете, все это привело бы к увеличению
доходов предприятий, налоговых поступлений
в бюджеты всех уровней и, следовательно,
к росту потенциала самой финансовой политики.[19]
Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.
Ресурсами финансовой политики являются:
во-первых, величина развития производительных
сил, т.е. совокупности людей, находящихся
в трудоспособном возрасте, обладающих
определенными
Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.
В настоящее время плановое регулирование
всех составляющих ресурсов финансовой
политики отсутствует. Например, экспортные
таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие
у экономически развитых стран, повышают
себестоимость продукции и
Российская Федерация, как и
ее большинство субъектов, обладает
одними из крупнейших в мире производительными
силами, включая людской потенциал,
находящий далеко не полное полезное
применение; производственные мощности
предприятий, загруженные лишь частично;
огромными запасами разведанных полезных
ископаемых и лесов, используемых в значительной
мере неэффективно
(вывоз на экспорт в необработанном виде,
некомплексное освоение месторождений
и т.д.,). Неполное использование возможностей
объясняется отсутствием необходимых
денежных средств, необходимых для переобучения
людей, технического перевооружении предприятий,
освоения выпуска новой продукции, создания
новых мощностей по более комплексному
освоению и более полному использованию
сырья.
Информация о работе Достижения и проблемы современной финансовой политики РФ