Финансирование расходов на здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 03:10, реферат

Описание

Этапы большого финансового пути
Любая система финансирования здравоохранения выполняет ряд определеннных функций: формирование средств, их объединение, покупка и финансовое обеспечения предоставления услуг. Анализ каждой из них позволяет конструктивно обсуждать, какая система финансирования здравоохранения строится в России.

Работа состоит из  1 файл

финансирование здравоохранения в РФ.doc

— 596.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральным законом «О федеральном бюджете  на 2006 год» предусмотрена передача бюджету ФОМС средств в виде дотаций в сумме 28 млрд руб. Из них 10 млрд руб. на реализацию социальной программы неработающих пенсионеров, 3,2 млрд руб. - на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), 12,8 млрд руб. - на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи и 2 млрд руб. - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. На реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами из федерального бюджета в виде субвенций передается 29,1 млрд руб. Также в структуре бюджета ФОМС был сформирован фонд компенсаций в размере 12,8 млрд руб. и фонд софинансирования в размере 8,4 млрд руб. для финансового обеспечения мероприятий в рамках приоритетного национального проекта. Средства из фонда компенсаций будут направляться территориальным фондам ОМС в виде субвенций на финансирование расходов, связанных с денежными выплатами участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, семейным врачам и медицинским сестрам названных категорий врачей. Из фонда софинансирования будет осуществляться финансирование расходов по дополнительной диспансеризации работающих граждан в объеме 2 млрд руб. и финансирование дополнительной амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам, оказанной в рамках территориальной программы ОМС в объеме 6,4 млрд руб.

     Объем средств ФОМС, направляемых бюджетам территориальных фондов ОМС на выполнение территориальных программ обязательного  медицинского страхования субъектов  Российской Федерации в рамках базовой  программы ОМС в 2006 году предусмотрен статьей 5 Федерального закона и составил более 40,0 млрд руб. Из них: дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС в размере 33,2 млрд руб. за счет собственных доходов ФОМС, дотации на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в сумме 3,6 млрд руб., субсидии на ОМС неработающего населения (детей) в сумме 3,2 млрд руб. – за счет средств федерального бюджета.

     Субвенции на выполнение территориальных программ ОМС за счет средств нормированного страхового запаса составили в соответствии со статьей 8 федерального закона 4,95 млрд руб. Указанные средства были направлены территориальным фондам ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования в течение года в случае недостаточности собственных средств на финансирование территориальной программы ОМС.  Статьей 13 Федерального закона предусмотрено направление средств Фонда в сумме 360,0 млн руб. на финансирование расходов, связанных с оплатой приобретаемых лекарственных средств для оказания медицинской помощи детям, страдающим онкогематологическими заболеваниями.

     Финансирование  здравоохранения из двух основных источников — бюджета и системы обязательного медицинского страхования — зависит от общего социально-экономического уровня общества. Наиболее вероятные приоритеты государственной политики в области финансирования здравоохранения также связаны с расширением источников финансирования. В связи с этим дальнейшее распространение получат альтернативные источники оплаты медицинской помощи, одним из которых является добровольное медицинское страхование (ДМС). В настоящее время по размеру привлекаемых ресурсов ДМС является третьим дополнительным финансовым источникам после соплатежей населения и платных медицинских услуг. 
 
 
 
 
 
 
 

Введение……………………………………………………………………….3 
Глава 1 Финансовое обеспечение здравоохранения………………………..5 
1.1. Основная характеристика финансирования здравоохранения 
в России и за рубежом……………………………………………5 
1.2. Планирование и финансирование деятельности медицинских  
учреждений………………………………………………………...8 
Глава 2 Практическая работа………………………………………………..18 
Заключение…………………………………………………………………...35 
Список литературы…………………………………………………………..37 
 
Введение 
 
В СССР здравоохранение гарантировало всем гражданам бес¬платное и общедоступное медицинское обслуживание. Практика финансирования отрасли за счет средств государственного бюдже¬та приводила к постоянному снижению доли расходов на медици¬ну в общей сумме бюджетных ассигнований. В результате недоста¬точное финансирование, с одной стороны, и нерациональное использование средств — с другой, привели отрасль к критиче¬скому состоянию. Резкое падение большинства показателей, ха¬рактеризующих уровень медицинской помощи, сделало очевид¬ным необходимость принципиальной перестройки отечественного здравоохранения. 
Одним из путей выхода отрасли из кризиса было внедрение в систему здравоохранения, начиная с начала 90-х годов, новых форм управления, планирования и финансирования. В этот пери¬од начался активный поиск оптимальных форм и методов хозяй¬ствования в новых экономических условиях. Практический опыт реализации реформы в здравоохранении показал, что не был ре¬шен важнейший вопрос — не устранен остаточный принцип финансирования здравоохранения. Кроме того, отсутствовал меха¬низм надежного контроля необходимых объема и качества медицинской помощи. Известно, что простое увеличение ассиг¬нований в любую сферу деятельности не позволяет рассчитывать на соответствующее повышение ее эффективности. В этой связи встал вопрос о поиске новых форм планирования и финансирования расходов на здравоохранение. 
Объект исследования – финансовое обеспечение здравоохранения. 
Предмет исследования - особенности планирования, финансирования расходов на здравоохранение. 
Цель исследования – изучить особенности планирования, финансирования расходов на здравоохранение. 
 
 
Задачи исследования: 
- дать основную характеристику финансирования здравоохранения в России и за рубежом; 
- проанализировать основные элементы планирования и финансирования деятельности медицинских учреждений; 
- выполнить практическое задание по составлению проекта бюджета субъекта РФ на следующий год по данным текущего года. 
Разработанность темы в экономической литературе достаточно велика. По данной проблематике высказывались такие авторы, как: Л.Г. Баранова [1], Г.Б.Поляк [2], М.В.Романовский [3], А.З. Дадашев [6], А.М.Ковалева [18].  
 
Глава 1 Финансовое обеспечение здравоохранения 
 
 
1.1. Основная характеристика финансирования здравоохранения в России и за рубежом 
 
 
В условиях экономического кризиса возникли реальные предпосылки и соци¬альная необходимость коренной перестройки деятельности всей системы здравоохранения. 
Основываясь на анализе практики финансирования и органи¬зации здравоохранения в зарубежных странах, условно можно выделить три базовые модели хозяйственного механизма здраво¬охранения. Первая — это преимущественно государственное бес¬платное медицинское обслуживание, как, например, в Англии, в Дании, в Греции, в Ирландии. Вторая — финансирование основ¬ного объема медицинской помощи частными страховыми компа¬ниями, как, например, в США. В большинстве же развитых стран, таких, как Франция, Германия, Италия и др., финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой харак¬тер, при котором за счет государства оплачиваются целевые про¬граммы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования [3]. 
В настоящее время страховые системы медико-социальной по¬мощи продолжают развиваться. Страхование на случай болезни введено более чем в 25 странах. Это в основном индустриально развитые страны Западной Европы, Северной Америки, Австра¬лия, Израиль, Новая Зеландия, Япония, некоторые страны Ла¬тинской Америки, Среднего Востока и Азии. Системы страхова¬ния на случай болезни разнообразны — государственные, частные, коммерческие. В большинстве стран имеются смешан¬ные системы страхования [4; 15]. 
Системы медицинского страхования, как правило, управля¬ются государством, но финансируются из трех источников: целе¬вых взносов работодателей, субсидий государства, взносов самих работников. В некоторых странах субсидии государства при оплате медицинской помощи отсутствуют, и взносы на медицинское страхование обеспечиваются за счет предпринимателей и работ¬ников.  
В целом в 80-х годах в основных развитых странах различ¬ными системами медицинского страхования было охвачено около 90% населения, которому из общественных фондов компенсиро¬валось около 74% расходов на медицинские цели. Наряду с этим отдельные западноевропейские страны продолжают — и небезус¬пешно — развивать системы преимущественно правительствен¬ного финансирования здравоохранения. Это Скандинавские стра¬ны, Португалия, Ирландия, Великобритания [3]. 
Особый интерес представляет опыт медицинского страхова¬ния в России. Первые больничные кассы появились в нашей стране в 1912 г. Страховое движение объединяло функции лечебного характера и оказания материальной помощи в случае болезни за¬страхованных. Система медицинского страхования существовала в основном на крупных промышленных предприятиях. 
После революции больничным кассам были бесплатно переда¬ны многие лечебные учреждения. Больничные кассы не только выплачивали пособия, но и повсеместно занимались организаци¬ей бесплатной медицинской помощи рабочим. Денежные средства кассы получали от предпринимателей, работники не платили ни¬чего. Однако к концу 20-х годов социальное страхование все более становилось частью работы профсоюзов. В 30-е годы управление социальным страхованием окончательно было передано профсою¬зам и страховые кассы были ликвидированы [1; 2]. 
Страховая система здравоохранения, финансируемая, как и бюджетная, из общественных фондов потребления, формируется на целевой основе и более защищена от остаточного принципа финансирования, характерного для многих бюджетных систем здравоохранения. Именно поэтому в нашей стране с целью соеди¬нения положительных сторон государственной и частной меди¬цины была выбрана бюджетно-страховая модель. Выбор этот ос¬новывался на том, что системы медицинского страхования обеспечивают заинтересованность государства, предприятий и граждан в наиболее полном удовлетворении потребности населе¬ния в медицинском обслуживании. Бюджетно-страховая модель организации здравоохранения одновременно сохраняет государственные гарантии населения в медицинском обслуживании и привлекает в здравоохранение дополнительные ресурсы [16; 18]. 
28 июня 1991 г. был принят Закон РФ «О медицинском страхо¬вании граждан в Российской Федерации», определяющий прин¬ципиально новую модель финансирования и организации здраво¬охранения. Принципы медицинского страхования, провозглашен¬ные в данном законе, предполагают усиление заинтересованности и ответственности населения, государства, предприятий учрежде¬ний, организаций в охране здоровья граждан в новых экономиче¬ских условиях. 
Основной элемент системы здравоохранения — медицинские учреждения, являющиеся конечным получателем средств и ока¬зывающие непосредственно медицинские услуги населению. Ме¬дицинскую помощь в системе обязательного медицинского стра¬хования оказывают учреждения с любой формой собственности, имеющие соответствующие лицензии.  
Порядок оказания меди¬цинской помощи населению, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования, определяется совместно территориальными органами управления здравоохранения и фон¬дами обязательного медицинского страхования. 
Порядок оплаты медицинских услуг, предусмотренных терри¬ториальной программой и оказанных застрахованным гражданам в пределах территории субъекта РФ, где они проживают, опреде¬ляется территориальными правилами обязательного медицинско¬го страхования и положением о порядке оплаты медицинских ус¬луг [12; 14]. 
Финансирование медицинских учреждений осуществляется в соответствии с выбранным способом оплаты медицинской помо¬щи по согласованным тарифам. Тарифы на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования уста¬навливаются на основе единых методических подходов, опреде¬ленных положением о порядке оплаты медицинских услуг. Поря¬док согласования и индексации тарифов на медицинские услуги устанавливается территориальными правилами обязательного ме¬дицинского страхования [3; 8]. 
Медицинские учреждения ведут учет услуг, оказанных застра¬хованным, и предоставляют страховым медицинским организа¬циям и фонду сведения по установленным формам отчетности. Расчеты с медицинскими учреждениями производятся путем оп¬латы их счетов. 
 
 
1.2. Планирование и финансирование деятельности медицинских учреждений 
 
 
В соответствии с утвержденной номенклатурой учреждения здравоохранения подразделяются на: 
1. Лечебно-профилактические учреждения. 
1.1. Больничные учреждения, в том числе: городская больни¬ца, городская больница скорой медицинской помощи, госпиталь для ветеранов войн, медико-санитарная часть, специализирован¬ные больницы (инфекционные, туберкулезные, психиатриче¬ские, психоневрологические, офтальмологические и др.), хоспис, территориальное медицинское объединение и т.д. 
1.2. Учреждения здравоохранения особого типа: лепрозорий, центр по профилактике и борьбе со СПИДом, бюро судебно-медицинской экспертизы, бюро медицинской статистики. 
1.3. Диспансеры: врачебно-физкудьтурный, кардиологический, кожно-венерологический, наркологический, онкологический, противотуберкулезный, психоневрологический. 
 
 
1.4. Амбулаторно-поликлинические учреждения: амбулатория, городская поликлиника, детская городская поликлиника, стома¬тологическая поликлиника, медико-санитарная часть, консуль¬тативно-диагностический центр для детей и т.д. 
1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови: станция скорой медицинской помощи, стан¬ция переливания крови. 
1.6. Учреждения охраны материнства и детства: дом ребенка, родильный дом и т.д. 
1.7. Санаторно-курортные учреждения: санаторий, детский са¬наторий, санаторий-профилакторий и т.д. 
2. Учреждения профилактической медицины. 
3. Аптечные учреждения [3; 7; 9]. 
Затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений занимают наибольшую долю в расходах на здравоохранение. Ра¬бота каждого учреждения здравоохранения характеризуется опе¬ративно-сетевыми показателями, такими как среднегодовое коли¬чество коек (всего и по профилям коек), число дней функциони¬рования койки в год, количество койко-дней, среднегодовое количество штатных единиц по всем категориям персонала, число врачебных посещений. 
Для планирования расходов важным является тот факт, что лечебно-профилактическое учреждение может осуществлять медицинскую помощь населению в двух формах: стационарной и амбулаторно-поликлинической. Один из основных показателей ра¬боты стационара — коечный фонд, а амбулаторно-поликлинического учреждения — число врачебных должностей и посещений. В зависимости от этого выбирается методика расчета расходов. 
В основе расчета расходов на содержание стационара лежит среднегодовое количество коек, которое определяется в зависимо¬сти от сроков развертывания новых коек, по формуле (1): 
 
 
 
(Кк – Кн) х n 
Кср = Кн + ------------------- (1), 
12  
 
 
где Кср — среднегодовое количество коек;  
Кн — число коек на начало года;  
Кк — число коек на конец года;  
n — число месяцев функционирования вновь развернутых коек [3]. 
Например, на 1 января в больнице фактически имеется 300 коек, с 1 апреля предусматривается ввести еще 40 коек. В этом случае среднегодовое  
40 х 9 
число коек составит: 300 + ——— = 330. 
12 
 
При планировании расходов на питание и приобретение меди¬каментов необходимо установить число дней функционирования од¬ной койки в год и на основании этого — общее количество койко-дней в больнице путем умножения среднегодового количества коек (по профилям отделений) на число дней функционирова¬ния одной койки в год (по профилям отделений). 
В настоящее время централизованно установлены только нату¬ральные нормы расходов на питание и медикаменты (в зависимо¬сти от вида учреждения). Расчеты стоимостного выражения нату¬ральных показателей осуществляются ведомствами на местах самостоятельно [5; 10]. 
В амбулаторно-поликлиническом учреждении основные опе¬ративно-сетевые показатели при планировании расходов: средне¬годовое число врачебных должностей, зависящее от численности населения, прикрепленного для амбулаторно-поликлинического обслуживания к данному учреждению, и число врачебных посеще¬ний (определяется исходя из среднегодового числа врачебных должностей, числа часов работы врачей данной специальности в 1 день, нормы приема больных в час и числа рабочих дней в году). 
 
 
Основной документ, определяющий общий объем, целевое на¬правление и поквартальное распределение средств учреждения, — смета расходов, которая составляется на календарный год по установленной форме по экономическим статьям бюджетной классификации. В смету могут включаться только расходы, необ¬ходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения [6]. 
Ассигнования, предусмотренные в смете, должны быть обос¬нованы расчетами по каждой статье затрат. Расчеты к смете со¬ставляются на основе оперативно-сетевых и производственных по¬казателей (число коек, число должностей персонала, количество посещений) в соответствии с действующим законодательством в части расходования средств на выплату заработной платы, с со¬блюдением установленных норм расходов по отдельным видам за¬трат: приобретение продуктов питания, медикаментов и перевя¬зочных средств, мягкого инвентаря, с учетом действующих цен и тарифов. Смета расходов должна утверждаться вышестоящим ор¬ганом управления здравоохранения, однако руководителям учре¬ждений здравоохранения предоставлено право вносить измене¬ния по всем статьям сметы расходов в пределах установленных ассигнований. 
К основным экономическим статьям, по которым осуществ¬ляется планирование затрат учреждения, относятся расходы на выплату заработной платы, покупку товаров, оплату услуг, при¬обретение оборудования длительного пользования, проведение капитального ремонта [3; 17]. 
По экономической статье «Оплата труда государственных слу¬жащих» планируются расходы на оплату труда медицинского, ад¬министративно-хозяйственного и прочего персонала. В них вклю¬чаются основные и дополнительные виды заработной платы, оплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время, в вы¬ходные дни, все виды премий. Учитывая важность этой статьи расходов, ниже подробнее описан механизм расчета расходов на оплату труда. По статье «Начисления на заработную плату» отража¬ются все виды обязательных начислений на фонд оплаты труда, в том числе страховые взносы в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд, в Государственный фонд, занятости населе¬ния Российской Федерации, в фонды обязательного медицин¬ского страхования. 
По экономической статье «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов» планируются расходы на приобретение материальных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Данная статья подразделяется на подстатьи: 
- канцелярские принадлежности: расходы на приобретение канцелярских, чертежных и письменных принадлежностей, блан¬ков, учетной и отчетной документации; 
- медикаменты и перевязочные средства: расходы на приобре¬тение медикаментов, перевязочных средств, вакцин, витаминов, пленок для рентгеновских снимков, оплату доноров, включая пи¬тание, пополнение действующих медицинских и санитарных уч¬реждений мелким медицинским инструментарием — пинцеты, ланцеты, термометры, шприцы, иголки (объем расходов на меди¬каменты определяется из расчета: в больничном учреждении — на койко-день, в амбулаторно-поликлиническом учреждении — на врачебное посещение); 
- продукты питания: с учетом того, что питание больных про¬водится по натуральным нормам продуктов, установленным для больниц и отделений соответствующего профиля, расходы на пи¬тание определяются исходя из среднегодового количества коек по отдельным профилям, числа дней функционирования койки в го¬ду и расчетной нормы расходов на питание одного больного в день, исчисленной по средним ценам, действующим в данной местности; 
- мягкий инвентарь и обмундирование: расходы на приобре¬тение и изготовление белья, одежды, обуви и постельных при¬надлежностей [3]. 
По статье «Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы на закупку товаров и услуг» планируются и отражаются расходы по оплате текущего ремонта оборудования и инвентаря, зданий и помещений, на стирку белья и санитарно-гигиеническое обслу¬живание, по оплате информационно-вычислительных работ, на¬учно-исследовательских работ и т.д. 
По статье «Трансферты населению» отражаются расходы на бес¬платный отпуск молочных смесей из молочных кухонь детям пер¬вых двух лет жизни. 
На отдельных статьях сметы отражаются расходы по команди¬ровкам и служебным разъездам, по содержанию и найму транс¬порта, по оплате услуг связи. 
Важная статья расходов — оплата коммунальных услуг, куда вхо¬дят расходы по аренде помещений, на отопление, освещение, водоснабжение, обслуживание лифтов и другие коммунальные ус¬луги. Их планирование осуществляется в зависимости от натураль¬ных показателей (кубатуры и площади помещений и др.). 
К статье «Капитальные вложения в основные фонды» относятся все виды расходов, способствующие приросту основных произ¬водственных и непроизводственных фондов, в том числе приоб¬ретение медицинского оборудования и предметов длительного пользования, капитальный ремонт учреждений здравоохранения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Аннотация: В статье сделан вывод  о том, что стратегическим направлением в совершенствовании системы финансирования здравоохранения должно стать снижение финансовой зависимости её от бюджетных источников и переход к страховым принципам финансирования медицинских услуг на основе реформирования системы обязательного медицинского страхования с учетом территориальных факторов.

      Состояние здоровья населения - весьма точный индикатор  социально - экономического развития страны в целом. Здравоохранение представляет собой динамично развивающуюся  отрасль, в которой постоянно разрабатываются новые лекарственные препараты и методы лечения, появляется возможность лечить ранее неизлечимые болезни. Однако все это приводит к удорожанию медицинских услуг, к увеличению потребности в финансовых ресурсах. В то время как демографические сдвиги, происходящие в современном обществе в подавляющем большинстве развитых стран мира, характеризуются снижением смертности и повышением рождаемости, ростом ожидаемой продолжительности жизни, в Российской Федерации активность этих процессов недостаточна. Дагестан - одна из немногочисленных республик, где до недавнего времени сохранялся положительный естественный прирост населения (+11,6), при отрицательном по Российской Федерации (-6,5) и Северо-Кавказскому региону (-3,3). Уже сейчас рождаемость теряет положительную динамику: в 2009 году – 15,4 на 1 тыс. населения, в 2010 году – 14,8 на 1 тыс. населения (РФ в целом - 9,8, ЮФО - 11) [2]. Основные показатели, характеризующие здоровье населения в Республике Дагестан, приближаются к показателям Южно-Федерального округа и Российской Федерации в целом, а по некоторым позициям они принципиально хуже: общая смертность в РФ - 16,3 на 1 тыс. населения, по ЮФО - 14,3 на 1 тыс. населения, в РД - 17,2 на 1 тыс. населения. Стабильно повышается показатель младенческой смертности: в 2009 году – 14,8 на тысячу родившихся, в 2010 году – 18,6 в РД; в целом по РФ - 13,3 [1]. В этих условиях особую актуальность приобретает решение проблем повышения эффективности системы финансирования здравоохранения.

     Реформирование системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации связано с совершенствованием и дальнейшим развитием системы обязательного медицинского страхования, приобретающих первостепенное значение в дотационных регионах, к которым относится Республика Дагестан. Основные проблемы его развития сводятся к следующему:

дефицит финансирования; отсутствие экономической  мотивации стационарозамещающих видов  медицинской помощи; слабая материально-техническая  база большинства муниципальных  медицинских учреждений, особенно на селе; значительный износ оборудования и медицинского автотранспорта; утрата профилактической направленности в работе муниципальных учреждений; недостатки и дефицит организационно-методического и нормативно-правового обеспечения; невозможность оказывать специализированную помощь и внедрять современные технологии; существенные проблемы лекарственного обеспечения, особенно сельских жителей; отсутствие самостоятельности линейно-профилактических учреждений в решении финансовых и кадровых вопросов; слабое взаимодействие на межмуниципальном уровне; неразвитость социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности и в труднодоступных территориях оказывает существенное влияние на работу учреждений здравоохранения и снижает уровень доступности медицинской помощи.

     Вместе  с тем существуют и значительные различия в доле региональных расходов на здравоохранение в валовом региональном продукте (ВРП). Как правило, регионы тратят на здравоохранение 2-4% от ВРП, но эта цифра может достигать и 15 %. В целом, субъекты Российской Федерации финансируют примерно 85 % расходов на здравоохранение в России [3]. Стратегическим направлением в совершенствовании системы финансирования здравоохранения должно стать снижение финансовой зависимости её от бюджетных источников и переход к страховым принципам финансирования медицинских услуг на основе реформирования системы обязательного медицинского страхования с учетом территориальных факторов. Это означает, что в перспективе формирование финансовых средств в здравоохранении должно осуществляться преимущественно на страховой основе за счёт целевых интегрированных взносов на ОМС.

      Основная  цель при создании системы финансирования здравоохранения состоит в эффективном  формировании, распределении и использовании  финансовых ресурсов для решения  основной задачи – обеспечения здоровья населения. Ее реализация не может быть осуществлена в действующих условиях, поскольку применяется для решения единой задачи многоканальная система финансирования, предполагающая использование следующих источников финансирования организаций здравоохранения:

  • ·средства бюджетов всех уровней;
  • ·средства, направляемые на ОМС в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  • ·средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений, физических лиц;
  • ·иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

      Главной проблемой организации финансирования государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения является множественность источников и методов их финансирования за предоставление населению медицинской помощи, предусмотренной базовой программой обязательного медицинского страхования. При таком количестве разнородных источников финансирования трудно согласовать и направить средства на реализацию единой цели. Кроме того, у бюджетов всех уровней разнообразные цели и задачи, среди которых проблемы финансирования здравоохранения не всегда являются первостепенными. Это приводит к негативным последствиям, связанным с недофинансированием здравоохранения, прежде всего в дотационных регионах.

      Одним из возможных вариантов более  эффективного использования средств, предназначенных на социальное и  обязательное медицинское страхование, может быть их консолидация в рамках единой системы обязательного медико-социального страхования. При этом открывается возможность проведения единой рациональной политики по отношению к видам затрат, связанных с единым страховым случаем. В случае объединения финансовых институтов, осуществляющих социальное и медицинское страхование, появляются субъекты, экономически заинтересованные в повышении эффективности расходов на медицинскую помощь и снижение заболеваемости. Создав систему медико-социального страхования здоровья, тем самым возможно сократить потери финансовых ресурсов.

      В результате объединения двух систем страхования возможно сократить  административно-управленческий персонал и обеспечить заинтересованность структур, связанных с охраной здоровья в снижении заболеваемости населения. Таким образом, путём интеграции средств социального страхования, связанных с охраной здоровья населения, можно увеличить объём страховых средств ОМС. Страховые взносы платить могут либо предприятия за счёт прибыли оставшейся в их распоряжении, либо сами работающие за счёт собственных доходов. Размеры этих отчислений и виды медицинской помощи устанавливаются на договорной основе. Только эту систему, при которой цены, размеры взносов, виды предоставляемой помощи и другие взаимоотношения сторон решаются по взаимному согласию, можно назвать рыночной. Для всех предприятий и организаций в настоящее время установлен единый тариф отчислений по обязательному медицинскому страхованию вне зависимости от условий труда, определяющих почти на 20% уровень здоровья работающих, в одинаковом размере. В этом случае более справедливым было бы введение страховых взносов на ОМС с дифференциацией в зависимости от вредности производства. Это бы поставило всех плательщиков в равные условия.

      Субъектом финансирования при обязательной системе  страхования являются работающие граждане. Использование в качестве такого субъекта главы семьи, как это принято во многих странах с развитой системой медицинского страхования, дает возможность создать единый целевой источник финансирования как работающих, так и неработающих членов семьи. При этом отчисления в ОМС должны быть увеличены на сумму уменьшения региональных бюджетов. При таком подходе исключается из схемы финансирования фонд обязательного медицинского страхования, искажающий и исключающий реализацию страховых принципов в этой социально значимой сфере.Использование такой интегрированной системы финансирования предполагает объединение бюджетных и страховых источников финансирования в одной финансирующей организации, которой в перспективе должен стать страховщик. Интегрированная система даст возможность повысить заинтересованность всего комплекса лечебно-профилактических учреждений в улучшении качества и экономической эффективности оказания медицинской помощи и экономической заинтересованности каждого его участника. В целях совершенствования системы финансирования расходов было бы целесообразно изменить и порядок финансирования санитарно-эпидемиологических учреждений. В настоящее время все расходы на их содержание финансируются из федерального бюджета.

Информация о работе Финансирование расходов на здравоохранение