Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 03:10, реферат
Этапы большого финансового пути
Любая система финансирования здравоохранения выполняет ряд определеннных функций: формирование средств, их объединение, покупка и финансовое обеспечения предоставления услуг. Анализ каждой из них позволяет конструктивно обсуждать, какая система финансирования здравоохранения строится в России.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрена передача бюджету ФОМС средств в виде дотаций в сумме 28 млрд руб. Из них 10 млрд руб. на реализацию социальной программы неработающих пенсионеров, 3,2 млрд руб. - на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), 12,8 млрд руб. - на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи и 2 млрд руб. - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. На реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами из федерального бюджета в виде субвенций передается 29,1 млрд руб. Также в структуре бюджета ФОМС был сформирован фонд компенсаций в размере 12,8 млрд руб. и фонд софинансирования в размере 8,4 млрд руб. для финансового обеспечения мероприятий в рамках приоритетного национального проекта. Средства из фонда компенсаций будут направляться территориальным фондам ОМС в виде субвенций на финансирование расходов, связанных с денежными выплатами участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, семейным врачам и медицинским сестрам названных категорий врачей. Из фонда софинансирования будет осуществляться финансирование расходов по дополнительной диспансеризации работающих граждан в объеме 2 млрд руб. и финансирование дополнительной амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам, оказанной в рамках территориальной программы ОМС в объеме 6,4 млрд руб.
Объем средств ФОМС, направляемых бюджетам территориальных фондов ОМС на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в рамках базовой программы ОМС в 2006 году предусмотрен статьей 5 Федерального закона и составил более 40,0 млрд руб. Из них: дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС в размере 33,2 млрд руб. за счет собственных доходов ФОМС, дотации на реализацию социальной программы поддержки неработающих пенсионеров в сумме 3,6 млрд руб., субсидии на ОМС неработающего населения (детей) в сумме 3,2 млрд руб. – за счет средств федерального бюджета.
Субвенции на выполнение территориальных программ ОМС за счет средств нормированного страхового запаса составили в соответствии со статьей 8 федерального закона 4,95 млрд руб. Указанные средства были направлены территориальным фондам ОМС на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования в течение года в случае недостаточности собственных средств на финансирование территориальной программы ОМС. Статьей 13 Федерального закона предусмотрено направление средств Фонда в сумме 360,0 млн руб. на финансирование расходов, связанных с оплатой приобретаемых лекарственных средств для оказания медицинской помощи детям, страдающим онкогематологическими заболеваниями.
Финансирование
здравоохранения из двух основных источников
— бюджета и системы обязательного медицинского
страхования — зависит от общего социально-экономического
уровня общества. Наиболее вероятные приоритеты
государственной политики в области финансирования
здравоохранения также связаны с расширением
источников финансирования. В связи с
этим дальнейшее распространение получат
альтернативные источники оплаты медицинской
помощи, одним из которых является добровольное
медицинское страхование (ДМС).
В настоящее время по размеру привлекаемых
ресурсов ДМС является третьим дополнительным
финансовым источникам после соплатежей
населения и платных медицинских услуг.
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Финансовое обеспечение здравоохранения………………………..5
1.1. Основная характеристика финансирования
здравоохранения
в России и за рубежом……………………………………………5
1.2. Планирование и финансирование деятельности
медицинских
учреждений……………………………………………………
Глава 2 Практическая работа………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В СССР здравоохранение гарантировало
всем гражданам бес¬платное и общедоступное
медицинское обслуживание. Практика финансирования
отрасли за счет средств государственного
бюдже¬та приводила к постоянному снижению
доли расходов на медици¬ну в общей сумме
бюджетных ассигнований. В результате
недоста¬точное финансирование, с одной
стороны, и нерациональное использование
средств — с другой, привели отрасль к
критиче¬скому состоянию. Резкое падение
большинства показателей, ха¬рактеризующих
уровень медицинской помощи, сделало очевид¬ным
необходимость принципиальной перестройки
отечественного здравоохранения.
Одним из путей выхода отрасли из кризиса
было внедрение в систему здравоохранения,
начиная с начала 90-х годов, новых форм
управления, планирования и финансирования.
В этот пери¬од начался активный поиск
оптимальных форм и методов хозяй¬ствования
в новых экономических условиях. Практический
опыт реализации реформы в здравоохранении
показал, что не был ре¬шен важнейший вопрос
— не устранен остаточный принцип финансирования
здравоохранения. Кроме того, отсутствовал
меха¬низм надежного контроля необходимых
объема и качества медицинской помощи.
Известно, что простое увеличение ассиг¬нований
в любую сферу деятельности не позволяет
рассчитывать на соответствующее повышение
ее эффективности. В этой связи встал вопрос
о поиске новых форм планирования и финансирования
расходов на здравоохранение.
Объект исследования – финансовое обеспечение
здравоохранения.
Предмет исследования - особенности планирования,
финансирования расходов на здравоохранение.
Цель исследования – изучить особенности
планирования, финансирования расходов
на здравоохранение.
Задачи исследования:
- дать основную характеристику финансирования
здравоохранения в России и за рубежом;
- проанализировать основные элементы
планирования и финансирования деятельности
медицинских учреждений;
- выполнить практическое задание по составлению
проекта бюджета субъекта РФ на следующий
год по данным текущего года.
Разработанность темы в экономической
литературе достаточно велика. По данной
проблематике высказывались такие авторы,
как: Л.Г. Баранова [1], Г.Б.Поляк [2], М.В.Романовский
[3], А.З. Дадашев [6], А.М.Ковалева [18].
Глава 1 Финансовое обеспечение здравоохранения
1.1. Основная характеристика финансирования
здравоохранения в России и за рубежом
В условиях экономического кризиса возникли
реальные предпосылки и соци¬альная необходимость
коренной перестройки деятельности всей
системы здравоохранения.
Основываясь на анализе практики финансирования
и органи¬зации здравоохранения в зарубежных
странах, условно можно выделить три базовые
модели хозяйственного механизма здраво¬охранения.
Первая — это преимущественно государственное
бес¬платное медицинское обслуживание,
как, например, в Англии, в Дании, в Греции,
в Ирландии. Вторая — финансирование основ¬ного
объема медицинской помощи частными страховыми
компа¬ниями, как, например, в США. В большинстве
же развитых стран, таких, как Франция,
Германия, Италия и др., финансирование
здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой
харак¬тер, при котором за счет государства
оплачиваются целевые про¬граммы, капитальные
вложения и некоторые другие расходы,
а финансирование основной медицинской
помощи осуществляется через систему
медицинского страхования [3].
В настоящее время страховые системы медико-социальной
по¬мощи продолжают развиваться. Страхование
на случай болезни введено более чем в
25 странах. Это в основном индустриально
развитые страны Западной Европы, Северной
Америки, Австра¬лия, Израиль, Новая Зеландия,
Япония, некоторые страны Ла¬тинской Америки,
Среднего Востока и Азии. Системы страхова¬ния
на случай болезни разнообразны — государственные,
частные, коммерческие. В большинстве
стран имеются смешан¬ные системы страхования
[4; 15].
Системы медицинского страхования, как
правило, управля¬ются государством, но
финансируются из трех источников: целе¬вых
взносов работодателей, субсидий государства,
взносов самих работников. В некоторых
странах субсидии государства при оплате
медицинской помощи отсутствуют, и взносы
на медицинское страхование обеспечиваются
за счет предпринимателей и работ¬ников.
В целом в 80-х годах в основных развитых
странах различ¬ными системами медицинского
страхования было охвачено около 90% населения,
которому из общественных фондов компенсиро¬валось
около 74% расходов на медицинские цели.
Наряду с этим отдельные западноевропейские
страны продолжают — и небезус¬пешно
— развивать системы преимущественно
правительствен¬ного финансирования
здравоохранения. Это Скандинавские стра¬ны,
Португалия, Ирландия, Великобритания
[3].
Особый интерес представляет опыт медицинского
страхова¬ния в России. Первые больничные
кассы появились в нашей стране в 1912 г.
Страховое движение объединяло функции
лечебного характера и оказания материальной
помощи в случае болезни за¬страхованных.
Система медицинского страхования существовала
в основном на крупных промышленных предприятиях.
После революции больничным кассам были
бесплатно переда¬ны многие лечебные
учреждения. Больничные кассы не только
выплачивали пособия, но и повсеместно
занимались организаци¬ей бесплатной
медицинской помощи рабочим. Денежные
средства кассы получали от предпринимателей,
работники не платили ни¬чего. Однако
к концу 20-х годов социальное страхование
все более становилось частью работы профсоюзов.
В 30-е годы управление социальным страхованием
окончательно было передано профсою¬зам
и страховые кассы были ликвидированы
[1; 2].
Страховая система здравоохранения, финансируемая,
как и бюджетная, из общественных фондов
потребления, формируется на целевой основе
и более защищена от остаточного принципа
финансирования, характерного для многих
бюджетных систем здравоохранения. Именно
поэтому в нашей стране с целью соеди¬нения
положительных сторон государственной
и частной меди¬цины была выбрана бюджетно-страховая
модель. Выбор этот ос¬новывался на том,
что системы медицинского страхования
обеспечивают заинтересованность государства,
предприятий и граждан в наиболее полном
удовлетворении потребности населе¬ния
в медицинском обслуживании. Бюджетно-страховая
модель организации здравоохранения одновременно
сохраняет государственные гарантии населения
в медицинском обслуживании и привлекает
в здравоохранение дополнительные ресурсы
[16; 18].
28 июня 1991 г. был принят Закон РФ «О медицинском
страхо¬вании граждан в Российской Федерации»,
определяющий прин¬ципиально новую модель
финансирования и организации здраво¬охранения.
Принципы медицинского страхования, провозглашен¬ные
в данном законе, предполагают усиление
заинтересованности и ответственности
населения, государства, предприятий учрежде¬ний,
организаций в охране здоровья граждан
в новых экономиче¬ских условиях.
Основной элемент системы здравоохранения
— медицинские учреждения, являющиеся
конечным получателем средств и ока¬зывающие
непосредственно медицинские услуги населению.
Ме¬дицинскую помощь в системе обязательного
медицинского стра¬хования оказывают
учреждения с любой формой собственности,
имеющие соответствующие лицензии.
Порядок оказания меди¬цинской помощи
населению, финансируемой за счет средств
обязательного медицинского страхования,
определяется совместно территориальными
органами управления здравоохранения
и фон¬дами обязательного медицинского
страхования.
Порядок оплаты медицинских услуг, предусмотренных
терри¬ториальной программой и оказанных
застрахованным гражданам в пределах
территории субъекта РФ, где они проживают,
опреде¬ляется территориальными правилами
обязательного медицинско¬го страхования
и положением о порядке оплаты медицинских
ус¬луг [12; 14].
Финансирование медицинских учреждений
осуществляется в соответствии с выбранным
способом оплаты медицинской помо¬щи
по согласованным тарифам. Тарифы на медицинские
и иные услуги в системе обязательного
медицинского страхования уста¬навливаются
на основе единых методических подходов,
опреде¬ленных положением о порядке оплаты
медицинских услуг. Поря¬док согласования
и индексации тарифов на медицинские услуги
устанавливается территориальными правилами
обязательного ме¬дицинского страхования
[3; 8].
Медицинские учреждения ведут учет услуг,
оказанных застра¬хованным, и предоставляют
страховым медицинским организа¬циям
и фонду сведения по установленным формам
отчетности. Расчеты с медицинскими учреждениями
производятся путем оп¬латы их счетов.
1.2. Планирование и финансирование деятельности
медицинских учреждений
В соответствии с утвержденной номенклатурой
учреждения здравоохранения подразделяются
на:
1. Лечебно-профилактические учреждения.
1.1. Больничные учреждения, в том числе:
городская больни¬ца, городская больница
скорой медицинской помощи, госпиталь
для ветеранов войн, медико-санитарная
часть, специализирован¬ные больницы
(инфекционные, туберкулезные, психиатриче¬ские,
психоневрологические, офтальмологические
и др.), хоспис, территориальное медицинское
объединение и т.д.
1.2. Учреждения здравоохранения особого
типа: лепрозорий, центр по профилактике
и борьбе со СПИДом, бюро судебно-медицинской
экспертизы, бюро медицинской статистики.
1.3. Диспансеры: врачебно-физкудьтурный,
кардиологический, кожно-венерологический,
наркологический, онкологический, противотуберкулезный,
психоневрологический.
1.4. Амбулаторно-поликлинические учреждения:
амбулатория, городская поликлиника, детская
городская поликлиника, стома¬тологическая
поликлиника, медико-санитарная часть,
консуль¬тативно-
1.5. Учреждения скорой медицинской помощи
и учреждения переливания крови: станция
скорой медицинской помощи, стан¬ция переливания
крови.
1.6. Учреждения охраны материнства и детства:
дом ребенка, родильный дом и т.д.
1.7. Санаторно-курортные учреждения: санаторий,
детский са¬наторий, санаторий-профилакторий
и т.д.
2. Учреждения профилактической медицины.
3. Аптечные учреждения [3; 7; 9].
Затраты на содержание лечебно-профилактических
учреждений занимают наибольшую долю
в расходах на здравоохранение. Ра¬бота
каждого учреждения здравоохранения характеризуется
опе¬ративно-сетевыми показателями, такими
как среднегодовое коли¬чество коек (всего
и по профилям коек), число дней функциони¬рования
койки в год, количество койко-дней, среднегодовое
количество штатных единиц по всем категориям
персонала, число врачебных посещений.
Для планирования расходов важным является
тот факт, что лечебно-профилактическое
учреждение может осуществлять медицинскую
помощь населению в двух формах: стационарной
и амбулаторно-поликлинической. Один из
основных показателей ра¬боты стационара
— коечный фонд, а амбулаторно-поликлинического
учреждения — число врачебных должностей
и посещений. В зависимости от этого выбирается
методика расчета расходов.
В основе расчета расходов на содержание
стационара лежит среднегодовое количество
коек, которое определяется в зависимо¬сти
от сроков развертывания новых коек, по
формуле (1):
(Кк – Кн) х n
Кср = Кн + ------------------- (1),
12
где Кср — среднегодовое количество коек;
Кн — число коек на начало года;
Кк — число коек на конец года;
n — число месяцев функционирования вновь
развернутых коек [3].
Например, на 1 января в больнице фактически
имеется 300 коек, с 1 апреля предусматривается
ввести еще 40 коек. В этом случае среднегодовое
40 х 9
число коек составит: 300 + ——— = 330.
12
При планировании расходов на питание
и приобретение меди¬каментов необходимо
установить число дней функционирования
од¬ной койки в год и на основании этого
— общее количество койко-дней в больнице
путем умножения среднегодового количества
коек (по профилям отделений) на число
дней функционирова¬ния одной койки в
год (по профилям отделений).
В настоящее время централизованно установлены
только нату¬ральные нормы расходов на
питание и медикаменты (в зависимо¬сти
от вида учреждения). Расчеты стоимостного
выражения нату¬ральных показателей осуществляются
ведомствами на местах самостоятельно
[5; 10].
В амбулаторно-поликлиническом учреждении
основные опе¬ративно-сетевые показатели
при планировании расходов: средне¬годовое
число врачебных должностей, зависящее
от численности населения, прикрепленного
для амбулаторно-поликлинического обслуживания
к данному учреждению, и число врачебных
посеще¬ний (определяется исходя из среднегодового
числа врачебных должностей, числа часов
работы врачей данной специальности в
1 день, нормы приема больных в час и числа
рабочих дней в году).
Основной документ, определяющий общий
объем, целевое на¬правление и поквартальное
распределение средств учреждения, —
смета расходов, которая составляется
на календарный год по установленной форме
по экономическим статьям бюджетной классификации.
В смету могут включаться только расходы,
необ¬ходимость которых обусловлена характером
деятельности данного учреждения [6].
Ассигнования, предусмотренные в смете,
должны быть обос¬нованы расчетами по
каждой статье затрат. Расчеты к смете
со¬ставляются на основе оперативно-сетевых
и производственных по¬казателей (число
коек, число должностей персонала, количество
посещений) в соответствии с действующим
законодательством в части расходования
средств на выплату заработной платы,
с со¬блюдением установленных норм расходов
по отдельным видам за¬трат: приобретение
продуктов питания, медикаментов и перевя¬зочных
средств, мягкого инвентаря, с учетом действующих
цен и тарифов. Смета расходов должна утверждаться
вышестоящим ор¬ганом управления здравоохранения,
однако руководителям учре¬ждений здравоохранения
предоставлено право вносить измене¬ния
по всем статьям сметы расходов в пределах
установленных ассигнований.
К основным экономическим статьям, по
которым осуществ¬ляется планирование
затрат учреждения, относятся расходы
на выплату заработной платы, покупку
товаров, оплату услуг, при¬обретение
оборудования длительного пользования,
проведение капитального ремонта [3; 17].
По экономической статье «Оплата труда
государственных слу¬жащих» планируются
расходы на оплату труда медицинского,
ад¬министративно-
По экономической статье «Приобретение
предметов снабжения и расходных материалов»
планируются расходы на приобретение
материальных средств, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов. Данная статья подразделяется
на подстатьи:
- канцелярские принадлежности: расходы
на приобретение канцелярских, чертежных
и письменных принадлежностей, блан¬ков,
учетной и отчетной документации;
- медикаменты и перевязочные средства:
расходы на приобре¬тение медикаментов,
перевязочных средств, вакцин, витаминов,
пленок для рентгеновских снимков, оплату
доноров, включая пи¬тание, пополнение
действующих медицинских и санитарных
уч¬реждений мелким медицинским инструментарием
— пинцеты, ланцеты, термометры, шприцы,
иголки (объем расходов на меди¬каменты
определяется из расчета: в больничном
учреждении — на койко-день, в амбулаторно-поликлиническом
учреждении — на врачебное посещение);
- продукты питания: с учетом того, что
питание больных про¬водится по натуральным
нормам продуктов, установленным для больниц
и отделений соответствующего профиля,
расходы на пи¬тание определяются исходя
из среднегодового количества коек по
отдельным профилям, числа дней функционирования
койки в го¬ду и расчетной нормы расходов
на питание одного больного в день, исчисленной
по средним ценам, действующим в данной
местности;
- мягкий инвентарь и обмундирование: расходы
на приобре¬тение и изготовление белья,
одежды, обуви и постельных при¬надлежностей
[3].
По статье «Оплата прочих услуг и прочие
текущие расходы на закупку товаров и
услуг» планируются и отражаются расходы
по оплате текущего ремонта оборудования
и инвентаря, зданий и помещений, на стирку
белья и санитарно-гигиеническое обслу¬живание,
по оплате информационно-вычислительных
работ, на¬учно-исследовательских работ
и т.д.
По статье «Трансферты населению» отражаются
расходы на бес¬платный отпуск молочных
смесей из молочных кухонь детям пер¬вых
двух лет жизни.
На отдельных статьях сметы отражаются
расходы по команди¬ровкам и служебным
разъездам, по содержанию и найму транс¬порта,
по оплате услуг связи.
Важная статья расходов — оплата коммунальных
услуг, куда вхо¬дят расходы по аренде
помещений, на отопление, освещение, водоснабжение,
обслуживание лифтов и другие коммунальные
ус¬луги. Их планирование осуществляется
в зависимости от натураль¬ных показателей
(кубатуры и площади помещений и др.).
К статье «Капитальные вложения в основные
фонды» относятся все виды расходов, способствующие
приросту основных произ¬водственных
и непроизводственных фондов, в том числе
приоб¬ретение медицинского оборудования
и предметов длительного пользования,
капитальный ремонт учреждений здравоохранения.
Аннотация: В статье сделан вывод о том, что стратегическим направлением в совершенствовании системы финансирования здравоохранения должно стать снижение финансовой зависимости её от бюджетных источников и переход к страховым принципам финансирования медицинских услуг на основе реформирования системы обязательного медицинского страхования с учетом территориальных факторов.
Состояние здоровья населения - весьма точный индикатор социально - экономического развития страны в целом. Здравоохранение представляет собой динамично развивающуюся отрасль, в которой постоянно разрабатываются новые лекарственные препараты и методы лечения, появляется возможность лечить ранее неизлечимые болезни. Однако все это приводит к удорожанию медицинских услуг, к увеличению потребности в финансовых ресурсах. В то время как демографические сдвиги, происходящие в современном обществе в подавляющем большинстве развитых стран мира, характеризуются снижением смертности и повышением рождаемости, ростом ожидаемой продолжительности жизни, в Российской Федерации активность этих процессов недостаточна. Дагестан - одна из немногочисленных республик, где до недавнего времени сохранялся положительный естественный прирост населения (+11,6), при отрицательном по Российской Федерации (-6,5) и Северо-Кавказскому региону (-3,3). Уже сейчас рождаемость теряет положительную динамику: в 2009 году – 15,4 на 1 тыс. населения, в 2010 году – 14,8 на 1 тыс. населения (РФ в целом - 9,8, ЮФО - 11) [2]. Основные показатели, характеризующие здоровье населения в Республике Дагестан, приближаются к показателям Южно-Федерального округа и Российской Федерации в целом, а по некоторым позициям они принципиально хуже: общая смертность в РФ - 16,3 на 1 тыс. населения, по ЮФО - 14,3 на 1 тыс. населения, в РД - 17,2 на 1 тыс. населения. Стабильно повышается показатель младенческой смертности: в 2009 году – 14,8 на тысячу родившихся, в 2010 году – 18,6 в РД; в целом по РФ - 13,3 [1]. В этих условиях особую актуальность приобретает решение проблем повышения эффективности системы финансирования здравоохранения.
Реформирование системы финансирования здравоохранения в Российской Федерации связано с совершенствованием и дальнейшим развитием системы обязательного медицинского страхования, приобретающих первостепенное значение в дотационных регионах, к которым относится Республика Дагестан. Основные проблемы его развития сводятся к следующему:
дефицит финансирования; отсутствие экономической мотивации стационарозамещающих видов медицинской помощи; слабая материально-техническая база большинства муниципальных медицинских учреждений, особенно на селе; значительный износ оборудования и медицинского автотранспорта; утрата профилактической направленности в работе муниципальных учреждений; недостатки и дефицит организационно-методического и нормативно-правового обеспечения; невозможность оказывать специализированную помощь и внедрять современные технологии; существенные проблемы лекарственного обеспечения, особенно сельских жителей; отсутствие самостоятельности линейно-профилактических учреждений в решении финансовых и кадровых вопросов; слабое взаимодействие на межмуниципальном уровне; неразвитость социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности и в труднодоступных территориях оказывает существенное влияние на работу учреждений здравоохранения и снижает уровень доступности медицинской помощи.
Вместе с тем существуют и значительные различия в доле региональных расходов на здравоохранение в валовом региональном продукте (ВРП). Как правило, регионы тратят на здравоохранение 2-4% от ВРП, но эта цифра может достигать и 15 %. В целом, субъекты Российской Федерации финансируют примерно 85 % расходов на здравоохранение в России [3]. Стратегическим направлением в совершенствовании системы финансирования здравоохранения должно стать снижение финансовой зависимости её от бюджетных источников и переход к страховым принципам финансирования медицинских услуг на основе реформирования системы обязательного медицинского страхования с учетом территориальных факторов. Это означает, что в перспективе формирование финансовых средств в здравоохранении должно осуществляться преимущественно на страховой основе за счёт целевых интегрированных взносов на ОМС.
Основная
цель при создании системы финансирования
здравоохранения состоит в
Главной
проблемой организации
Одним из возможных вариантов более эффективного использования средств, предназначенных на социальное и обязательное медицинское страхование, может быть их консолидация в рамках единой системы обязательного медико-социального страхования. При этом открывается возможность проведения единой рациональной политики по отношению к видам затрат, связанных с единым страховым случаем. В случае объединения финансовых институтов, осуществляющих социальное и медицинское страхование, появляются субъекты, экономически заинтересованные в повышении эффективности расходов на медицинскую помощь и снижение заболеваемости. Создав систему медико-социального страхования здоровья, тем самым возможно сократить потери финансовых ресурсов.
В результате объединения двух систем страхования возможно сократить административно-управленческий персонал и обеспечить заинтересованность структур, связанных с охраной здоровья в снижении заболеваемости населения. Таким образом, путём интеграции средств социального страхования, связанных с охраной здоровья населения, можно увеличить объём страховых средств ОМС. Страховые взносы платить могут либо предприятия за счёт прибыли оставшейся в их распоряжении, либо сами работающие за счёт собственных доходов. Размеры этих отчислений и виды медицинской помощи устанавливаются на договорной основе. Только эту систему, при которой цены, размеры взносов, виды предоставляемой помощи и другие взаимоотношения сторон решаются по взаимному согласию, можно назвать рыночной. Для всех предприятий и организаций в настоящее время установлен единый тариф отчислений по обязательному медицинскому страхованию вне зависимости от условий труда, определяющих почти на 20% уровень здоровья работающих, в одинаковом размере. В этом случае более справедливым было бы введение страховых взносов на ОМС с дифференциацией в зависимости от вредности производства. Это бы поставило всех плательщиков в равные условия.
Субъектом финансирования при обязательной системе страхования являются работающие граждане. Использование в качестве такого субъекта главы семьи, как это принято во многих странах с развитой системой медицинского страхования, дает возможность создать единый целевой источник финансирования как работающих, так и неработающих членов семьи. При этом отчисления в ОМС должны быть увеличены на сумму уменьшения региональных бюджетов. При таком подходе исключается из схемы финансирования фонд обязательного медицинского страхования, искажающий и исключающий реализацию страховых принципов в этой социально значимой сфере.Использование такой интегрированной системы финансирования предполагает объединение бюджетных и страховых источников финансирования в одной финансирующей организации, которой в перспективе должен стать страховщик. Интегрированная система даст возможность повысить заинтересованность всего комплекса лечебно-профилактических учреждений в улучшении качества и экономической эффективности оказания медицинской помощи и экономической заинтересованности каждого его участника. В целях совершенствования системы финансирования расходов было бы целесообразно изменить и порядок финансирования санитарно-эпидемиологических учреждений. В настоящее время все расходы на их содержание финансируются из федерального бюджета.
Информация о работе Финансирование расходов на здравоохранение