Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 03:10, реферат
Этапы большого финансового пути
Любая система финансирования здравоохранения выполняет ряд определеннных функций: формирование средств, их объединение, покупка и финансовое обеспечения предоставления услуг. Анализ каждой из них позволяет конструктивно обсуждать, какая система финансирования здравоохранения строится в России.
Системы финансирования здравоохранения можно классифицировать по двум признакам:
1.
по источнику формирования
2. по форме их распределения.
Источники
формирования средств не всегда влияют
на формы их распределения, системы
с одним и тем же источником формирования
средств могут иметь разные характеристики
распределения.
1. Типы систем по источнику финансирования.
Источниками финансирования могут быть:
1. Общие налоговые доходы всех видов и уровней.
2. Целевые налоговые поступления.
3. Целевой взнос на обязательное медицинское страхование (или налог на заработную плату).
4. Личные средства граждан и иные источники.
Общие налоговые доходы всех видов и уровней. К ним относятся: налоги на прибыль, налоги на добавленную стоимость, подоходный налог и др. Они поступают в государственный или муниципальный бюджет, а затем распределяются по разным отраслям. Решающую роль при распределении средств имеют сложившиеся бюджетные приоритеты.
Система, базирующаяся на общих налоговых доходах, называется бюджетной.
Целевые налоговые поступления. К ним относятся налоги, устанавливаемые на определенные товары (чаще всего, на продажу алкоголя и табака). Установленная часть поступлений от сбора этих налогов в целевом порядке направляется на здравоохранение. Этот вид налога не характеризует систему финансирования здравоохранения, поскольку является дополнительным к основному источнику финансирования и его доля в формировании средств здравоохранения незначительна.
Целевой взнос на обязательное медицинское страхование. Это может быть взнос на обязательное медицинское страхование (РФ), а может быть единый взнос на социальное страхование (единый социальный налог). Взнос на ОМС обычно исчисляется в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда и в России выплачивается только работодателями.
Системы,
основанные преимущественно на целевом
взносе на медицинское страхование,
получили название систем обязательного
медицинского страхования. Иногда их называют
системами социального
Личные средства граждан и иные источники финансирования. Эти средства не проходят через каналы государственного перераспределения и поступают в медицинские организации в форме прямой оплаты медицинских услуг. Кроме того, это могут быть доходы ЛПУ от аренды, от продажи медицинских технологий и др. В качестве иных источников финансирования могут выступать благотворительные фонды, средства работодателей, направляемые на создание собственной медицинской базы, пожертвования и альтернативные источники финансирования (ссуда, лизинг, факторинг).
Личные средства населения как основной источник оплаты медицинской помощи являются основой частной системы финансирования.
Ни
в одной стране не существует в
чистом виде бюджетной, страховой или
частной системы
Бюджетная система по определению является государственной системой финансирования, поэтому их иногда называют государственными системами. В таких системах государство является собственником значительной части медицинских учреждений, органы управления осуществляют планирование здравоохранения и много других функций прямого управления отраслью.
В системах ОМС участие государства принимает более мягкие регулирующие формы, а медицинских организации не всегда принадлежат государству. Тем не менее, системы ОМС также являются государственными системами финансирования, поскольку:
-
во-первых, взносы работодателей
и работников носят
- во-вторых, поступления от взносов являются хотя и обособленной, но все же частью государственных финансов, поэтому они контролируются государством;
-
в-третьих, государство
2. Типы систем финансирования по форме их распределения (по характеру взаимодействия с медицинскими организациями).
По этому типу можно выделить два основных типа систем:
1. интеграционную модель;
2. контрактную модель.
Их называют экономическими моделями здравоохранения.
Интеграционная модель предполагает слияние функций финансирования, управления и оказания медицинской помощи. Имущество медицинских организаций принадлежит государству или органам местной власти. В Российском здравоохранении подавляющая часть медицинских организаций имеет статус государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений и напрямую управляется органом управления здравоохранением, который одновременно является финансирующей стороной.
Органы управления не только определяют общую стратегию и приоритеты развития отрасли, но и регламентируют основные стороны деятельности медицинских учреждений: определяют их мощность (например, число больничных коек, амбулаторных приемов), принимают решение о перераспределении ресурсов между отдельными учреждениями, назначают руководителей и прочее. В такой модели права медицинских учреждений ограничены.
Теоретически интеграционная модель экономических отношений обеспечивает высокую степень управляемости системой. На практике для этого требуется множество условий, главные из которых – это высокий уровень планирования и готовность медиков работать в рамках командной системы.
Недостатки модели – это отсутствие возможности для маневра ресурсами, бюрократизация отношений, слабая ориентация на потребительский спрос, отсутствие экономической мотивации медиков.
Поэтому
интеграционную модель экономических
отношений стали
Контрактная модель строится на экономических, а не на административных отношениях между финансирующей стороной и медиками. Основой этих отношений является разделение функций финансирования и оказания медицинской помощи.
Контрактная
модель предполагает выбор гражданами
медицинской организации и
1 – пациент самостоятельно или по направлению медиков выбирает медицинскую организацию и врача, участвующих в программе государственных гарантий, и получает необходимую медицинскую помощь в пределах объема и условий, определяемых этой программой. Финансирующая сторона оплачивает полученную медицинскую помощь, предварительно оценивая ее обоснованность, качественные характеристики и конечные результаты. В реальной жизни выбор места получения медицинской помощи зависит от организации оказания медицинской помощи. В многоуровневой системе выбор пациента чаще всего определяется решениями медиков более низкого звена первичной медико-санитарной помощи.
2 –
заключение договоров с теми
медицинскими организациями, у
которых более высокие
Контрактная модель предполагает дополнительные затраты на осуществление договорных отношений. Чтобы заключить договор с поставщиками медицинских услуг, финансирующая сторона должна провести анализ их деятельности, сформировать планы оказания медицинской помощи, согласовать их с планами медиков, заключить договоры, организовать их мониторинг и оценку.
В странах с контрактной моделью расходы выше, по сравнению со странами с интеграционной моделью. Условие их оправданности – обеспечение более высоких конечных показателей деятельности здравоохранения и экономии ресурсов.
Контрактная модель экономических отношений может действовать при любой системе финансирования здравоохранения. Для этого необходимо соблюдение, как минимум, двух условий:
1. Орган
управления здравоохранением
2. Медицинское
учреждение обладает
Чем больше
степень независимости сторон, тем
шире возможности осуществления
контрактной модели. В бюджетной
системе трудней обеспечить эту
независимость, поскольку чаще всего основная
часть медицинских учреждений принадлежит
государству. В системе ОМС потенциал
реализации контрактной модели в принципе
выше. Но и в этой системе не снимается
вопрос об обеспечении реальной хозяйственной
самостоятельности государственных и
муниципальных ЛПУ.
ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
1. Формирование средств. Важнейшая характеристика системы ОМС – целевое формирование средств на здравоохранение. Взносы работодателей и платежи муниципальных органов на неработающую часть населения идут не в общий бюджет, а непосредственно на нужды здравоохранения. Здравоохранение меньше зависит от сложившихся бюджетных приоритетов.
Для стран, где эти приоритеты складываются традиционно не в пользу здравоохранения, переход на страховую форму мобилизации средств может дать отрасли дополнительные средства.
В России наблюдается обратная картина. Государственные расходы на нужды здравоохранения (бюджеты всех уровней и средства ОМС) сокращались и абсолютно и относительно.
Сам по
себе переход на ОМС не обеспечивает
автоматического привлечения
Общее условие положительного влияния ОМС – цельность этой системы, которая предполагает доминирование одного канала поступления средств. В классической модели ОМС основным источником поступлений является налог на заработную плату (взносы на ОМС), а роль бюджетов всех уровней сводится к выделению относительно небольших субсидий. В этих условиях объем финансовых ресурсов относительно слабо зависит от общих бюджетных поступлений.
Преобладание страхового источника достигается несколькими способами:
1. Размер
взноса на ОМС должен
2. Классическая
система ОМС строится на
3. Даже
относительно небольшой
Информация о работе Финансирование расходов на здравоохранение