Финансовая политика разных стран в условиях выхода из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является проведение анализа особенностей финансовой политики разных стран по выводу их из кризиса.
В данной работе автор затрагивает следующие темы:
- роль финансовой политики в экономической политике государства;
- краткий обзор развития кризиса и его особенностей;

Содержание

1. Введение. Стр.3
2. Роль финансовой политики в экономической политике государства. Стр.4-6.
3.Финансово-экономический кризис 2008-2011 г. Краткое описание его развития. Стр.6-10.
4. Общие черты финансовой политики стран в условиях выхода из кризиса. Стр.10-15.
5. Различия в финансовой политике стран в условиях выхода из кризиса. Стр.15-24.
5.1. США Стр.15-17.
5.2. Страны Еврозоны Стр.17-19.
5.3. Китай Стр.19-22.
5.5. Россия Стр.22-24
6. Заключение. Возможный сценарии развития ситуации Стр.24-25.
7. Список литературы и источников информации. Стр.26.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа финансы.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финансовый университет)


 

Институт сокращенных  программ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Тема: «Финансовая политика разных стран в условиях выхода из кризиса»

Дисциплина: Финансы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент ИСП (группа 5ФМ) :

 

Проверил:

доцент Седова М.Л.

 

 

 

 

Москва

2011 год

 

                                               ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

 

 

1. Введение. Стр.3

2. Роль финансовой политики в экономической политике государства. Стр.4-6.

3.Финансово-экономический кризис 2008-2011 г. Краткое описание его развития. Стр.6-10.

4. Общие черты финансовой политики стран в условиях выхода из кризиса. Стр.10-15.

5. Различия в финансовой политике стран в условиях выхода из кризиса. Стр.15-24.

5.1. США Стр.15-17.

5.2. Страны Еврозоны Стр.17-19.

5.3. Китай Стр.19-22.

5.5. Россия Стр.22-24

6. Заключение. Возможный сценарии развития ситуации Стр.24-25.

7. Список литературы и источников информации.  Стр.26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              1. ВВЕДЕНИЕ.

 

Роль  финансовой политики в экономической  политике любого государства трудно переоценить. Недаром экономисты называют последний кризис не иначе как финансово-экономическим, делая акцент на слове «финансовый». Недостатки современной мировой финансовой системы называются в качестве одной из основных причин, приведших к кризису. Поэтому те меры, которые принимают страны по выходу из кризиса, лежат в первую очередь в области финансовой политики.

Хотя  вот многих публикациях поледний финансово-экономический кризис называется кризисом 2008-2009 года, большинство экономистов  согласны, что кризис не закончился. Об этом свидетельствует текущее ухудшение экономиченской обстановки в ряде стран Европы (группа стран PIGS)  и нестабильная ситуация на рынке жилья и на рынке труда США.

Целью настоящей  курсовой работы является проведение анализа особенностей финансовой политики разных стран по выводу их из кризиса.

В данной работе автор затрагивает следующие  темы:

- роль  финансовой политики в экономической  политике государства;

- краткий обзор развития кризиса и его особенностей;

- определение общих черт финансовой политики разных стран по борьбе с ним ;

- анализ особенностей финансовых политик разных стран по борьбе с кризисом на примере некоторых крупнейших стран;

- попытка  дать прогноз развития ситуации в будущем на основе существующих тенденций.

 

В работе автор попытался дать анализ заявленной темы на основе изученной литературы по данному вопросу, на основе официальных правительственных источников, публикаций ресурсов сети Интернет, а также на основе примеров из периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Глава 2. Роль финансовой политики в экономической политике государства.

 

      Финансовая политика (ФП) государства представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства (1, стр.40)             

 Субъектами  ФП являются органы законодательной  и исполнительной власти. Они  разрабатывают и утверждают основные  положения ФП, направления развития  финансовых отношений.

 Объектами  ФП является совокупность финансовых  отношений и ресурсов, образующих  финансовую систему государства.

 Являясь  частью экономической политики  государства, финансовая политика  определяется типом экономики  того или иного государства,  ролью государства в экономике данной страны, концепцией государственного регулирования, которая преобладает в данной стране в данный промежуток времени.

 Например, по мнению неоклассиков, считающих,  что государство не должно  проводить антициклические мероприятия, так как экономика способна прийти в равновесие благодаря действию рыночных механизмов, финансовая политика состоит в основном в поддержании в экономике постоянного темпа роста денежного предложения.

 Финансовая  политика, являющаяся частью экономической  политики, реагирующей на текущее и прогнозируемое состояние экономики и носящей антициклический характер, называется активной.

 Эффективность  активной финансовой политики  проверена многократно различными  странами в периоды глубокого  экономического спада и высокой безработицы. Часто используются механизмы так называемой «тонкой настройки» (2, стр.711), использующие такие стабилизаторы, как прогрессивные налоги и выплаты пособий по безработице. Эти механизмы могут быть задействованы не только в период сильного спада, но и для «корректировки» незначительных отклонений в экономике.

 Как  уже было отмечено выше на  построение финансовой политики  влияет тип экономики государства.  В условиях централизованно-плановой  экономики целью ФП является  мобилизация ресурсов на макроуровне и подчинения всей деятельности субъектов хозяйствования интересам государства. В рыночной экономике основными целями ФП являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий для субъектов хозяйствования и населения, а также обеспечение развития тех видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для страны, но не могут развиваться в условиях текущей конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти и хозяйствования.

 Иллюстрацией  последнего тезиса могут служить примеры из текущей ситуации в нашей стране. Объявив в бюджетном послании на 2011-2013 года одной из основных целей бюджетной политики разработку и внедрение инструментов поддержки инноваций, Президент и правительство принимают соответствующие законодательные акты, устанавливающие особый налоговый режим для инновационного центра «Сколково» и содействуют в привлечении к участию в инновационном проекте крупнейшие российские и международные компании.

 Финансовая  политика может значительно меняться в отдельно взятой стране даже в течение не столь длительного промежутка времени. В качестве примера можно привести разительное отличие финансовой политики правительства Российской Федерации, проводившейся правительством Е.Гайдара в первые годы образования Российской Федерации (начало 90-х годов прошлого века), от текущей финансовой политики, проводимой А.Кудриным. 

 Существуют  общие подходы к определению  того или иного типа финансовой  политики. Например, в зависимости  от стадии экономического цикла (спад, стагнация, оживление, подъем), на котором находится экономика страны, власть использует сдерживающую или стимулирующую финансовую политику.

 Стимулирующая  политика проводится на этапе  спада и депрессии, когда государство  стимулирует экономическую активность субъектов экономики путем снижения налогов, увеличения государственных расходов и прочими мерами.

 Сдерживающая  финансовая политика проводится  на этапах оживления и подъема,  когда задачей государства является  мобилизация дополнительных доходов  для снижения перегрева экономики и сдерживание ростов различных сегментов рынка для предотвращения появления пузырей.

 Финансовые  политики стран даже со сходным  типом и структурой экономики  могут значительно отличаться  друг от друга. На них оказывают  воздействие такие внешние и внутренние факторы как состояние основных фондов, демография, культурная среда, достаточность ресурсов и т.д. Часто финансовая политика является инструментом, с помощью которого государство проводит в жизнь изменения не только в экономической, но и в политической структуре общества.

 Например, проведенные в последние 10 лет изменения в финансовой политике правительства Российской Федерации, привели к консолидации государственных доходов в Федеральном бюджете. Консолидация финансовых средств в центре поставила власти субъектов федерации в зависимое положение и позволила руководству страны создать «вертикаль власти», которая значительно укрепила роль центра и заставила регионы проводить скоординированную с центром политику во всех областях и сферах деятельности.

  Результатом в том числе и вышеуказанной финансовой политики явилась последующая безболезненная отмена выборности губернаторов субъектов федерации и замена их назначениями из федерального центра.  

 

 

                Глава 3. Финансово-экономический кризис 2008-2011 годов.

                               Краткое описание его развития и особенностей.

Мировой финансовый кризис 2008-го года — это финансово-экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Предшественником финансового  кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime). Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Котировки на фондовых рынках резко снизились. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:

  • общей цикличностью экономического развития;
  • перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;

а также:

  • высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);
  • перегревом фондового рынка;

События 2007- августа 2008 года непосредственное предшествовавшие началу острой фазы кризиса:

3.1.Рост цен на сырье и продовольствие.

3.2. Некоторые события в финансовой и банковской сфере 2007-2008 годов.

3.3.Начало падения фондовых рынков  после достижения исторических  максимумов.

3.4.Устойчивое снижение цен на  рынке жилья повлекшее проблемы  у банков в 2008.

 

 

3.1.Рост цен на продовольствие и сырьевые товары в года, предшествующие кризису:

В 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырьё — после Большой депрессии товаров потребления в 1981—2000 годах. Но в 2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания (агфляция), достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб. В январе 2008 года цены на нефть превысили $100 за баррель. 11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигла рекордных за всю историю $147,27 за баррель; после чего началось снижение — до $61 24 октября того же года и до $51 в ноябре (см рис.1). Пищевые и топливные кризисы обсуждались в июле 2008 года на 34-м саммите Большой восьмёрки.

 

                         Рис.1. График цены на нефть  долларов США/баррель             

 3.2. События в финансовой и банковской сфере:

Предвестниками финансового кризиса явились несколько важных событий 2007 в банковской и финансовой сфере. Август 2007- серьезное колебание рынков. Европейские и американские банки испытывают проблемы с ликвидностью. Французский банк BNP Paribas приостанавливает работу 3 инвестиционных фондов из-за нехватки средств. Сентябрь 2007 – серьезные проблемы в банковской системе Великобритании. Банк Northen Rock обращается за помощью к банку Англии. Через 5 месяцев банк национализирован.

Непосредственным  предшественником общего финансового и банковского кризиса в США считается кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime) в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов.

3.3. Рост фондовых рынков в 2007 году и начало снижения в первой половине 2008 года:

  В период до декабря 2007 индексы  фондовых рынков развитых стран  обновили свои историчесике максимумы. Просле этого началось их снижение, передшее во второй половине 2008 года в обвал. Индексы развивающихся стран продолжать обновлять исторические рекорды в первой половине 2008 года. Правительство России в начале 2008 года, успокоеннное фантастическим ростом цен на нефть, открыто заявляло о России как о тихой гавани  где международные инвесторы могут пережать мировой кризис. События конца 2008 года показали, что экономика России, интегрированная в мировое сообщество не может оставаться незатронутой событиями в других странах.

Информация о работе Финансовая политика разных стран в условиях выхода из кризиса