Финансовая политика разных стран в условиях выхода из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является проведение анализа особенностей финансовой политики разных стран по выводу их из кризиса.
В данной работе автор затрагивает следующие темы:
- роль финансовой политики в экономической политике государства;
- краткий обзор развития кризиса и его особенностей;

Содержание

1. Введение. Стр.3
2. Роль финансовой политики в экономической политике государства. Стр.4-6.
3.Финансово-экономический кризис 2008-2011 г. Краткое описание его развития. Стр.6-10.
4. Общие черты финансовой политики стран в условиях выхода из кризиса. Стр.10-15.
5. Различия в финансовой политике стран в условиях выхода из кризиса. Стр.15-24.
5.1. США Стр.15-17.
5.2. Страны Еврозоны Стр.17-19.
5.3. Китай Стр.19-22.
5.5. Россия Стр.22-24
6. Заключение. Возможный сценарии развития ситуации Стр.24-25.
7. Список литературы и источников информации. Стр.26.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа финансы.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

Особенность современной  китайской экономики то, что она принципиально «завязана» на экспорт в США. А поскольку вся суть современного кризиса состоит в падении совокупного спроса, прежде всего, в тех же самых США, то он должен очень сильно влиять на китайскую экономику. В негативном плане, разумеется. При этом мы не располагаем какой-либо надежной статистикой, чтобы оценивать реальное состояние китайской экономики. То есть остается единственная возможность- это косвенные признаки, которые могут помочь оценить происходящие в Китае события.

В 2008 году Китай  почувствовал резкое сокращение спроса в США и ввел меры, которые по своему характеру напоминали меры США и Европейского Союза:

 В  конце 2008 Глава Народного банка Китая (Центробанк КНР) Чжоу Сяочуань отметил, что банк будет смягчать монетарную политику. ЦБ КНР уже уменьшил учетную ставку три раза, начиная с середины сентября с.г. Более того, Пекин снял ограничения на объемы кредитов, выдаваемых банками.  9 ноября Государственный совет Китая принял решение о выделении 586 млрд долл. На стимулирование экономики страны. Масштабный государственный инвестиционный план был рассчитан до 2010 г. Средства были распределены меж 10 программами, посреди которых стройку бюджетного жилья, развитие сельской инфраструктуры, транспортных сетей, улучшение экологии, развитие инновационных технологий и восстановление территорий, подвергшихся ударам стихийных бедствий. Не считая того, в рамках программы была проведена налоговая реформа, которая понизит общий налоговый гнет на малый и средний бизнес приблизительно на 17,5 млрд долл. Также были изменены принципы кредитования коммерческих банков, благодаря чему будут привлекаться дополнительные инвестиции в сельское хозяйство, малый и средний бизнес, инновационные технологии, а также операции по слиянию и поглощению.

Поняв то, что  США и Европа из кризиса могут  выйти не скоро, Китай начал искать другие пути решения проблемы. Если гипотеза о том, что Китай не может сбывать свою продукцию на экспорт, верна, то он должен начать стимулировать внутренний спрос.

Что он и сделал. Об этом неоднократно заявляло руководство КНР.

 Самая важная задача макрорегулирования на 2009 г. была сформулирована в докладе премьера Госсовета Вэнь Цзябао второй сессии ВСНП одиннадцатого созыва (март 2009 г.). Она состояла в том, «чтобы повернуть тенденцию к замедлению экономического роста в обратную сторону, а расширение внутреннего спроса считать долгосрочным стратегическим курсом и главной точкой приложения сил в стимулировании роста экономики». Такая формулировка, помимо прочего, отражала решимость китайского руководства найти пути противодействия мировому финансовому кризису. Среди его главных причин премьер Госсовета еще ранее (на январской сессии ВЭФ) назвал «ошибочность макроэкономической политики ряда экономических субъектов и крах модели развития, характеризующейся низким уровнем накоплений и высоким уровнем потребления». Среди других причин неурядиц были названы погоня финансовых учреждений за прибылью и их чрезмерная экспансия, недостаточная самодисциплина в финансовых и рейтинговых организациях, что привело к искажению информации и стоимости имущества; дисбаланс между возможностями финансового надзора и финансовыми инновациями, накопление и распространение рискованных финансовых инструментов.

 В Китае на сегодня действуют многочисленные государственные программы развития промышленности. Можно упомянуть программу создания собственного гражданского авиастроения, программу освоения космоса, программу развития оборонной промышленности. Средства на это у государства есть, поскольку Китай является крупнейшией страной по запасу золото-валютных резервов и крупнейшим кредитором США.

Данные меры привели к тому, что рост экономики  Китая не прекращался и в кризис:

2008 – 9.6%

2009- 8.7%

2010- 10.3%

2011- 8% (прогноз)

И возникающие  в рамках этого процесса избыточные деньги должны где-то концентрироваться. То есть, в экономике Китая быстрыми темпами должны были бы начать раздуваться финансовые пузыри.

Подтверждением  этого факта является бурный рост цен рынка недвижимости, приведший к ряду серьезных ограничений на выдачу ипотечных кредитов.

В отличии от США и Европыв, где рынок недвижимости далек от докризисного уровня, рынок  недвижимости Китая растет бурными  темпами , вызывая опасения возникновения перегрева у властей.

 Введены также ограничения на покупку машин частными лицами в Пекине и некоторых крупных городах. Все это свидетельства того, что государство пытается сдержать неконтролируемый рост экономики и внутреннего потребления, которые продолжаются и в кризисные годы.

Другим свидетельством является растущее потребление Китаем нефти и нефтепродуктов. Таким образом правительству Китая удалось в значительной степени переориентировать экономику на внутреннее потребление. Рост производственного сектора привел к тому, что в конце 2010 было заявлено о дефиците рабочих рук в Китае (в первую очередь в низкооплачиваемой текстильной отрасли). Некоторые компании стали переносить производство во Вьетнам. За 2010 год зарплаты в отдельных секторах производства выросли до 50%. Не помогает даже отток населения из сельских районов.

За последние  полгода Банк Китая 3 раза поднимал ставку рефинансирования, довев ее на сегодня до 6.06% годовых. Это явилось ответом на бурный рост активов банков и бурный рост кредитования. Запрещена выдача ипотечных кредитов на покупку второй недвижимости физическими лицами. Власти опасаются массовых дефолтов по банковским кредитам при резком замедлении экономики.

Таким образом  к особенностям антикризисной финансовой политики Китая можно отнести  следующее:

  1. Успешное воплощение программы по замещению экспорта продукции внутренним спросом
  2. Раннее прекращение мер по поддержке финансового сектора
  3. Переход от поддержки финансового сектора к сдерживанию роста экономики путем поднятия учетной ставки и изменения налогообложения
  4. Бурный рост рынка недвижимости. Система ограничений на выдачу ипотечных кредитов для охлаждения рынка жилья.
  5. Поощрение роста доходов населения, ведущего к увеличению потребительского спроса.
  6. Несмотря на членство в ВТО Китай успешно защищает свой банковский и страховой сектор от проникновения иностраных банков, что позволяет ему проводить скоординированную политику по кредитованию важнейших секторов экономики.

 

    1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ РОССИИ.

  Особенность экономического положения России заключается в том, что она полностью зависит от мировой конъюнктуры на энергоносители. С другой стороны, 50% российского экспорта приходится на страны Европы. Таким образом спрос на энергоносители со стороны европейских потребителей и мировые цены на газ, нефть и нефтепродукты полностью определяют экономическую ситуацию в стране.

 Напуганное  резким ухудшением мировой конъюнктуры  цен на энергоносители во второй  половине 2008 года, российское руководство  до определенной степени осознало  необходимость диверсификации экономики.

  Начав с таких стандартных мер по борьбе с кризисом как поддержка финансового сектора и системообразующих промышленных предприятий, руководство страны поставило в 2010 году основной целью реформ модернизацию производства, создание инновационной экономики.

Для этих целей в 2010 году была начата программа  по созданию центра СКОЛКОВО, имеющим  особый режим налогообложения, который  по замыслу чиновников должен стать  аналогом Силиконовой долины.

 Стабилизация  российской экономики в 2010 году связана прежде всего с восстановлением мировых цен на энергоносители, а не с результатом антикризисных программ руководства страны.

 По  результатм проверки Счетной  Палаты РФ были сделаны выводы  о крайне низкой отдаче антикризисных  программ российского правительства. Во многих случаях, для таких предприятий как ,например, АВТОВАЗ, Ростехнологии, РСК МИГ, поддержка государства не помогла кардинально изменить ситуацию на предприятии. По прежнему остается открытым вопрос об их дальнейшей судьбе.

 Странно  выглядит вложение 140 млрд рублей  в поддержку «фондового рынка»  в конце 2008 года. Мера, которая  ничего не дала промышленности  и реальному сектору экономики.  Единственно, кто выиграл от  этого вливания- это краткосрочные  спекулянты, выводившие в то время активы с рынка, которые в основном и работают на российской площадке.

Спорными  считаются и меры по сдерживанию  девальвации отечественной валюты в конце 2008 - начале 2009 года, которые опять же сыграли на руку в большей степени спекулянтам на валютном рынке и игрокам, выводящим деньги с российского фондового рынка именно в этот период времени.

Вливание  денег в финансовый сектор экономики  не привело к их перетеканию в  реальный сектор, что по планам должно было произойти в 2009 году. Реальный рост кредитования предприятий начался во второй половине 2010 года и скорее следовал за подъемом некоторых отраслей экономики, нежели стимулировал этот подъем.

Пока  нет достаточной статистики об эффективности  программы поддержки малого предпринимательства  в регионах России. Должно пройти несколько лет для того, чтобы стало ясно- сумело ли выжить значительное количество людей, взявших субсидии под проекты в малом бизнесе.

 Программа  выкупа старых автомобилей, которая  по сути явилась дополнительной  поддержкой АВТОВАЗА, была продлена на 2011 в связи с опасением, что в случае окончания, спрос на продукцию АВТОВАЗА рухнет, похоронив под собой все надежды на спасение этого предприятия.

Одной из основных особенностей действий руководства  России в период 2008-2011 годов явилось безудержное популистское наращивание социальных обязательств. Имея в 2007 году бюджет, который балансировался при цене на нефть 35 долларов за баррель, российское руководство раздуло социальные расходы бюджета до такой степени, что для его балансировки на ноль в 2011 требуется цена нефти в 120 долларов за баррель!

 Если, пытаясь простимулировать экономику во время острой фазы кризиса, правительство снизило налог на прибыль до 20% с 2009 года, то вопреки логике дальнейшей поддержки экономики, в 2011 была на 40% увеличена налоговая нагрузка на Фонд заработной платы.

 Таким  образом, руководство страны дало  понять, что считает выход из  кризиса делом окончательным,  и не видит необходимости в  дальнейших действиях по поддержке  бизнеса.

Таким образом  к особенностям антикризисной финансовой политики России можно отнести следующее:

  1. Неэффективность многих мер по поддержке экономики страны в период острой фазы кризиса. Предвзятый выбор объектов поддержки.
  2. Принятие масштабной программы по стимулированию прихода инновационных технологий в Россию
  3. Ввод некоторых мероприятий стимулирующих модернизацию производства и привлечение новых технологий в экономику России
  4. Противоречивость экономической политики руководства России, выражающаяся с одной стороны в заявлениях о стремлении поддерживать и развивать бизнес, с другой стороны в увеличении налоговой нагрузки на бизнес.
  5. Впервые в истории Российской Федерации принятие внятной программы по поддержке развития малого предпринимательства в регионах страны.
  6. Безудержное наращивание социальных обязательств государства, которое приводит к невозможности выполнения бездифицитного бюджета и осложняет положение тем, кто дальше будет продолжать реформировать экономику страны.

 

                       Глава 6. Заключение. Возможный сценарии развития ситуации

 

Большинство экспертов сходится в том, что  выход из кризиса развитых стран  будет долгим и неодинаковым. Более того однозначного выхода как такового не будет, а будет трансформация архитектуры мировой экономики с увеличением роли одних и снижении роли других стран. Эксперты согласны, что США видимо будут продолжать наращивание заимствований для финансирования программ по созданию дополнительных рабочих мест и поддержанию стабильности в обществе. Доллар будет дальше ослабевать и постепенно кредитоспособность США будет все больше и больше под сомнением. Помочь США сможет урезание государственных расходов, вывод войск из Афганистана и Ирака. Концентрация на решениях проблем внутри страны вместо выполнения роли мирового жандарма.

 Эксперты выражают обеспокоенность за судьбу еврозоны. Последние действия некоторых чиновников Евросоюза означают, что они считают банкротство Греции делом решенным. В подобном же сложном положении находится экономика Ирландии и Португалии. Возможно некоторых стран попросят покинуть зону евро. В противном случае, Германия, которая не в состоянии нести бремя большей части расходов по спасению других стран еврозоны, может вернуться к марке, что послужит концом евроозоны.

 Неясны  перспективы бурного роста экономики  Китая. Многие эксперты предсказывают, что уже в 2016 году Китай выйдет на 1 место по ВВП в мире. С другой стороны, перегрев экономики Китая может вызвать резкий спад, который вкупе с экологическими проблемами, которые обрушиваются в последнее время на страну, может привести к серьезному кризису.

Анализ  ситуации в Китае осложняется  отсутствием прозрачных независимых  статистических данных.

Россия  будет продолжать оставаться сырьевым придатком Европы в ближайшие  годы. Самочуствие российской экономики  полностью будет зависеть от мировых цен на энергоносители. Усложняющаяся демографическая ситуация может привести к невозможности государства выполнять взятые на себя социальные обязательства.

Большинство экспертов согласны в том, что  экономики таких стран как  Индия, Китай, Бразилия, Мексика, Южная Африка займут большую доля в мировом ВВП, тогда как доля нынешних развитых стран существенно сократится.

Доллар  США, который останется в ближайшее  время основной расчетной валютой, в среднесрочной перспективе  потеряет свою ведущую роль.

ВЫВОД: развитие ситуации будет неоднозначным  от региона к региону. Однозначно можно говорить о снижении роли развитых стран в мировой экономике  и повышении роли экономик Китая, Индии,Бразилии и некоторых других стран.

Информация о работе Финансовая политика разных стран в условиях выхода из кризиса