Финансовая политика разных стран в условиях выхода из кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является проведение анализа особенностей финансовой политики разных стран по выводу их из кризиса.
В данной работе автор затрагивает следующие темы:
- роль финансовой политики в экономической политике государства;
- краткий обзор развития кризиса и его особенностей;

Содержание

1. Введение. Стр.3
2. Роль финансовой политики в экономической политике государства. Стр.4-6.
3.Финансово-экономический кризис 2008-2011 г. Краткое описание его развития. Стр.6-10.
4. Общие черты финансовой политики стран в условиях выхода из кризиса. Стр.10-15.
5. Различия в финансовой политике стран в условиях выхода из кризиса. Стр.15-24.
5.1. США Стр.15-17.
5.2. Страны Еврозоны Стр.17-19.
5.3. Китай Стр.19-22.
5.5. Россия Стр.22-24
6. Заключение. Возможный сценарии развития ситуации Стр.24-25.
7. Список литературы и источников информации. Стр.26.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа финансы.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

С декабря 2008 правительство США предоставило несколько крупных кредитов компании General Motors общей суммой 19.4 млрд. долларов США, которые однако не помогли ей избежать банкротства последующего нового IPO в 2010 году.

С конца 2009 правительство осуществляет программу  поддержки экономики, целью котрой является стимулирование бизнеса и создание новых рабочих мест в экономике США. Общий объем программы 780 млрд. долларов, который на сегодня выполнен на 82% (см таблицу ниже рис.3) и репортировано о создании около 571 тыс новых рабочих мест в экономике США.

Категория

Доступное Фондирование

Выплачено

 Предусмотрено программой

Налоговые льготы

$0B

$259.9B

$288B

Займы, гранты, контракты

$275B

$197.7B

$275B

Целевая поддержка

$186.3B

$182.6B

$224B


 

                        Рис.3 Таблица выполнения программы  стимулирования экономики США.

 

Лондонский  саммит G20 в апреле 2009 завершился «грандиозным успехом». Его участники смогли «сомкнуть  ряды» перед лицом кризиса. С таким заявлением на итоговой пресс-конференции выступил председатель саммита, премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Саммит принял решение направить на борьбу с нынешним кризисом $1 трлн. Всего до конца 2010 года на решение проблем экономики направят $5 трлн, уточнил Браун. По его словам, эти средства должны обеспечить рост производства на 4% и сделать производство экологически чистым и энергосберегающим.

Направление Правительством России 200 млрд рублей на программу выдачи ВЭБом кредитов крупнейшим системообразующим компаниям страны как РУСАЛ, Северсталь для рефинансирования внешних долгов. Российское правительство выделяет 70 млрд рублей АВТОВАЗУ и начинает программу по выкупу старых автомобилей. В бюджет 2009 года павительство РФ закладывает 50 млрд рублей на повышение капитализации предприятий ВПК и 100 млрд. на гарантии под их кредитование. Это не считая помощи корпорации «Ростехнологии», которая идет отдельной строкой. Проведена национализация НПО САТУРН, увеличен на 15 млрд. руб капитал РСК МИГ.

Германия  начинает первой программу выкупа старых автомобилей для ситимулирования  немецкого автопрома. Подобные программы появляются также во Франции и Италии.

 

 4.4. Солидарные действия стран по реформированию роли МВФ.

В октябре 2008 года Министры финансов и главы  центробанков стран "Группа двадцать" (финансовая G20) обсудили меры по выходу из мирового финансового кризиса и пришли к выводу, в частности, о необходимости расширения доступа стран к средствам Международного валютного фонда.

Финансовая G20 поддержала существенную модернизацию реформы Международного валютного  фонда. По словам российского вице-премьера А. Кудрина, доступ к ресурсам МВФ должен быть расширен для тех стран, которые нуждаются в помощи. Причем поддержка должна быть своевременной и оперативной, подчеркнул российский вице-премьер.

Кудрин  заявил, что ни МВФ, ни банковские регуляторы оказались не готовы к кризису. "Они  все оказались врасплох, не имеющими соответствующих инструментов"

На лондонском самиите  в апреле 2009 года Также Китай предоставляет для специальной программы Международного валютного фонда (МВФ) $50 млрд.

Также принято  решение о пересмотре квот участия  различных стран в МВФ с  целью увеличения квот для развивающихся  стран.

 
 
Глава 5. Различия в финансовой политике разных стран в условиях выхода из кризиса

 

5.1. ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПРОГРАММЫ США

США является страной, инициировавшей своей финансовой политикой, проводимой в период 2002-2008 года, начало финансового кризиса. Глобальный рынок, на котором США были основным потребителем для стран Латинской и Южной Америки, а также Китая и Европы, оказался теперь перед лицом резко сократившегося спроса.

Поскольку США продолжают видеть себя в той  же роли крупнейшего мирового потребителя товаров и услуг и далее, политика правительства США во многом ориентирована была в первую очередь на восстановление доверия к финансовому сектору, восстановление потребительского спроса, что должно было автоматически привести к росту бизнеса и экономики вцелом, восстановлению рынка труда. Этой цели подчинено удержание около нуля ставки ФРС США в течении длительного времени, чтобы стимулировать кредитование и программа выкупа проблемных активов для стабилизации ситуации на рынке жилья.

Поскольку политика, проводимая во времена Великой Депрессии, была признана непригодной (так вела бы к социальному взрыву), правительство США пошло в этот раз на беспрецендентные меры по поддержке финансового сектора и бизнеса и восстановлению потребительского спроса.

Одновременно  с этим США является страной эмитентом  основной на сегодня мировой валюты- доллара США. Государственные обязательства США также номинированы в долларах. Потребительские товары, продающиеся в США произведены в основном либо внутри страны, либо в развивающихся странах, которые фактически привязывают свои валюты к доллару США с целью удержать конкурентоспособные цены на свой экспорт в США. Таким образом увеличение количества долларов в обращении только в незначительной степени отражается на инфляции внутри страны и поэтому относительно безопасно в краткосрочном периоде. С другой стороны, слабый доллар позволяет США увеличивать экспорт своих товаров, а также делает привлекательным создание рабочих мест на территории США.

Поэтому лейтмотивом антикризисной политики США стало проведение масштабных заимствований для финансирования антикризисных программ по восстановлению рынка труда и пренебрежение стремительным ростом внешнего долга страны. На сегодня долг США превысил 14 трлн долларов и поднят вопрос о законодательном подъеме планки максимальных заимствований до 16 трлн. долларов. Общий долг различных экономических субъектов США оценивается сегодня в 75 трлн. долларов.

Нельзя  забывать и том, что США продолжали ведение боевых операций в Афганистане  и Ираке на всем протяжении кризиса, что не могло не отразиться на их способности быстро восстановить экономику.

Другой  важной особенностью антикризисной  программы является программа QE по выкупу казначейских государственных  облигаций и ипотечных ценных бумаг. Масштаб программы беспрецендентен – более 2 трл долларов выделено на первые 2 раунда. Специалисты не исключают продолжения программы и дальше (3 раунд).

Тот факт , что кризисный 2008 год был  также годом выборов Президента США, также определило политику страны в части сохранения некоторых дорогостоящих программ, таких как реформа системы здравохранения, программы военных расходов на кампанию в Ираке и Афганистане. Это также определило, что правительство сделало упор на восстановлении рынка труда.

ИТАК  особенности антикризисной финансовой политики США:

    1. сохранение дорогостоящих программ военных расходов и расходов на реформу здравохранения, недостаточное снижение государственных расходов
    2. увеличение внешних заимствований, приведшее к резкому росту долга страны и девальвации доллара по отношению к другим основным валютам: евро, фунту, йене и в небольшой степени к юаню
    3. масштабные вмешательства государства в экономику, приведшие к уничтожению института независимых инвестиционных банков и увеличению роли государства в экономике
    4. наличие масштабной федеральной программы по восстановлению рынка труда, чтобы обеспечить лояльность избирателей
    5. Реализация масштабной программы количественного смягчения по выкупу казначейских облигаций и ипотечных ценных бумаг, означающей по сути вкачивания необеспеченной денежной массы в экономику США, также повлиявшее на стоимость доллара.

 

 

5.2. ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПРОГРАММЫ СТРАН ЕВРОЗОНЫ

Особенность еврозоны заключается в том, что в ее состав входят независимые государства, которые проводят самостоятельную финансово-денежную политику, хотя она и должна вписываться в рамки Маастрихского соглашения по некоторым экономическим параметрам.

 Поэтому  регион очень неоднороден по тому как протекает кризис.

 В кризис практически все страны нарушали параметры Маастрихского договора. Кризис разделил страны региона на несколько групп от наиболее стабильных стран как Германия и Франция, которые первыми оправились от кризиса и рапортуют о начале экономического роста, до группы наиболее слабых стран PIGS, больше всего пострадавших от кризиса и у которых очередное резкое ухудшение финансового положения пришлось на середину 2010 начало 2011 года: Испания, Ирландия Португалия и Греция.

 Отсутствие  общей политической воли привело  к тому, что страны Евросоюза фактически поодиночке пытались справится с кризисом в период 2008-2009 года. Это привело к тому, что дифференциация в экономическом положении отдельных стран усилилась.

 Такая  дифференциация проявилась, например, на рынке труда где при средней по Европейскому Союзу уровне безработицы в 10% в течение 2010, безработица в Испании составила более 20% к середине 2010 года.

Разница в падении цен на недвижимость еще значительнее. При падении 10-15% в странах Западной Европы, падение  цен в Испании и Португалии превышало 20%, падение в странах Балтии превышало 30%.

Только  к середине 2010 года страны еврозоны осознали, что нуждаются в едином центре по координации действий по стабилизации финансовой ситуации в  регионе и противодействия долговому  кризису. В июне 2010 года страны ЕС поддержали программу финансовой помощи странам Европы объемом 750 млрд. евро и было также объявлено о создании Европейского Фонда финансовой стабильности.

 Государства еврозоны предоставили Европейскому фонду финансовой стабильности  440 миллиардов евро в виде кредитов и госгарантий. Фонд осуществляет продажу облигаций, обеспеченных гарантиями стран-членов еврозоны, а полученные в ходе продажи средства пойдут на предоставление кредитов странам экономического и валютного союза, оказавшимся в тяжелом положении.

 Дополнительные 60 миллиардов евро в рамках программы будут предоставлены со стороны Еврокомиссии, а еще 250 миллиардов евро выделит Международный валютный фонд (МВФ). В европейскую программу помощи обремененным долгами странам входят также покупки ЕЦБ суверенных евробондов стран зоны евро. Участниками создаваемого фонда стали все страны еврозоны, при этом "взнос" каждой страны в фонд будет определяться долей государства в капитале ЕЦБ.

Член совета управляющих Европейского центрального банка (ЕЦБ), глава Бундесбанка Аксель Вебер подчеркнул, что «Правительства сделают все необходимое для сохранения евро». Также он призвал создать постоянно действующий механизм урегулирования кризисов для стран еврозоны, который бы предполагал участие частных инвесторов в реструктуризации госдолга стран, объявивших дефолт по своим обязательствам. Ранее эту идею высказала канцлер ФРГ Ангела Меркель и поддержала министр финансов Франции Кристин Лагард. Помощь должна сопровождаться принятием страной обязательств по нормализации ситуации в экономике и финансовой сфере. В настоящий момент Ирландия обсуждает с ЕС и МВФ объем предполагаемой поддержки. Ожидается, что он может составить около 85 млрд евро (115 млрд долларов). «Частные инвесторы не должны освобождаться от своей ответственности», - уверен глава Бундесбанка. В будущем предоставление финансовой помощи стране еврозоны должно сопровождаться «жесткими условиями» и осуществляться только в случае, «когда стабильность валютного союза в целом оказывается под угрозой», подчеркнул Вебер.

 Другая  особенность стран еврозоны, которая  отличает их подход от подхода  США в борьбе с финансовым  кризисом - это несогласие с идеей  продолжения увеличения расходов  по стимулированию экономики  без оглядки на рост суверенного долга и дефицита бюджета. В преддверии саммита G20 в Лондоне в 2009  году лидеры Франции и Германии в противовес США и Великобритании заявили о необходимости контроля за ростом государственных расходов, уменьшения дефицита бюджета и суверенных долгов.

Страны  еврозоны первые заявили о необходимости  серьезного сокращения госрасходов. Франция, Греция, нек5оторые другие страны подняли вопрос о поднятии возраста выхода на пенсию. Каждая помощь, выделяемая странами еврозоны увязана с необходимостью улучшения экономических показателей стран. Так например Греции было выделено 110 млрд. евро под условие сокращения дефицита бюджета до 7.4% ВВП (в 2010 был 10.5%). В феврале 2009 глава Бундесбанка заявил, что «вторая правительственная программа по оживлению экономики должна стать последней». Несмотря на то, что еще какое-то время Германия, по его словам, будет находиться в состоянии рецессии, правительству пора прекратить вкладывать миллионные субсидии в экономику, заявил А.Вебер в интервью Welt-Online. По его мнению, после принятия второго конъюнктурного пакета в стране больше не осталось финансовых средств для этой цели.

Таким образом  к особенностям антикризисной финансовой программы стран Еврозоны можно  отнести:

  1. Отсутствие скоординированной политики по поддержке финансового сектора вплоть до середины 2010 года, приведшее к усилению дифференциации в экономике региона.
  2. Меры по борьбе с ростом дефицита бюджета и суверенных долгов. Понимание необходимости серьезного сокращения государственных расходов и принятие специальных государственных программ для достижения этих целей.
  3. Более раннее по сравнению сдругими странами сокращение программ поддержки экономики и переход лидирующих экономик Франции и Германии в фазу постепенного слабого роста.
  4. Отсутствие политики по противодействию роста курса евро против доллара США.
  5. Отсутствие единой программы по улучшению положения на рынке труда (Более того: поскольку ограничения на въезд мигрантов в Германию и Австрию будут сняты только в мае 2011 эти страны фактически закрыли свои рынки труда для рабочих из других стран Евросоюза с высоким уровнем безработицы и низкими доходами).

 

 

    1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ КИТАЯ.

Информация о работе Финансовая политика разных стран в условиях выхода из кризиса