Финансовая политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Содержание

Введение 3
1 Цели и основные типы финансовой политики государства 4
1.1 Цели и механизм финансовой политики 4
1.2 Типы финансовой политики 7
2 Характеристика и анализ финансовой политики России 11
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2010 год 11
2.2 Основные сценарии финансовой политики 14
3 Финансовая политика России на современном этапе 16
3.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики 16
3.2 Основные задачи и направления современной налоговой политики 23
Заключение 29
Список используемых источников 30
Приложение А 31
Приложение Б 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.58 Кб (Скачать документ)

 

-         возможного роста социальной  напряженности.

 

В базовом (официальном) сценарии, определяемом как относительно благоприятный  – стабильные мировые товарные цены, получение (возможно, с задержкой) финансовой поддержки от МФО, политическая стабильность (!) и отсутствие роста социальной напряженности, Правительство и  Банк России смогут, по нашим оценкам, поддерживать финансовую устойчивость в краткосрочном плане: Закон  о бюджете будет выполнен, реальный обменный курс практически не изменится, инфляция стабилизируется на уровне не более 2% в месяц, падение реальных доходов прекратится, а производство стабилизируется на достигнутом  уровне. В пользу этих выводов говорят  как некоторый рост доходов бюджета  в последнее время, так и потенциальная  устойчивость платежного баланса. Кроме  того, Правительство будет иметь  возможность провести переговоры о  реструктуризации государственного внешнего долга,  которая даст финансовую передышку как минимум еще  на один год. Базовый сценарий предполагает, что ни политическая неопределенность, ни социальная напряженность ни приведут к падению налоговой дисциплины или росту бюджетных доходов  соответственно, а также к откладыванию реструктуризации банковской системы  и реализации запланированных мер  структурной политики.

 

Относительно  неблагоприятный, бесперспективный сценарий предполагает новое падение цен  на мировых товарных рынках, отсутствие не только финансовой, но и политической поддержки со стороны МФО, серьезную  политическую нестабильность в преддверие выборов, а также рост социальной напряженности. По нашим оценкам, в  таком сценарии после относительной  стабильности в летние месяцы, поддерживаемой напряженным использованием всех ресурсов Правительства и Банка России, осенью начнется повышение инфляции, которая может достигнуть 7-10% в  месяц к концу года, дальнейшая девальвация рубля и падение  импорта, стагнация (несмотря на это) отечественного производства, дестабилизация бюджетной  ситуации как следствие падения  налоговой дисциплины и дополнительной (по сравнению с бюджетной программой) индексации расходов, а также новые  долговые проблемы, вызванные невозможностью завершить переговоры с кредиторами. В этом сценарии, по всей видимости, будет отложена реализация наиболее существенных структурных реформ, направленных, прежде всего, на развитие конкуренции  на товарных рынках за счет повышения  финансовой открытости и дисциплины. Этот сценарий базируется не на политических предположениях о последствиях материализации рисков, а на основательных расчетах динамики бюджетного дефицита, платежного баланса и результирующей денежно-кредитной  и валютной политики.

 

Остается  еще достаточно широкое поле альтернативных сценариев развития событий. Перспективы  финансовой политики будут зависеть не только от воли Правительства и  Банка России, но и от ряда внешних  и внутренних экономических и  политических факторов. В любом случае, контролируя текущую финансовую ситуацию, необходимо сознавать, что  для обеспечения основных целей  экономической политики – устойчивого  роста экономики и соответственно благосостояния – необходимо проведение глубоких экономических преобразований, ни коим образом не связанных с  восстановлением социалистических методов перераспределения финансовых ресурсов.

 

3 Финансовая политика России на современном этапе

3.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики

 

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

налоговой политики;

бюджетной политики;

денежно-кредитной политики;

ценовой политики;

таможенной политики;

социальной политики;

инвестиционной политики.

Бюджетная политика РФ сводится к:

определению доли валового внутреннего  продукта, мобилизуемой в бюджет;

установлению оптимальных взаимоотношений  между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ;

оптимизации структуры расходной  части бюджета;

распределению расходов между бюджетами  разных уровней;

определению доли федерального бюджета  в общей сумме консолидированного бюджета;

управлению государственным долгом;

определению источников финансирования дефицита бюджета и т.п.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета (см. Приложение A) .

Поступление нефтегазовых доходов  в федеральный бюджет в январе-феврале 2010г. составило 595,3 млрд. рублей, в том  числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 221,7 млрд. рублей, вывозные таможенные пошлины  на нефть сырую, газ природный  и товары, выработанные из нефти - 373,6 млрд. рублей.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2010г. обеспечили поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 29,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 23,9%, налога на доходы физических лиц - 22,9%, налога на прибыль организаций - 7,7%. (см. Приложение Б).

 

Совокупный  объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 марта 2010г. составил 1763,9 млрд. рублей и снизился по сравнению с 1 февраля 2010г. на 3,3%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2684,2 млрд. рублей и  на 2,7%.

Основные  задачи бюджетной политики на 2010 год  и дальнейшую перспективу.

Бюджетная политика должна быть ориентирована  на адаптацию бюджетной системы  к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого  социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность  современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться  в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения  деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения  конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют  значительной реструктуризации бюджетных  расходов.

В этих целях необходимо решение  следующих основных задач.

Первое. Обеспечить исполнение социальных обязательств.

При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг  и льгот. Деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.

Второе. Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие  годы.

Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив, таким образом, резервы, достаточные  для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств. Решение этой задачи подразумевает, в том числе  планирование бюджетных расходов исходя из консервативного сценария развития мировой экономики.

Третье. Перейти к режиму жесткой  экономии бюджетных средств, предполагающему  достижение максимально возможного мультипликативного экономического и  социального эффекта от каждого  бюджетного рубля.

Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных  средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

Целесообразно в максимальной степени  реализовать программно-целевой  принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета  должны составлять долгосрочные государственные  программы (прежде всего программы  развития инфраструктуры), федеральные  и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

Контроль за целевым расходованием  бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых  результатов.

Четвертое. Определить оптимальные  формы поддержки реального сектора  экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и  создающие стимулы для внедрения  и развития современных технологий, повышения энергоэффективности  экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения  эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной  поддержки.

Пятое. Обеспечить кардинальное повышение  качества предоставления гражданам  государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств.

Требуется развитие, в том числе  в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых  систем оплаты труда работников соответствующих  учреждений.

Необходимо определить сферы, в  которых целесообразен переход  от производства услуг государством к их приобретению в интересах  граждан на конкурентном рынке, и  начать соответствующие преобразования.

Шестое. Усовершенствовать механизмы  государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а  также использования комплексных  методов управления инвестиционными  проектами.

Система государственных закупок  должна исключать случаи необоснованного  завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.

Государственные закупки должны использоваться, в том числе в качестве инструмента  управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа  стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности  эффективных производителей.

Седьмое. Определить экономически оправданный  уровень налоговой нагрузки и  структуру налогов, соответствующие  современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.

Необходимо определить, возможно, ли снижение налоговой нагрузки в  целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта  от увеличения страховых взносов  в системе пенсионного и медицинского страхования.

Одновременно требуется принять  меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов, в том числе  за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

Восьмое. Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность  за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.

Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов  в уровне предоставления отдельных  публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в  рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Девятое. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах  ресурсного обеспечения и позволяющей  обеспечить достойный уровень жизни  гражданам старшего поколения.

Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования  механизмов государственного стимулирования.

Десятое. Определить и реализовать  комплекс мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также  иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

Денежно-кредитная политика - это  политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Основные направления денежно-кредитной  политики включают:

концептуальные принципы, лежащие  в основе денежно-кредитной политики;

краткую характеристику состояния  экономики РФ;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

сценарный прогноз развития экономики  РФ на предстоящий год с указанием  цен на нефть и другие товары российского  экспорта;

основные показатели денежной программы  на предстоящий финансовый год;

план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий  год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы  и т.п.

Информация о работе Финансовая политика в России