Финансовая политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:53, курсовая работа

Описание

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Содержание

Введение 3
1 Цели и основные типы финансовой политики государства 4
1.1 Цели и механизм финансовой политики 4
1.2 Типы финансовой политики 7
2 Характеристика и анализ финансовой политики России 11
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2010 год 11
2.2 Основные сценарии финансовой политики 14
3 Финансовая политика России на современном этапе 16
3.1 Текущее положение России и перспективы в области финансовой политики 16
3.2 Основные задачи и направления современной налоговой политики 23
Заключение 29
Список используемых источников 30
Приложение А 31
Приложение Б 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.58 Кб (Скачать документ)

Количественные ориентиры денежно-кредитной  политики

В соответствии со сценарными условиями  и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009год и период 2010 и 2011 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 году до 7,0-8,5%, в 2010 году - 5,5-7,0%, а к 2011 году выйти  на уровень инфляции 5,0-6,8% (из расчета  декабрь к декабрю). Указанной  цели по общему уровню инфляция на потребительском  рынке соответствует базовая  инфляция 6,2-8,0% в 2009 ГОДУ, 4,5-6,2% в 2010 году и 4,5-6,1 в 2011 году.

Расчеты по денежной программе на 2009-2011 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, динамике валютных курсов, учитываемых  в прогнозе платежного баланса, а  также предполагаемой динамике цен  на активы.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, в 2009 году темпы экономического роста могут  быть ниже, чем в 2008 году, что отразится  на темпах прироста трансакционной составляющей спроса на деньги. Ожидаемое существенное замедление темпа роста цен также  обусловит снижение темпов роста  трансакционных потребностей экономики  в деньгах, увеличив при этом спрос  на сбережения в национальной валюте. В результате действия этих факторов, а также учитывая предполагаемое замедление темпов роста цен на активы, темпы прироста спроса на деньги в 2009 году могут снизиться по сравнению с 2008 годом. Банк России предполагает в зависимости от вариантов прогноза увеличения агрегата М2 в 2009году на 19-28%.

В 2010 и 2011 годах темпы прироста спроса на деньги продолжат замедление и  могут составить 16-25% в 2010 году и 14-22% в 2011 году.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов  на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет  недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен  на товары и услуги названных отраслей.

Таможенная политика - это органическая часть налоговой и ценовой  политики, так как таможенные сборы  и пошлины оказывают прямое воздействие  на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она  имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или  расширяя доступ на внутренний рынок  импортных товаров и услуг  и сдерживая или поощряя экспорт  товаров и услуг из страны.

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 "О порядке  составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  на очередной финансовый год и  плановый период".

Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный  путь развития, ее диверсификации и  повышения глобальной конкурентоспособности.

Это обуславливает ряд особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий  период.

Во-первых, возрастает ее роль в технологической  модернизации российской экономики  за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям  и оборудованию.

Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия  для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Во-вторых, усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных  отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней  торговли к содействию создания в  обрабатывающих отраслях глобальных центров  компетенции, встроенных в мировые  цепочки производства добавленной  стоимости.

В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском  пространстве.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового  обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции  РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам  населения и др.

Социальная политика государства  тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:

согласованию между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и  выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы  за счет собственных доходов;

разработке механизмов компенсации  доходов наименее обеспеченных слоев  населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной  сферы;

упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной  помощи на малообеспеченные слои населения;

регулированию вынужденной миграции и т.п.

Важнейшим компонентом финансовой политики является инвестиционная политика. Инвестиционная политика связана с  созданием условий для привлечения  отечественных и иностранных  инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

3.2 Основные задачи и направления современной налоговой политики

 

Важнейшая часть финансовой политики - налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов  государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в  бюджет такого объема ресурсов, который  является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной  и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые  отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и  государство не должно угнетать источники  и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение  не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении  индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также  правовые нормы осуществления налоговой  техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и  цели налоговой политики обусловлены  социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств  через налоговую систему.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный  бюджет Российской Федерации по видам (см. Приложение 2) .

Основные задачи современной налоговой  политики РФ: 

дальнейшее совершенствование  отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижении уровня неплатежей;

оптимизация налоговых льгот и  преференций;

более жесткий контроль за постановкой  налогоплательщиков на учет;

рационализация налогового администрирования;

реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

 

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления  налоговой политики) разработаны  Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним  из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при  подготовке проектов бюджетов субъектов  Российской Федерации.

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования Основные направления налоговой  политики позволяют участникам налоговых  отношений определить ориентиры  в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то что Основные направления налоговой  политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой  основание для внесения изменений  в законодательство о налогах  и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Особое значение настоящий  документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и  разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в  среднесрочной перспективе, комплекса  мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной  налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления  налоговой политики составлены с  учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует  принимать во внимание, что налоговая  политика, с одной стороны, будет  направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а  с другой стороны, - на создание условий  для восстановления положительных  темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение объемов промышленного  производства, негативная тенденция  изменения иных макроэкономических показателей может привести к  росту задолженности по налогам  и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных  рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также  развитие института изменения срока  уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и  отсрочки).

Необходимо постоянно  анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической  деятельности, стимулировать темпы  роста экономики, в том числе  и с помощью механизмов налоговой  политики.

В рамках антикризисных мер  налогового стимулирования в 2008 году в  оперативном порядке были внесены  целый ряд уточнений и изменений  в законодательство о налогах  и сборах. В частности, увеличены  размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена  ставка налога на прибыль организаций, увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций, введены  налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

 

Помимо решения задач в области  бюджетного планирования "Основные направления налоговой политики в Российской Федерации" на трехлетний период позволяют определить для  всех участников налоговых отношений  среднесрочные ориентиры в налоговой  сфере, что приводит к повышению  стабильности и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что "Основные направления налоговой политики" не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание  для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые  разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Информация о работе Финансовая политика в России