Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:15, курсовая работа
Объект исследования – финансовая политика, которая является основой всей системы управления финансами в стране. Предмет исследования – основные цели и задачи определенные финансовой политикой государства.
Цель исследования – анализ проблем, связанных с перспективами развития финансовой системы и финансовой политики, а также пути их решения.
Введение……………………………………………………………………………стр.3
Финансы и управление ими.
Понятие финансов и их сущность……………………………………….стр.4
Структура финансовой системы и функции финансов………………...стр.6
Органы управления финансовой системой в Российской Федерации……………………………………………………………………….стр.10
Основные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации……………………………………………………………………...…стр.14
Финансовая политика.
Значение и содержание финансовой политики……………………..стр.15
Финансовая политика на современном этапе и перспективы её развития…………………………………………………………………………стр.19
Заключение………………………………………………………………………..стр.24
Список используемой литературы………………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика, являющаяся основополагающим элементом в системе управления финансами.
Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Правительству Российской Федерации необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что многогранность финансовой политики определяет дальнейшее развитие государства. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом.
Объект исследования – финансовая политика, которая является основой всей системы управления финансами в стране. Предмет исследования – основные цели и задачи определенные финансовой политикой государства.
Цель исследования – анализ проблем, связанных с перспективами развития финансовой системы и финансовой политики, а также пути их решения.
Задачи исследования – изучить законодательную основу управления финансами, их сущность и функции; проанализировать проблемы, связанные с организацией финансовой политики в Российской Федерации на современном этапе.
I . Финансы и управление ими.
1.1. Понятие финансов и их сущность.
Впервые в нынешнем понимании термин «финансы» стал применяться во Франции, где под финансами понималась совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных групп. Наивысшего развития финансы достигли в ХХ веке, когда товарно – денежные отношения заняли главное место в экономических системах. Финансы превратились в универсальный и чрезвычайно активный элемент экономической жизни.
Итак, предпосылками возникновения и развития финансов было возникновение товарно – денежных отношений, а также появление и развитие различных видов государственных образований. Поэтому можно утверждать, что финансы – это продукт развития товарно – денежных отношений и государства. Финансы могут успешно функционировать, активно содействовать экономическому и социальному прогрессу только при активном вмешательстве в эти процессы государства.
Все финансовые отношения всегда носят денежный характер, но не все денежные отношения являются финансами, а только те, которые связаны с доходами, фондами и результатами финансово - хозяйственной деятельности.
Финансы – это особая система экономических отношений, которые возникают между населением, государством, а также предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности, организационно-правовых форм и видов деятельности по поводу распределения и перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП) и национального дохода (НД), в результате чего у всех образуются конечные доходы и фонды денежных средств.
Важный принцип развития финансовых отношений – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Целями финансовых отношений предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Цели государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.
Финансовая
система представляет собой определенным
образом упорядоченную
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья.
К звеньям первой сферы (финансы предприятий, учреждений, организаций) относятся: финансы предприятий, осуществляющие коммерческую деятельность; финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных организаций.
Страхование — вторая сфера, которая имеет свои звенья: личное; имущественное; социальное; ответственность; предпринимательских рисков.
К
звеньям третьей сферы (
Каждое звено финансовой системы, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. В качестве подзвеньев первой сферы выступают формы собственности, организационно-правовые модели, виды деятельности и территориальный и отраслевой разрез предприятий. В качестве подзвеньев второй сферы выступают виды и формы (обязательного, добровольного) страхования. В качестве подзвеньев третьей сферы выступают уровни государственного управления: федеральный, региональный, местный.
Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. Выделяют в общей совокупности финансовых отношений три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев имеет свои задачи, собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства. Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятий различных форм собственности. Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов. Сущность финансов проявляется в их функциях: образовательная; распределительная; контрольная; регулирующая; стабилизационная.
Распределительная
функция наиболее наглядно проявляется
при распределении
Это связано: с наличием наряду с производственной сферой непроизводственной, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.); с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; перераспределением доходов между различными социальными группами населения.
В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы и налоги (налог на доходы физических лиц и др.)
Таким
образом, перераспределение
Контрольная функция. Она проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов - это только контроль реального денежного оборота.
Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
Регулирующая
функция связана с
В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию, то есть обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.
В рамках построения среднесрочного прогноза рассматриваются проблемы и механизмы влияния динамики глобальной экономики, мировой финансовой архитектуры на развитие финансовой системы России в среднесрочной перспективе с учетом сложившихся моделей, долгосрочных тенденций и деформаций. Прогноз охватывает следующие направления: банковский сектор, финансовые рынки, государственные финансы, государственное регулирование финансового сектора. В 2011 году в банковском секторе Российской Федерации ужесточение требований к обязательным резервам банков может привести к уменьшению числа участников банковского рынка примерно до 800—900, но стоит учесть, что на сокращение влияет целый комплекс факторов. В отношении финансовых рынков в 2010 г. Центральный банк РФ постепенно начал отказываться от политики вмешательства в курсообразование. Но вместо ожидаемого укрепления рубля к концу года он снизился почти на 10% к бивалютной корзине. По прогнозу курс рубля по отношению к доллару на конец 2011 г. будет колебаться около отметки 32,4, а по отношению к евро — 38,9. Это означает, что рубль несколько ослабнет по отношению к доллару, но укрепится по отношению к евро, что в основном определяется прогнозом движения этих валют, нежели самим рублем. Восстановление экономик — это всегда рост краткосрочных ставок центральных банков. До недавнего времени у Центрального банка России не было независимой процентной политики — ставки заимствовались с внешних рынков. Зато был относительно стабильный курс рубля. Сейчас Россия находится в процессе перехода на собственную политику определения ставок. Одним из главных критериев является инфляция. Официальная цель по этому показателю на 2012 г. у российского Центробанка — 5–7%. Это чуть ниже, чем предполагаемая инфляция в 2010 г. — 7,5–7,8%. Таким образом, если согласиться с прогнозом Центрального банка, следует ожидать сохранения и даже снижения ставок на российском рынке. Однако одних усилий Центрального банка по снижению инфляции явно будет недостаточно. Инфляция определяется действиями не только монетарных властей, но и фискальных.