Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание

Объект исследования – финансовая политика, которая является основой всей системы управления финансами в стране. Предмет исследования – основные цели и задачи определенные финансовой политикой государства.
Цель исследования – анализ проблем, связанных с перспективами развития финансовой системы и финансовой политики, а также пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………стр.3
Финансы и управление ими.
Понятие финансов и их сущность……………………………………….стр.4
Структура финансовой системы и функции финансов………………...стр.6
Органы управления финансовой системой в Российской Федерации……………………………………………………………………….стр.10
Основные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации……………………………………………………………………...…стр.14
Финансовая политика.
Значение и содержание финансовой политики……………………..стр.15
Финансовая политика на современном этапе и перспективы её развития…………………………………………………………………………стр.19
Заключение………………………………………………………………………..стр.24
Список используемой литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы и кредит.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

Финансовая  политика как специфическая область  человеческой деятельности относится  к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

При выработке  финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.

Своевременное изменение финансовой политики на основе учета особенностей текущего момента, назревших потребностей экономического развития дает возможность в более короткий срок и с меньшими издержками решить стоящие перед страной задачи.

Немаловажным  требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при ее выработке и проведении, то есть согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.

Финансовая  политика, являясь формой экономической  политики, призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач,  поставленных экономической политикой.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить вышеперечисленные задачи.

Финансовая  политика способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются обеспечение развития отраслей экономики и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения.

2.2. Финансовая политика на современном этапе и перспективы её развития.

Современная финансовая политика является составной  частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом Российской Федерации и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают  налоговая, бюджетная, денежно - кредитная, таможенно - тарифная, социальная, долговая и валютная политика.

Налоговая политика является неотъемлемой частью финансовой политики государства и должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них. Главным направлением налоговой политики на 2011-2013 гг. является совершенствование налогового законодательства с целью стимулирования инновационной деятельности. В целях стимулирования осуществления инновационной деятельности в инновационном центре «Сколково» будут предусмотрены для участников проекта следующие льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14 процентов, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог - по ставке 0 процентов.

Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата. Основные задачи бюджетной политики на перспективу: обеспечить исполнение социальных обязательств; ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности; перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимального экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля; обеспечить повышение качества предоставления гражданам государственных услуг; определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития экономики.

В основных направлениях бюджетной и налоговой  политики главный акцент сделан на задаче обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, усиление ее роли в стимулировании долгосрочного роста экономики  и повышения уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого финансового механизма на длительную перспективу.

Центральный банк РФ считает главной целью  единой государственной денежно - кредитной политики в 2011-2013 гг. удержание инфляции в границах 5-7 процентов в год. Это предусматривается проектом основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. На основе данных общеевропейского статистического агентства Евростат и национальных статистических данных, инфляция в России в месячном исчислении в феврале составила 0,8%, тогда как в странах Евросоюза этот показатель составил 0,4%. Эффективность действий Банка России в области   денежно-кредитной политики  в значительной   степени   будет   зависеть   от   состояния государственных  финансов,   успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики,  предусмотренной  параметрами  проекта   федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый  период  2012  и 2013 годов". Одним  из  основных  факторов,  влияющих  на  развитие российской экономики, является цена на нефть. В этой связи Банк  России   рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики  в   2011-2013 годах, один из которых соответствует прогнозу  Правительства Российской Федерации. В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 году среднегодовой цены на российскую  нефть  на  мировом  рынке до 60 долларов США за баррель. В этом случае в 2011  году  темп  прироста  реальных   располагаемых денежных доходов населения  может  замедлиться до  2,5%, инвестиции в основной капитал могут возрасти на 2,9%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6%. В качестве второго варианта рассматривается  прогноз Правительства Российской Федерации, положенный в основу проекта федерального   бюджета. Предполагается, что в 2011 году цена на российскую нефть может составить 75 долларов США за баррель. Предполагается также, что  меры  по  стимулированию экономического роста и модернизации, рост банковского кредитования будут способствовать восстановительным процессам в экономике. Согласно этому варианту в   2011 году прогнозируется увеличение реальных располагаемых  денежных   доходов населения на 3,6%. Прирост инвестиций в основной  капитал  ожидается   на уровне 10,0%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 4,2%. В рамках третьего варианта Банк России предусматривает повышение   в 2011 году цены на нефть до 90 долларов США за баррель. В  условиях  увеличения  доходов  от  экспорта  российских товаров ожидается повышение  инвестиционной  активности.  В  2011  году прирост инвестиций в основной капитал может составить  11,0%,  прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 4,8%. В 2012-2013 годах увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5,0%.

Таможенно - тарифная политика имеет пять основных задач: рационализация единого таможенного тарифа в рамках Таможенного союза, укрепление институтов этого союза, модернизация законодательства, создание стимулов для экспорта инновационной и импорта модернизационной продукции и закрепление продукции Российской Федерации на конкурентоспособных рынках. В процессе перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации промышленной и структурной политики: необходимо повысить степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, обеспечить постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды.

Основные  усилия Правительства Российской Федерации  сосредоточатся на следующих приоритетах  социально-экономической   политики , реализация которых будет обеспечена необходимыми бюджетными расходами: социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал (расходы федерального бюджета на эти цели в прогнозный период составят в среднем 10,1% ВВП или около 50% расходов федерального бюджета); обеспечение инновационного развития и поддержка высокотехнологичных секторов экономики («инновационные расходы» федерального бюджета в прогнозный период, по оценке Минэкономразвития России, составят в среднем около 4,5-5,2% всех расходов бюджета или около 0.9-1,1% ВВП. При сохранении расходов на поддержку науки будут расти расходы на поддержку высокотехнологичных секторов экономики); диверсификация экономики и развитие инфраструктуры (расходы федерального бюджета на модернизацию транспортной инфраструктуры составят в среднем около 3,7-4,7% всех расходов бюджета или около 0,8-0,9% ВВП в 2011 -2013 годах); обеспечение обороны и безопасности (расходы федерального бюджета по 2 и 3 разделу классификации расходов федерального бюджета составят в среднем 5,1-5,4% ВВП в 2011-2013  гг.); сбалансированное региональное развитие (при этом поддержка регионального развития будет постепенно снижаться и в среднем за прогнозный период составит около 1,5% ВВП, что обусловлено улучшением финансового состояния регионов, восстановления экономического роста); совершенствование бизнес-среды, поддержка малого бизнеса (на эти цели будет направлено в среднем около 0,2% расходов федерального бюджета в 2012 году).

Совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г составит 5 трлн руб, в том числе внутренний долг - 3,5 трлн руб, внешний долг - 1,5 трлн руб /48,8 млрд долл/. Объем внешних обязательств РФ до 2014 г возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн руб, а внутренних – возрастет в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн руб. Таким образом, госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6 % ВВП в 2011 г до 17,4 % ВВП в 2013 г.

Политика  валютного курса Банка России в 2011-2013 гг. будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты.

В настоящее  время в Российской Федерации решается ряд важнейших задач в рамках финансовой политики, но наиболее актуальной является задача определения перспектив и направлений социально - экономического развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. При этом необходимо учитывать, что, несмотря на преодоление кризисных явлений, в России по-прежнему сохраняется ряд структурных экономических проблем - изношенная инфраструктура, низкая производительность труда и недостаточная конкурентоспособность.

Немаловажным  требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении, то есть согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики.

Рассмотрев  основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном  этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

Заключение.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  общее управление финансовой системой возлагается на высшие органы государственной власти и управления. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат во всех сферах и звеньях народного хозяйства, а высшим органом оперативного управления финансовой системой является Министерство финансов Российской Федерации.

В 2004 году вышел Указ Президента Российской Федерации №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (последняя редакция 22.06.2010) в соответствии с которым в рамках административной реформы было предусмотрено разграничить нормотворческие и надзорные функции, т.е. за министерствами были закреплены нормотворческие функции, а за службами и агентствами – надзорные.

Таким образом, в настоящее время Министерству финансов Российской Федерации подчиняются  следующие федеральные службы: федеральная  налоговая служба (ФНС), федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), федеральная служба страхового надзора (ФССН), федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ), федеральное казначейство, федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), федеральная таможенная служба (ФТС).

Информация о работе Финансовая политика