Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:15, курсовая работа

Описание

Объект исследования – финансовая политика, которая является основой всей системы управления финансами в стране. Предмет исследования – основные цели и задачи определенные финансовой политикой государства.
Цель исследования – анализ проблем, связанных с перспективами развития финансовой системы и финансовой политики, а также пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………стр.3
Финансы и управление ими.
Понятие финансов и их сущность……………………………………….стр.4
Структура финансовой системы и функции финансов………………...стр.6
Органы управления финансовой системой в Российской Федерации……………………………………………………………………….стр.10
Основные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации……………………………………………………………………...…стр.14
Финансовая политика.
Значение и содержание финансовой политики……………………..стр.15
Финансовая политика на современном этапе и перспективы её развития…………………………………………………………………………стр.19
Заключение………………………………………………………………………..стр.24
Список используемой литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы и кредит.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)
    1. . Органы управления финансовой системой в Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  общее управление финансовой системой  возлагается на высшие органы государственной власти и управления. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат во всех сферах и звеньях народного хозяйства, а высшим органом оперативного управления финансовой системой является Министерство финансов Российской Федерации.

В 2004 году вышел Указ Президента Российской Федерации №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (последняя редакция 22.06.2010) в соответствии с которым в рамках административной реформы было предусмотрено разграничить нормотворческие и надзорные функции, то есть за министерствами были закреплены нормотворческие функции, а за службами и агентствами – надзорные.

Таким образом, в настоящее время Министерству финансов Российской Федерации подчиняются следующие федеральные службы: федеральная налоговая служба (ФНС), федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), федеральная служба страхового надзора (ФССН), федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ), федеральное казначейство, федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), федеральная таможенная служба (ФТС).

Федеральная налоговая служба (ФНС) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор за: соблюдением  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах; правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере  страховой деятельности (страхового дела). Осуществляет контроль и надзор за: соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства; выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы; предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации; достоверностью предоставляемой субъектами страхового дела отчетности; выдачей страховщиками банковских гарантий; соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции службы.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Осуществляет контроль и надзор за: выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Федеральное казначейство является федеральным  органом исполнительной власти (федеральной  службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 (последняя редакция) №185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определяет, что оно осуществляет свою деятельность через территориальные органы федерального казначейства.

Федеральная служба по финансовым ранкам (ФСФР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Руководство федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации. Регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг; правила негосударственных пенсионных фондов; документы профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; проводит проверки эмитентов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаниями, негосударственных пенсионных фондов.

Федеральная таможенная служба (ФТС) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правомерность  исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию.

Совершенствование организации управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.

    1.4. Основные задачи  и функции Министерства финансов Российской Федерации.

Основными задачами Министерства финансов России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.06.2004 (последняя редакция 13.09.2010) №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферы государственного долга), денежно – кредитной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Среди основных функций Министерства финансов России в соответствии с указанными задачами можно назвать: разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления; разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией; разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; координацию бюджетной и денежно – кредитной политики; управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации; ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности; разработку налогового законодательства и осуществления разъяснительной работы по вопросам налогообложения.

II. Финансовая политика.

2.1. Значение и содержание финансовой политики.

Вся система  управления финансами, базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию (статья 170 Бюджетного кодекса РФ), определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.

Финансовая  политика – это совокупность мероприятий  государства по разработке общей  концепции, основных направлений и  целей использования финансовых отношений для создания финансового механизма и управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.

Современная финансовая политика является составной  частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Содержание  финансовой политики заключается в  следующих звеньях: выработка научно-обоснованных концепций развития финансов формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состоянии развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения; определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, которые исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов; осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, то есть ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем нереалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

В зависимости  от длительности периода и характера  решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая  тактика - направлена на решение задач  конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения  способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные  возможности для решения тактических  задач. Тактика, выявляя решающие участки  и узловые проблемы развития экономики  и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в белее сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Информация о работе Финансовая политика