Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение финансовой системы Германии. Для этого рассматриваются все звенья финансовой системы.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать финансовую систему Германии.
2) Рассмотреть понятие финансовой системы государства.
3) Сделать сравнительный анализ финансовых систем России и Германии.
4) Пути совершенствования финансовой системы Германии.
Объект курсовой работы - Финансовая система Германии
Предметом является использование финансов на рынке, а также правильное формирование финансовой системы.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие финансовой системы государства…………………….………...……5
1.2 Тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике………...11
Глава 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
2.1 Характеристика финансовой системы Германии……………………...……..16
2.2 Доходы и расходы федерального бюджета Германии………….………..….21
2.3 Банковская система Германии………………………......………………….…28
2.4 Сравнительная характеристика финансовой системы России и Германии………………………..….32
Глава 3 Пути СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
3.1 Пути увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов…………………………….…………………….…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......………..….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………………………….…41
Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка Германии. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы, ибо без преувеличения именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они все же меньше финансов предприятий . Это следует уже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на девять десятых формируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного. Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения - государству, работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам страхового рынка).
Финансы государственных предприятий - составная часть финансовой системы страны. Германия имеет развитый сектор государственной собственности. В руках властей земель, общин и федерального правительства полностью находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа.
Государство сосредотачивает в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство. Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру. Деятельность государственных предприятий в Германии в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных предприятий.
Финансовая система Германии
Специальные фонды
Финансы предприятий
Государственный бюджет
Финансы государственных предприятий
Федеральный бюджет
Бюджеты общин
Бюджеты 16 земель
Фонд выравнивания бремени войны
Фонд развития европейской экономике
Рис. 2.1 Финансовая система Германии
Вывод: Финансовая система Германии включает в себя федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги и Федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Германия разбита на финансовые округа.
Формирование бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенных налогов в два раза. Большая часть государственных средств расходуется на социальное обеспечение, на втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие.
Специальные правительственные фонды Германии существуют помимо основных бюджетов. Это могут быть постоянные и временные фонды. Формируются они в основном за счет отчислений с заработной платы. Здесь также преобладают фонды социального обеспечения.
Государственные предприятия относятся в основном к нерентабельным отраслям, поэтому очень часто эти предприятия убыточны и покрывают свои убытки за счет средств федерального бюджета.
Финансовая система построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политики социальной рыночной экономики. Огромное внимание уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.
2.2 Доходы и расходы федерального бюджета Германии
В формировании доходов бюджета Германии особую роль играет налоговая политика. В соответствии с объектом налогообложения налоговое законодательство Германии выделяет три вида налогов:
1) налоги на собственность;
2) налоги на обращение;
3) налоги на потребление;
К налогам на собственность относятся:
налоги на доходы(подоходный налог, налог на прибыль корпораций)
налоги на имущество(налог на наследство, земельный участок, транспортные средства)
К налогам на обращение относятся косвенные налоги: НДС, налог на страховые операции.
К налогам на потребление относятся акцизы
Конституция Германии определяет
виды налогов и полномочия органов
власти по их установлению и введению.
Налоговые поступления
Налоги Германии делятся на общие, федеральные ,земельные и местные( общинные и коммунальные), а так же пошлины. В настоящее время налоговые доходы федерального бюджета формируются главным образом за счет доли федерации в общих налогах, к которым относятся:
1) подоходный налог с
заработанной платы и с
2) налог на прибыль корпораций;
3) НДС, часть которого перечисляется в бюджет ЕС и в фонд « Немецкое единство»;
4) Промысловый налог
Таблица 2.1- Налоговые доходы федерального бюджета 2004-2008 гг
Налоги |
Доходы федерального бюджета, млрд евро | ||||
2004г |
2005г |
2006г |
2007г |
2008г | |
Подоходный налог |
55,8 |
55,2 |
59,5 |
64,6 |
69,4 |
Налог на прибыль |
14,2 |
16,4 |
17,6 |
17,7 |
17,7 |
НДС |
67,4 |
72,0 |
74,1 |
76,0 |
78,3 |
Промысловый налог |
1,3 |
1,3 |
1,1 |
1,2 |
2,2 |
Налог на Водку |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,1 |
2,1 |
Налог на табак |
14,5 |
15,8 |
16,4 |
16,3 |
16,2 |
Налог на сырую нефть |
42,3 |
42,4 |
42,6 |
42,9 |
43,2 |
Отчисления землям от налога на сырую нефть |
-6,8 |
-7,1 |
-7,2 |
-7,3 |
-7,4 |
Налог на электроэнергию |
6,6 |
6,6 |
6,7 |
6,9 |
7,0 |
Прочие федеральные налоги |
20,4 |
20,7 |
21,4 |
22,0 |
22,6 |
Отчисления в ЕС |
-13,8 |
-16,8 |
-18,1 |
-18,5 |
-19,5 |
Дополнительные доходы |
-15,1 |
-14,6 |
-14,7 |
-14,8 |
-14,7 |
Налоговые доходы |
189,9 |
194,5 |
202,6 |
210,3 |
216,8 |
Вывод: Исходя из данной таблицы видно, что в Германии наибольший удельный вес имеет подоходный налог и НДС. В Германии преобладают прямые налоги. Преобладание прямых налогов говорит о высокой степени справедливости распределения доходов в обществе.
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся рентные платежи, доходы от приватизации земельных участков и иного имущества. В качестве доходов в федеральный бюджет регулярно включается многомиллиардная прибыль Бундесбанка.
К налогам земель относятся налоги на наследство, приобретение земельного участка, автомобили, пиво, проведение лотерей, скачек, содержание игорных домов, пожарных охрану. Однако значительно большая доля доходов в земельные бюджеты поступает в процессе распределения подоходного налога.
К налогам общин относятся местные налоги на потребление и расходы, важнейшими из которых являются поземельный и промысловый( 60% в совокупных доходах общин). Местные налоги на потребление и расходы включают налог на напитки(продажу напитков в разлив), развлечения, собак, охоту и рыбную ловлю. В местные бюджеты поступает налог на открытие питейных заведений, небольших гостиниц, а так же налог с лиц, владеющими двумя квартирами. Согласно законодательству не допускается параллельное взимание одинаковых налогов на уровне земель и общин.1
Расходы федерального бюджета.
Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства.
За счет бюджета обеспечиваются в первую очередь финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. На центральное правительство возлагаются все военные расходы, расходы на внешние отношения, основная часть социальных расходов, а так же расходов на субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование отдельных отраслей, регионов, науки. В структуре расходов на социальные цели они с учетом социальных фондов достигают 46-48%
Таблица 2.2- Расходы федерального бюджета Германии в 2003-2008гг.
Вид расходов |
Расходы федерального бюджета, млн евро | |||||
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. | |
Социальное обеспечение |
||||||
Услуги пенсионного страхования |
23054 |
27567 |
29600 |
21780 |
20936 |
20696 |
Рынок рабочей силы |
3617 |
3560 |
3428 |
2286 |
3362 |
3354 |
Услуги для семьи |
3617 |
3560 |
3468 |
3386 |
3362 |
3354 |
Дотация на аренду жилья |
2791 |
1859 |
850 |
770 |
750 |
730 |
Премия за строительство жилья |
612 |
500 |
521 |
525 |
436 |
442 |
Услуги жертвам войны |
3650 |
3395 |
3032 |
2783 |
2559 |
2352 |
Возмещение, компенсация ущерба |
533 |
571 |
296 |
278 |
263 |
249 |
Сельскохозяйственная |
4022 |
3778 |
3677 |
3794 |
3848 |
3901 |
Оборона |
||||||
Военные расходы |
24472 |
24061 |
23900 |
24000 |
24700 |
24700 |
Дальнейшие оборонные расходы |
122 |
126 |
118 |
114 |
110 |
109 |
Защита потребителей, питание и сельское хозяйство |
||||||
Программа «Улучшение аграрной структуры и охрана окружающей среды побережья» |
743 |
729 |
685 |
680 |
680 |
680 |
Прочие мероприятия в области сельского хозяйства |
485 |
459 |
466 |
457 |
476 |
481 |
Стимулирование экономики |
||||||
Энергия |
2803 |
2473 |
2051 |
1987 |
2336 |
2311 |
Прочее секторальное стимулирование технологии |
491 |
534 |
498 |
460 |
410 |
396 |
Региональное экономическое стимулирование |
4678 |
1008 |
873 |
818 |
738 |
698 |
Гарантии и другие мероприятия |
1386 |
2180 |
1880 |
1860 |
1950 |
1851 |
Транспорт |
||||||
Федеральные железные дороги |
10780 |
10218 |
9520 |
9497 |
9241 |
8437 |
Федеральные автострады |
5572 |
5787 |
5522 |
5117 |
5279 |
5335 |
Федеральные водные пути |
1565 |
1505 |
1549 |
1476 |
1501 |
1507 |
Улучшение транспортного сообщения в общинах |
1721 |
1677 |
1667 |
1667 |
1667 |
1667 |
Прочие мероприятия |
750 |
1376 |
1288 |
1427 |
1425 |
1416 |
Строительное дело |
||||||
Жилье и городское строительство |
1758 |
1975 |
1747 |
1593 |
1358 |
1094 |
Перенос местонахождения парламента |
496 |
351 |
171 |
149 |
90 |
57 |
Исследования, образование и наука, культура |
||||||
Наука, исследования и развитие |
6329 |
6622 |
6694 |
6785 |
6893 |
6991 |
Высшие учебные заведения |
1392 |
1115 |
1097 |
1230 |
1295 |
1275 |
Стимулирование образования, молодых научных кадров |
1268 |
1307 |
1333 |
1330 |
1334 |
1338 |
Профессиональное образование и иные сферы образования |
457 |
1497 |
1165 |
1416 |
1128 |
661 |
Охрана окружающей среды, спорт |
655 |
602 |
625 |
614 |
590 |
581 |
Внутренняя безопасность, иммиграция |
3262 |
3390 |
3442 |
3452 |
3449 |
3954 |
Экономическое сотрудничество и развитие |
3675 |
3721 |
3726 |
3808 |
3885 |
3954 |
Общее финансовое хозяйство |
||||||
Процентные расходы |
36911 |
37708 |
39728 |
39845 |
42661 |
45606 |
Услуги снабжения |
13721 |
13725 |
14271 |
14324 |
14496 |
14702 |
Государственное имущество |
2268 |
2255 |
- |
- |
193 |
680 |
Правопреемство дел учреждения опеки |
441 |
426 |
386 |
361 |
314 |
273 |
Прочие расходы |
7394 |
8182 |
8164 |
8195 |
8182 |
8275 |
Итого |
256699 |
260109 |
249838 |
253639 |
257137 |
260014 |
Вывод: Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес имеют расходы на социальное обеспечение, процентные расходы, на оборону, транспорт. Это говорит о социальной направленности бюджета Германии.
К расходам федеральных властей Германии относятся оборона, социальная сфера, почта, телекоммуникации, транспорт, а так же определенная доля расходов на образование и здравоохранение. Основная доля расходов на образование приходится на бюджеты земель.
В течении последних лет не удается снизить государственный долг до уровня, не превышающего 60% ВВП, как предусмотрено Маастихстскими соглашениями. Государственный долг бюджетов всех уровней в 2003 г. достиг 1331,5 млрд евро( в том числе федеральный долг – 760,5 млрд евро, то есть 57% совокупного долга) . На каждого жителя приходится более 15 тысяч евро государственного долга. Среди федеральных земель выделяется Северный Рейн-Вестфалия, чей долг приблизился к 117 млрд евро.2
Вывод: Формирование бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенные налогов в два раза. Преобладание прямых налогов говорит о высокой степени справедливости распределения доходов в обществе.По части расходов можно сказать, что бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. В Германии бюджет имеет социальную направленность. Основная доля расходов идет на социальное обеспечение. На втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие. Бюджет направлен на обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны, поддержку стратегических и инновационных отраслей.
2.3 Банковская система Германии
В Германии после войны была создана двухуровневая банковская система, где на верхнем уровне находится центральный банк страны - Немецкий федеральный банк, а на втором - коммерческие, или кредитные, банки, а также специализированные кредитные учреждения.
Немецкий федеральный банк (Дойне Бундесбанк) является преемником центрального банка Германии - Рейхсбанка.
После капитуляции Германии в 1945 г. в советской зоне оккупации все отделения Рейхсбанка были закрыты, в то время как в западных зонах они продолжали свою деятельность. В феврале 1948 г. на их базе был создан Банк немецких земель, а в 1957 г. произошли его слияние с центральными банками земель и образование Немецкого федерального банка.