Финансовая система Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение финансовой системы Германии. Для этого рассматриваются все звенья финансовой системы.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать финансовую систему Германии.
2) Рассмотреть понятие финансовой системы государства.
3) Сделать сравнительный анализ финансовых систем России и Германии.
4) Пути совершенствования финансовой системы Германии.
Объект курсовой работы - Финансовая система Германии
Предметом является использование финансов на рынке, а также правильное формирование финансовой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие финансовой системы государства…………………….………...……5
1.2 Тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике………...11
Глава 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
2.1 Характеристика финансовой системы Германии……………………...……..16
2.2 Доходы и расходы федерального бюджета Германии………….………..….21
2.3 Банковская система Германии………………………......………………….…28
2.4 Сравнительная характеристика финансовой системы России и Германии………………………..….32
Глава 3 Пути СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
3.1 Пути увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов…………………………….…………………….…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......………..….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………………………….…41

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ФРГ1 22.docx

— 243.45 Кб (Скачать документ)

Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка Германии. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.

Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы, ибо без преувеличения именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они все же меньше финансов предприятий . Это следует уже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на девять десятых формируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного. Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения - государству, работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам страхового рынка).

Финансы государственных предприятий - составная часть финансовой системы страны. Германия имеет развитый сектор государственной собственности. В руках властей земель, общин и федерального правительства полностью находится транспорт и связь, горная промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии, алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа.

Государство сосредотачивает в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство. Большие средства из бюджета направляются на строительство объектов военного назначения и научные исследования военного характера. Государственные капиталовложения направляются также в инфраструктуру. Деятельность государственных предприятий в Германии в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растут долги государственных предприятий.

Финансовая система Германии



Специальные фонды


Финансы предприятий




Государственный бюджет



Финансы государственных предприятий




Федеральный бюджет


Бюджеты общин


Бюджеты 16 земель



 

Фонд выравнивания бремени войны




 

Фонд развития европейской экономике




 

Рис. 2.1 Финансовая система Германии

Вывод: Финансовая система Германии включает в себя федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги и Федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Германия разбита на финансовые округа.

Формирование бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенных налогов в два раза. Большая часть государственных средств расходуется на социальное обеспечение, на втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие.

Специальные правительственные фонды Германии существуют помимо основных бюджетов. Это могут быть постоянные и временные фонды. Формируются они в основном за счет отчислений с заработной платы. Здесь также преобладают фонды социального обеспечения.

Государственные предприятия относятся в основном к нерентабельным отраслям, поэтому очень часто эти предприятия убыточны и покрывают свои убытки за счет средств федерального бюджета.

Финансовая система  построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политики социальной рыночной экономики. Огромное внимание уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.

2.2 Доходы и расходы федерального бюджета Германии

 В формировании доходов бюджета Германии особую роль играет налоговая политика. В соответствии с объектом налогообложения налоговое законодательство Германии выделяет три вида налогов:

1) налоги на собственность;

2) налоги на обращение;

3) налоги на потребление;

К налогам на собственность  относятся:

налоги на доходы(подоходный налог, налог на прибыль корпораций)

налоги на имущество(налог на наследство, земельный участок, транспортные средства)

К налогам на обращение  относятся косвенные налоги: НДС, налог на страховые операции. 

К налогам на потребление  относятся акцизы

Конституция Германии определяет виды налогов и полномочия органов  власти по их установлению и введению. Налоговые поступления составляют около 80% всех доходов консолидированного бюджета, причем на 2/3 они формируются за счет прямых налогов( подоходного, промыслового и налога на прибыль), а также за счет НДС. Названные четыре налога относятся к общим налогам, поступления от которых формируют бюджеты всех уровней. Но их доля в бюджетах разных уровней различна: в бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно около 9/10, 7/10 и 1/3.

Налоги Германии делятся  на общие, федеральные ,земельные и местные( общинные и коммунальные), а так же пошлины. В настоящее время налоговые доходы федерального бюджета формируются главным образом за счет доли федерации в общих налогах, к которым относятся:

1) подоходный налог с  заработанной платы и с заявленного  дохода, исчисляемого на основе поданных предпринимателями и лицами свободных профессий деклараций;

2) налог на прибыль  корпораций;

3) НДС, часть которого  перечисляется в бюджет ЕС  и в фонд « Немецкое единство»;

4) Промысловый налог       

Таблица 2.1- Налоговые доходы федерального бюджета 2004-2008 гг

  Налоги

                 Доходы федерального бюджета,  млрд евро

    2004г

    2005г

      2006г

     2007г

  2008г

Подоходный          налог

55,8

55,2

59,5

64,6

69,4

Налог на прибыль

14,2

16,4

17,6

17,7

17,7

НДС

67,4

72,0

74,1

76,0

78,3

Промысловый налог

1,3

1,3

1,1

1,2

2,2

Налог на Водку

2,2

2,2

2,2

2,1

2,1

Налог на табак

14,5

15,8

16,4

16,3

16,2

Налог на сырую нефть

42,3

42,4

42,6

42,9

43,2

Отчисления землям от налога на сырую нефть

-6,8

-7,1

-7,2

-7,3

-7,4

Налог на электроэнергию

6,6

6,6

6,7

6,9

7,0

Прочие федеральные налоги

20,4

20,7

21,4

22,0

22,6

Отчисления в ЕС

-13,8

-16,8

-18,1

-18,5

-19,5

Дополнительные доходы

-15,1

-14,6

-14,7

-14,8

-14,7

Налоговые доходы

189,9

194,5

202,6

210,3

216,8


 

Вывод: Исходя из данной таблицы видно, что в Германии наибольший удельный вес имеет подоходный налог и НДС. В Германии преобладают прямые налоги. Преобладание прямых налогов говорит о высокой степени справедливости распределения доходов в обществе.

К неналоговым доходам  федерального бюджета относятся  рентные платежи, доходы от приватизации земельных участков и иного имущества. В качестве доходов в федеральный бюджет регулярно включается многомиллиардная прибыль Бундесбанка.

К налогам земель относятся  налоги на наследство, приобретение земельного участка, автомобили, пиво, проведение лотерей, скачек, содержание игорных  домов, пожарных охрану. Однако значительно большая доля доходов в земельные бюджеты поступает в процессе распределения подоходного налога.

К налогам общин относятся  местные налоги на потребление и  расходы, важнейшими из которых являются поземельный и промысловый( 60% в совокупных доходах общин). Местные налоги на потребление и расходы включают налог на напитки(продажу напитков в разлив), развлечения, собак, охоту и рыбную ловлю. В местные бюджеты поступает налог на открытие питейных заведений, небольших гостиниц, а так же налог с  лиц, владеющими двумя квартирами. Согласно законодательству не допускается параллельное взимание одинаковых налогов на уровне земель и общин.1

Расходы федерального бюджета.

Для Германии во все времена  была характерна высокая роль государства  в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства.

За счет бюджета обеспечиваются в первую очередь финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. На центральное правительство возлагаются все военные расходы, расходы на внешние отношения, основная часть социальных расходов, а так же расходов на субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование отдельных отраслей, регионов, науки. В структуре расходов на социальные цели они с учетом социальных фондов достигают 46-48%

Таблица 2.2- Расходы федерального бюджета Германии в 2003-2008гг.

Вид расходов

              Расходы федерального бюджета,  млн евро

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г. 

2008г.

Социальное обеспечение

 

Услуги пенсионного страхования

23054

27567

29600

21780

20936

20696

Рынок рабочей силы

3617

3560

3428

2286

3362

3354

Услуги для семьи

3617

3560

3468

3386

3362

3354

Дотация на аренду жилья

2791

1859

850

770

750

730

Премия за строительство  жилья

612

500

521

525

436

442

Услуги жертвам войны

3650

3395

3032

2783

2559

2352

Возмещение, компенсация ущерба

533

571

296

278

263

249

Сельскохозяйственная социальная политика

4022

3778

3677

3794

3848

3901

Оборона

 

Военные расходы

24472

24061

23900

24000

24700

24700

Дальнейшие оборонные  расходы

122

126

118

114

110

109

Защита потребителей, питание и сельское хозяйство

 

Программа «Улучшение аграрной структуры и охрана окружающей среды побережья»

743

729

685

680

680

680

Прочие мероприятия в  области сельского хозяйства

485

459

466

457

476

481

 Стимулирование экономики

 

Энергия

2803

2473

2051

1987

2336

2311

Прочее секторальное стимулирование технологии

491

534

498

460

410

396

Региональное экономическое стимулирование

4678

1008

873

818

738

698

Гарантии и другие мероприятия

1386

2180

1880

1860

1950

1851

Транспорт

 

Федеральные железные дороги

10780

10218

9520

9497

9241

8437

Федеральные автострады

5572

5787

5522

5117

5279

5335

Федеральные водные пути

1565

1505

1549

1476

1501

1507

Улучшение транспортного сообщения в общинах

1721

1677

1667

1667

1667

1667

Прочие мероприятия

750

1376

1288

1427

1425

1416

Строительное дело

 

Жилье и городское строительство

1758

1975

1747

1593

1358

1094

Перенос местонахождения парламента

496

351

171

149

90

57

Исследования, образование и наука, культура

 

Наука, исследования и развитие

6329

6622

6694

6785

6893

6991

Высшие учебные заведения

1392

1115

1097

1230

1295

1275

Стимулирование образования, молодых научных кадров

1268

1307

1333

1330

1334

1338

Профессиональное образование и иные сферы образования

457

1497

1165

1416

1128

661

Охрана окружающей среды, спорт

655

602

625

614

590

581

Внутренняя безопасность, иммиграция

3262

3390

3442

3452

3449

3954

Экономическое сотрудничество и развитие

3675

3721

3726

3808

3885

3954

Общее финансовое хозяйство

 

Процентные расходы

36911

37708

39728

39845

42661

45606

Услуги снабжения

13721

13725

14271

14324

14496

14702

Государственное имущество

2268

2255

-

-

193

680

Правопреемство дел учреждения опеки

441

426

386

361

314

273

Прочие расходы

7394

8182

8164

8195

8182

8275

Итого

256699

260109

249838

253639

257137

260014


 

Вывод: Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес имеют расходы на социальное обеспечение, процентные расходы, на оборону, транспорт. Это говорит о социальной направленности бюджета Германии.

К расходам федеральных властей  Германии относятся оборона, социальная сфера, почта, телекоммуникации, транспорт, а так же определенная доля расходов на образование и здравоохранение. Основная доля расходов на образование приходится на бюджеты земель.

В течении последних лет не удается снизить государственный долг до уровня, не превышающего 60% ВВП, как предусмотрено Маастихстскими соглашениями. Государственный долг бюджетов всех уровней в 2003 г. достиг 1331,5 млрд евро( в том числе федеральный долг – 760,5 млрд евро, то есть 57% совокупного долга) . На каждого жителя приходится более 15 тысяч евро государственного долга. Среди федеральных земель выделяется Северный Рейн-Вестфалия, чей долг приблизился к 117 млрд евро.2   

Вывод: Формирование бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенные налогов в два раза. Преобладание прямых налогов говорит о высокой степени справедливости распределения доходов в обществе.По части расходов можно сказать, что бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. В Германии бюджет имеет социальную направленность. Основная доля расходов идет на социальное обеспечение. На втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие. Бюджет направлен на обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны, поддержку стратегических и инновационных отраслей.

2.3 Банковская система Германии

В Германии после войны была создана двухуровневая банковская система, где на верхнем уровне находится центральный банк страны - Немецкий федеральный банк, а на втором - коммерческие, или кредитные, банки, а также специализированные кредитные учреждения.

Немецкий федеральный банк (Дойне Бундесбанк) является преемником центрального банка Германии - Рейхсбанка.

После капитуляции Германии в 1945 г. в советской зоне оккупации все отделения Рейхсбанка были закрыты, в то время как в западных зонах они продолжали свою деятельность. В феврале 1948 г. на их базе был создан Банк немецких земель, а в 1957 г. произошли его слияние с центральными банками земель и образование Немецкого федерального банка.

Информация о работе Финансовая система Германии