Финансовая система Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение финансовой системы Германии. Для этого рассматриваются все звенья финансовой системы.
Исходя из поставленной цели, можно поставить следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать финансовую систему Германии.
2) Рассмотреть понятие финансовой системы государства.
3) Сделать сравнительный анализ финансовых систем России и Германии.
4) Пути совершенствования финансовой системы Германии.
Объект курсовой работы - Финансовая система Германии
Предметом является использование финансов на рынке, а также правильное формирование финансовой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Глава 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие финансовой системы государства…………………….………...……5
1.2 Тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике………...11
Глава 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
2.1 Характеристика финансовой системы Германии……………………...……..16
2.2 Доходы и расходы федерального бюджета Германии………….………..….21
2.3 Банковская система Германии………………………......………………….…28
2.4 Сравнительная характеристика финансовой системы России и Германии………………………..….32
Глава 3 Пути СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ
3.1 Пути увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов…………………………….…………………….…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......………..….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………………………….…41

Работа состоит из  1 файл

Глава 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ФРГ1 22.docx

— 243.45 Кб (Скачать документ)

 

 

Немецкий федеральный банк



I уровень

 

Специализированные кредитные  учреждения


Коммерческие банки



II уровень



Коммерцбанк


Немецкий банк


Дрезденбанк



 

 

Рис. 2.3 Банковская система Германии

В соответствии с законом о Немецком федеральном банке (1957 г. и в новой редакции 1992 г.) он является независимым от правительства. Однако с учетом выполнения поставленных перед ним задач он обязан оказывать поддержку правительству в области общей экономической политики.

Бундесбанк выполняет следующие важные народнохозяйственные функции:

1. Эмиссионного центра страны, т.е. осуществляет эмиссию банкнот в обращение.

2. Валютного центра страны.

3. "Кассира правительства", т.е. Бундесбанк проводит через текущие счета правительства исполнение федерального бюджета.

4. "Банка банков".

5. Расчетного центра страны.

6. Субъекта денежно-кредитного регулирования экономики страны.

С этой целью используются следующие инструменты регулирования:

- Учетная, или дисконтная политика, причем с целью стимулирования инвестиций Бундесбанк проводит политику "дешевых денег", т.е. низких процентных ставок.

- Политика на открытом рынке, т.е. операции с государственными ценными бумагами.

- Политика минимальных или обязательных резервов.

Денежную, валютную и кредитную политику Бундесбанка устанавливает Центральный совет банка. В его состав входят члены правления Бундесбанка и президенты центральных банков земель. Члены правления Бундесбанка назначаются федеральным президентом по предложению правительства ФРГ, а президенты земельных центральных банков - федеральным президентом по предложению Бундесрата (верхней палаты парламента). Центральный совет Бундесбанка возглавляют его президент и вице-президент. Бундесбанк находится во Франкфурте-на-Майне.

Второе звено банковской системы представлено в первую очередь коммерческими, или кредитными банками, среди которых можно выделить гроссбанки, провинциальные коммерческие банки, отделения иностранных банков и частные банкирские дома.

Ведущая роль в банковской системе Германии принадлежит гроссбанкам - Немецкому, Дрезденскому и Коммерческому банкам

Каждый гроссбанк возглавляет финансово-промышленную группу, возникшую на основе их сращивания с промышленными концернами страны. Главной среди "большой тройки" является Дойчебанк, или Немецкий банк, который возглавляет ведущую в стране финансово-промышленную группу. В настоящее время в нее входят крупнейшие концерны таких ключевых отраслей экономики, как электротехника, электроника, атомная, горнорудная и металлургическая промышленность, тяжелое системы автономны, государственные доходы и расходы и банковскую систему Германиитуре финансовой системы Германии, машиностроение и др.

Группа Дрезденбанка включает таких "консолидированных" членов, как Берлинский банк торговли и промышленности. Банкирский дом Ройшеля и К° в Мюнхене, Немецкоюжноамериканский банк в Гамбурге, а также ряд ипотечных банков.

Группа Коммерцбанка, хотя и уступает по экономической мощи двум другим группам "большой тройки", однако также основана на тесных связях ведущего банка с промышленными концернами ИГ-Фарбен, Ганиэль, Верхан, Тиссен, АЭГ и др. Ядром группы является семейный концерн Голышшидт (химические предприятия в Эссене), страховой концерн Герлинта, крупнейшие универмаги «Карштадт АГ» и «Кауфхоф АГ». В группу входит около 50 различных фирм и предприятий.

«Большая тройка» в целом оказывает сильное влияние на рынок капиталов, она фактически хозяйничает на бирже.

В целом для коммерческих или кредитных банков Германии характерным является усиление процессов универсализации в их деятельности. Это означает, что они занимаются почти всеми видами деятельности, кроме выдачи ипотечных ссуд, но включая операции с ценными бумагами.

К специализированным кредитным учреждениям Германии относятся кредитные учреждения, которые специализируются в своей деятельности преимущественно на одном виде операций, хотя и занимаются прочими операциями.

Специализированные банки включают банки с особыми задачами, или государственные кредитные учреждения, ипотечные банки, сберегательные кассы и их центры - жироцентрали, кредитные товарищества и кооперативные центральные банки.

Банки с особыми задачами являются государственными. Они были созданы после войны с целью оказания помощи частному сектору со стороны государства и усиления влияния последнего на процесс общественного воспроизводства. Эти банки непосредственно подчинены правительству страны.

Таблица 2.3-Список крупных банков Германии по версии Forbes

             Ранг

             Компания

Рыночная капитализация

(млрд долларов США)

1

Deutsche Bank

39,75

2

Commerzbank

8,72

3

DVB Bank

1,56

4

Aareal Bank

0,90

5

IKB

0,69


 

Таким образом, можно сделать вывод, что для банковской системы Германии характерным является создание крупного государственного сектора, в который входят Немецкий федеральный банк, государственные банки с особыми задачами, сберегательные кассы, и 12 ипотечных банков.

Вывод: В Германии после войны была создана двухуровневая банковская система, где на верхнем уровне находится центральный банк страны - Немецкий федеральный банк, а на втором - коммерческие, или кредитные, банки, а также специализированные кредитные учреждения.

2.4 Сравнительная характеристика финансовой системы России и Германии

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

В финансовых системах обоих государств можно выделить как сходства, так и различия.

Обеим странам присуще то, что принятие бюджета в обеих странах происходит ежегодно, проходя несколько стадий. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Интересно отметить, что структура доходной и расходной части бюджетов как России, так и Германии претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период. За последние годы в целом она имела социальную направленность, как в Германии, так и в России.

Важно отметить и тот факт, что в последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала на мировом экономическом рынке.

Усиление процессов концентрации и централизации капитала Германии происходит при поддержке государства, которое само выступает как крупнейший предприниматель, которому полностью или частично принадлежат мощные концерны, в отличие от России, где большинство концернов переходят в частные руки.

Местные бюджеты России и Германии имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в Германии основными налогами, образующим федеральный бюджет, являются прямые налоги, к которым относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.

В РФ налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога), что характеризует экономическое состояние России не лучшим образом.

Как в России, так и в Германии финансы играют различную роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой стратегии;

Здесь наблюдается все более тесная связь финансовых отношений и отношений собственности, что находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинга, залога, конвертации долговых ценных бумаг в долевые и др.

Вывод: Проанализировав информацию, изложенную в данной работе можно прийти к некоторым выводам и умозаключениям.

Во-первых, проведя сравнительный анализ двух стран, можно сделать вывод, что финансовые системы России и  Германии имеют как сходства так и различия. Как в одной, так и в другой стране развитие финансовой системы занимает важное место. Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Во-вторых, развитие экономики Германии в последнее время характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.

В Германии формирование бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. При этом следует учесть то, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенных налогов в два раза (в России же, косвенные налоги дают основные поступления в федеральный бюджет). Большая часть государственных средств расходуется на социальное обеспечение. На втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие.

Таким образом, финансовая система Германии построена так, что она вполне соответствует правительственной политике и социально-рыночной экономики.

Интересно отметить тот факт, что огромное внимание уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения, то есть правительство Германии выделяет средства и заботится о своем населении.

В-третьих, отметим то, что финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Интересно то, что устройство государственных финансов имеет особо важное значение в федеративном государстве, поскольку оно не только определяет материальную основу экономического регулирования и социальной политики, но и обеспечивает сбалансированное разделение властных полномочий и ответственности разных уровней государственного управления и, тем самым устройство самой Федерации.

Важно обратить внимание на то, что финансовая система любого государства - это взаимодействие всех элементов как единого целого.

Изменение одной характеристики влечет изменение всей системы в целом. Это можно сравнить как с кругами на воде от брошенного камня. Пусть камень и не велик, но постепенно вода перестанет быть просто гладкой поверхностью и покроется рябью. Даже малейшее изменение может привести к финансовому кризису. Поэтому очень важно финансистам и экономистам обращать внимание на все нюансы, чтобы принять единственно правильное решение.

Таким образом, являясь существенной реальностью сегодняшнего рынка, финансовая система любого государства требует все большего внимания, изучения, анализа и виртуозного владения всеми ее инструментами для достижения и повышения экономического уровня страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГЕРМАНИИ

 3.1 Пути увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов

Одним из основных способов увеличения доходов является увеличение налоговых ставок. Возможности наращивания  доходов бюджета за счет увеличения номинального налогового бремени в настоящее время почти исчерпаны, т.к. налоговое бремя в ФРГ и так одно из самых высоких в Европе. Поэтому основной прирост доходов бюджета можно получить только за счет значительного сокращения налоговых льгот и совершенствования бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости.

Во-первых, некоторые возможности  по увеличению налоговых ставок все же имеются. Можно увеличить налоговую ставку для доходов. Повышение налогов должно привести к увеличению доходов бюджета. Кроме того, необходимо упростить систему налогообложения в целом. За счет объединения некоторых налогов.3

Во-вторых, важнейшее значение для стабилизации налоговой и  бюджетной системы страны имеет пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, НДС. В необходимых случаях (в частности, предприятиям общества инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета. Например, можно отменить налоговые льготы на производство биодизеля.

Информация о работе Финансовая система Германии