Финансовая система Российской Федерации: структура и социально экономическая сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является анализ бюджетной системы ее структуры и социально экономической сущности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить структуру бюджетной системы.
2. Рассмотреть социально-экономическую сущность бюджетов.
3. Провести анализ параметров бюджетной системы и федерального бюджета за 2008-2010 гг.
4. Провести анализ регионального и местного бюджетов за 2008-2010гг.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы построения и функционирования бюджетной системы
1.1 Структура бюджетной системы
1.2 Социально-экономическая сущность бюджетов
2. Анализ бюджетной системы РФ
2.1 Параметры доходов бюджетной системы Российской Федерации
2.2 Параметры расходов бюджетной системы Российской Федерации
2.3 Анализ федерального бюджета
2.4 Анализ бюджета Кировской области
2.5 Анализ бюджета города Кирова
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

содержание

 

 

Введение.................................................................................................................3

1.Теоретические основы построения и функционирования бюджетной системы………………………………………….……………................................4

  1.1  Структура бюджетной системы……………………………………………4

  1.2 Социально-экономическая сущность бюджетов........................................10

2. Анализ бюджетной системы РФ .....................................................................13

  2.1 Параметры доходов бюджетной системы Российской Федерации..........13

  2.2 Параметры расходов бюджетной системы Российской Федерации........15

  2.3 Анализ федерального бюджета...................................................................16

  2.4 Анализ бюджета Кировской области..........................................................21

  2.5 Анализ бюджета города Кирова..................................................................25

Заключение............................................................................................................30

Библиографический список.................................................................................33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

   В экономике любого государства первостепенную роль играет финансовый механизм и важнейшим его элементом является бюджетная система. Она позволяет осуществлять регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

   Кризисы 90-х годов, а так же 2008-2010г затронули финансовую систему, а в первую очередь бюджетную. Очевидно, что успех государства в сфере экономики будет зависеть от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества и насколько эффективной и современной является политика в сфере финансов. В связи с этим изучение темы получило в настоящее время особую популярность.

   Все это обусловило выбор темы курсовой работы «Финансовая система Российской Федерации: структура и социально экономическая сущность»

Целью написания работы является анализ бюджетной системы ее структуры и социально экономической сущности.

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить структуру бюджетной системы.
    2. Рассмотреть социально-экономическую сущность бюджетов.
    3. Провести анализ параметров бюджетной системы и федерального бюджета за 2008-2010 гг.
    4. Провести анализ регионального и местного бюджетов за 2008-2010гг.

Объектом исследования является структура бюджетной системы.

   Теоретической и методической основой при написании работы послужили законодательные и нормативные акты, а так же использовалась учебно-методическая литература, интернет ресурсы.

 

 

    1. Теоретические основы построения и функционирования бюджетной системы

          1.1 Структура бюджетной системы

 

 

   Для того чтобы приступить к изучению структуры бюджетной системы дадим определение самой бюджетной системы.

Бюджетная система-совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических нормах. Ее характер определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства[12.]

   Различия в государственном устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обуславливают наличие разных видов

бюджетных систем.

   Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру. В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах, закрепленных за ними полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.

  Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.

 

   В состав РФ входит 83 субъекта, и каждый субъект имеет собственный региональный бюджет. Кроме федерального и регионального уровней власти на всей территории Российской Федерации в муниципальных образованиях осуществляется местное самоуправление. Муниципальными образованиями в Российской Федерации считаются муниципальные районы, городские округа городские и сельские поселения (так называемый второй уровень местного самоуправления), а также внутригородские территории городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга).

   Помимо понятия федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие "консолидированный бюджет". Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированные бюджеты законом не является. Основная их функция - информационная. Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории. [13.]

   Современная бюджетная система России относится к западноевропейскому типу и находится в стадии совершенствования, при реализации которой отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций

между федеральным и  территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления. А теперь рассмотрим каждый вид бюджета более подробно.

 

 

   Федеральный бюджет- часть государственного бюджета государства с федеральной формой государственного устройства, которой распоряжается центральное правительство.[12.]

  Он является ведущим звеном бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения. Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

[14.]

 

 

   Региональный бюджет-совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе (например, бюджет Кировской области).

[15.]

   В бюджетном кодексе РФ бюджетом субъекта называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

   Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

Процедура рассмотрения проектов региональных бюджетов аналогична рассмотрению федерального бюджета. [5.]

 

   Местные бюджеты составляют 3 уровень бюджетной системы Российской Федерации. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

 

 

Местные бюджеты характеризуются:

1 Широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса; 
2 Высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой данной экономической категории; 
3 Гибкостью, поскольку система бюджетных методов управления формируется не как заданная раз и навсегда, а как динамичная, постоянно развивающаяся в зависимости от целей и задач территориального развития.

Экономическая сущность проявляется в их значении:

1. формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

2. распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления

3. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

На территории РФ принимаются 25 тысяч местных бюджетов, среди  которых районные, городские, поселковые и сельские.

 

    Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства является понятие консолидированного бюджета.

   Консолидированный бюджет-это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.

   Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов.

   Консолидированные бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации. Показатели консолидированных  
бюджетов используются в бюджетных и финансовых планировании и прогнозировании (при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий – используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий (например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование).

    Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, с помощью показателя консолидированного бюджета Российской Федерации определяется степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

   Бюджет консолидированный не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом.

   Бюджет консолидированный выполняет, таким образом, функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем.[16.]

 

 

 

 

 

 

  1.2 Социально-экономическая сущность бюджетов

 

 

   Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

    В приложении к публичным финансам под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле — основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации: структура и социально экономическая сущность