Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа
Целью написания работы является анализ бюджетной системы ее структуры и социально экономической сущности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить структуру бюджетной системы.
2. Рассмотреть социально-экономическую сущность бюджетов.
3. Провести анализ параметров бюджетной системы и федерального бюджета за 2008-2010 гг.
4. Провести анализ регионального и местного бюджетов за 2008-2010гг.
Введение
1.Теоретические основы построения и функционирования бюджетной системы
1.1 Структура бюджетной системы
1.2 Социально-экономическая сущность бюджетов
2. Анализ бюджетной системы РФ
2.1 Параметры доходов бюджетной системы Российской Федерации
2.2 Параметры расходов бюджетной системы Российской Федерации
2.3 Анализ федерального бюджета
2.4 Анализ бюджета Кировской области
2.5 Анализ бюджета города Кирова
Заключение
Библиографический список
С развитием общества существенно меняется социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего — бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних.
Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.
Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.
С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.
Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.
С сущностых позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.
Косвенное регулирование осуществляется через финансовую и кредитную политику. Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг.
При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия, ни государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные и гарантии по банковским ссудам.
Благоприятное воздействие бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.
Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику.
Одним из них является фискальная политика. Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости.
Крупным направлением бюджетной
политики и соответственно функций
бюджета является использование
бюджетных средств для
[11, С 181-186]
2.1 Анализ бюджетной системы РФ
2.1. Параметры доходов бюджетной системы Российской Федерации
Основные параметры бюджетной системы РФ предопределяются параметрами основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, целевыми ориентирами денежно-кредитной и долговой политики, предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию
(услуги) субъектов естественных
монополий и услуг ЖКХ
Основные параметры доходов бюджетной системы РФ, млрд. руб.
Показатель |
2009 факт |
2010 факт |
2011 план |
2012 План |
2013 План |
Доходы, всего |
13286,8 |
14978,8 |
17520,1 |
19025 |
20538,7 |
%% к ВВП |
34 |
33,2 |
34,8 |
34 |
33,2 |
Федеральный Бюджет |
7337,8 |
7860,9 |
8844,6 |
9503,5 |
10379,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3506,4 |
4775,6 |
5512,9 |
6028,7 |
6623,6 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
1390,7 |
2182,4 |
3057,6 |
3345,5 |
3695,6 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5923,6 |
6144,8 |
6497,8 |
6828,4 |
7337,6 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов |
4437,5 |
4808,5 |
5238,3 |
5804,8 |
6374,3 |
Территориальные ФОМС |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
120,8 |
127 |
379,6 |
371,2 |
88,9 |
Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 14,6% в 2010 году до 18,0% в 2013 году. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 32,1% в 2010 году до 31,0% в 2013 году.
Доля доходов
2.2 Параметры расходов бюджетной системы Российской Федерации
Таблица 2
Основные параметры расходов бюджетной системы РФ, млрд. руб.
Показатель |
2009 факт |
2010 факт |
2011 план |
2012 план |
2013 план |
Расходы, всего |
15987 |
17801,6 |
19620,3 |
21033 |
22462,9 |
%% к ВВП |
40,9 |
39,4 |
38,9 |
37,6 |
36,3 |
Федеральный Бюджет |
9660,1 |
10232,8 |
10658,6 |
11237,9 |
12175,6 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов |
6077,9 |
6325,3 |
6966,5 |
7555,2 |
8312,7 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3555 |
4808,9 |
5502,4 |
6024,5 |
6616 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
3446,4 |
4705,7 |
5394,4 |
5904,9 |
6213,1 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6252,9 |
6562,4 |
6794,5 |
7106,2 |
7473,6 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
5983,6 |
6267,8 |
6469,7 |
6722,7 |
7021,7 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 27,0 % в 2010 году до 29,5% в 2013 году Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 36,9% в 2010 году до 33,3% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 42,5% в 2010 год до 40,0% в 2013 году.
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 34,8-33,2%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,9% до 36,3% к ВВП и дефицита с 4,2% до 3,1% к ВВП.
Как мы видим, наблюдается дефицит бюджета. За последние 3 года он сократился с 2778,1 млрд. руб. до 1825,1 млрд. руб. И по прогнозным данным за последние 2 года он должен сократиться до 1490,7 млрд. руб.
2.3. Анализ федерального бюджета за 2008-2010гг
В основе разработки государственного бюджета на 2008 год и на период до 2010 года лежали достигнутые результаты в 2000-е годы бюджетной политики, а так же перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.
Разработка параметров федерального бюджета в следующие годы была апробирована в форме перспективного финансового плана, опыт которого был реализован на трех летний период 2008-2010 года.
Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2008-2010 годы являются их планирование и утверждение на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда, будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.
Структура доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.
Виды доходов |
2008 |
2009 |
2010 | |||
Млрд. руб. |
Уд. вес % |
Млрд. руб. |
Уд. вес % |
Млрд. руб. |
Уд. вес % | |
Нефтегазовые доходы |
2383,1 |
35,9 |
2351,9 |
31,5 |
2348,3 |
29,0 |
Доходы без учета нефтегазовых доходов |
4261,3 |
64,1 |
5113,5 |
68,5 |
5741,7 |
71,0 |
Налог на прибыль организаций |
533,38 |
8,0 |
583,76 |
7,8 |
636,28 |
7,9 |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ |
1404,1 |
21,1 |
1914,5 |
25,6 |
2206,5 |
27,3 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
888,97 |
13,4 |
1029,8 |
13,8 |
1182,5 |
14,6 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
36,57 |
0,6 |
39,5 |
0,5 |
37,31 |
0,5 |
Государственная пошлина, сборы |
32,24 |
0,5 |
34,5 |
0,5 |
36,56 |
0,5 |
Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
435,79 |
6,6 |
496,36 |
6,6 |
562,8 |
7,0 |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей |
1,3 |
0,0 |
2,1 |
0,0 |
2,7 |
0,0 |
Прочие доходы |
929,04 |
14,0 |
1013,1 |
13,6 |
1077 |
13,3 |
Итого |
6644,4 |
100 |
7465,5 |
100 |
8090 |
100 |
Основным фактором существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП является снижение доли нефтегазового сектора в экономике страны (для примера: 20,7% в 2006 году до 14,9% в 2010 году).
Статья «Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ» имеет самое большое положительное отклонение - 4,5% и характеризуется устойчивым ростом показателей (2008г. - 21%, 2009 - 25%, 2010г. - 27%).
Аналогичная ситуация наблюдается по статье «Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ», где рост суммы доходов на протяжении трехлетнего периода определен с 888,97 до 1182,5млрд. руб. (13 и 15% соответственно).
Статьи «Государственная пошлина, сборы» и «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» схожи по показателям и динамике - незначительное отрицательное отклонение (-0,02%, при сумме доходов 36% и удельном весе 0,5%).
Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 501,8 млрд. рублей. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:
-рост ВВП - на 323,5 млрд. рублей;
-изменение объемов импорта - на 144,2 млрд. рублей;
-увеличение прибыли
прибыльных предприятий,
-изменение структуры объемных показателей - на 6,8 млрд. руб.;
-изменение экспортных цен на газ природный - на 2,3 млрд. руб.
Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:
-изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 74,2 млрд. рублей;
-изменения объемов экспорта - на 9,7 млрд. рублей
Таблица 4
Структура расходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.
Расходы федерального бюджета |
2008 |
2009 |
2010 | |||
млрд. руб. |
уд. вес % |
млрд. руб. |
уд. вес % |
млрд. руб. |
уд. вес % | |
1. Общегосударственные вопросы |
828,78 |
12,61 |
899,84 |
12,08 |
963,1 |
11,90 |
2. Национальная оборона |
509,1 |
7,75 |
566,74 |
7,61 |
596,19 |
7,37 |
3. Национальная
безопасность и |
521,84 |
7,94 |
642,61 |
8,62 |
693,51 |
8,57 |
4. Национальная экономика |
702,32 |
10,69 |
789,62 |
10,60 |
528,55 |
6,53 |
5. Жилищно-коммунальное хозяйство |
54,56 |
0,83 |
56,29 |
0,76 |
51,86 |
0,64 |
6. Охрана окружающей среды |
9,33 |
0,14 |
10,21 |
0,14 |
10,96 |
0,14 |
7. Образование |
307,19 |
4,68 |
313,64 |
4,21 |
339,85 |
4,20 |
8. Культура, кинематография, СМИ |
83,81 |
1,28 |
73,01 |
0,98 |
67,58 |
0,84 |
9. Здравоохранение, физическая культура и спорт |
211,69 |
3,22 |
245,22 |
3,29 |
295,36 |
3,65 |
10. Социальная политика |
270,86 |
4,12 |
342,67 |
4,60 |
396,54 |
4,90 |
11. Межбюджетные трансферты |
2281,56 |
34,73 |
2423,12 |
32,52 |
2720,97 |
33,63 |
12. Условно утвержденные расходы |
0,00 |
186,3 |
2,50 |
404,5 |
5,00 | |
13. Секретные статьи расходов |
789,26 |
12,01 |
901,87 |
12,10 |
1021 |
12,62 |
Итого |
6570,3 |
100,00 |
7451,15 |
100,00 |
8089,97 |
100,00 |